«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»
Продолжаем публикации об аулах Дагестана из новой энциклопедии Сабира Нурмагомедова «Все населенные пункты Дагестана» .
«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»
Нижний Батлух
Древнейшее селение Шамильского района высокогорного Дагестана. Батлух — в переводе с аварского языка означает «У солнца», «На солнечной стороне». О древности села можно судить по находкам, найденным при строительстве домов, свидетельствующим о том, что люди здесь жили еще в период бронзового века.
В самом селении и вокруг него обнаружено много доисламских захоронений.
В ХII-ХIV веках в Дагестане начинается процесс укрупнения сел. Это было связано и с проникновением и распространением в нагорном Дагестане ислама. Батлухцы приняли ислам в ХIII-ХIV веках и объединились в одно село Батлух. Об этом свидетельствует и факт строительства большой мечети, ныне находящейся в центре села.
Батлух — село опытных охотников, талантливых каменщиков и находчивых воинов. По легенде, когда воины ушли на помощь Хунзаху, враги захватили территорию вокруг села. Узнав о том, что воинов в селении нет, они начали пировать, предвкушая близкую победу. Один старик, который сам не мог ходить, попросил, чтобы его вынесли к воротам, т.е. к КавутIа и дали ему лук со стрелой. Через наблюдательное отверстие якобы этот старик поразил вражеского зурнача через отверстие в зурне. Пир смолк, зурнач упал бездыханным. Враги собрались и ушли восвояси.
Мечеть в селении была отреставрирована в 1838 году, а в 1848 году был построен и минарет, который тоже впоследствии был заново отстроен в конце XIX века выдающимся зодчим по имени ТаламухIамад. Минарет высится и по сей день.
Около 30 человек из Батлуха были мюридами у имама Шамиля, принимали участие в его борьбе. Батлухское наибство с 1860 года до 1900 г. находилось в составе Аварского округа, а с 1900 г — в составе Гунибского округа.
Село Батлух известно и своими учеными-арабистами и тарикатскими шейхами. В начале 90-х годов в нем было построено одно из первых в Дагестане медресе.
Сейчас селение Батлух — это большое и благоустроенное работящее село с современными домами, дорогами, водопроводом и социальными учреждениями. В селе ныне более 450 хозяйств.
Нижнее Гаквари
Селение Цумадинского района Дагестана, где и стар и млад любят говорить о том, что дед имама Шамиля Деньгамагомед был их односельчанином, и что он, будучи кузнецом и жестянщиком, уехал на работу и осел на жительство в Гимрах. Каждому гостю покажут развалины дома в квартале Чиквадачи, который будто бы принадлежал деду великого имама. Для аульчан этот факт настолько очевиден, что даже были разговоры о реставрации дома под музей.
Аул расположен на Андийском хребте. Даже в самые холодные месяцы днем на улочках аула тает снег. Здесь много живописных мест. Особенно берегут гакваринцы березняки в урочищах Учудахе, Асали, Уунч, Нижнее Гаквари и сосновый лес в урочище Самуч.
Всякий с радостью поведет гостя по улочкам старого аула, где превращенные в жилые дома бывшие сторожевые башни, соединенные подземными ходами, представляли в древности неприступную крепость. Расскажут о том, что село происходит от трех братьев из Хунзаха, поселившихся здесь в давние времена, о частых стычках с жителями соседних аулов.
Из уст в уста передаются предания о том, как в составе войска чамалинцев аульчане принимали участие в битве против Надиршаха близ Согратля. Другое войско под предводительством наиба Микаила помогло имаму Шамилю освободить Гергебиль. Расскажут гостю и об участнике русско-японской войны офицере Закарье; о медресе устара Сайпудина, об установлении красными партизанами Муслима Атаева советской власти в ауле; о первом председателе колхоза Сажиде А6дурахманове; о первом учителе школы, открытой в ауле в 1930 году Абдулкериме Башатил; о том, как в 1935 году провели в аул телефон, а в 1952 году — электричество…
В августе 1996 года нижнегакваринцы совместно с жителями соседнего аула Верхнее Гаквари отметили 1500-летие сел. Именно такую дату установили местные краеведы, изучив предания и надписи на надмогильных плитах, домах, мечетях. Великая Отечественная война оставила в истории аула тяжелый след. Несколько десятков аульчан не вернулось с фронта. А вернувшихся, как рассказывал инвалид войны Хайрула Накаевич Микаилов, можно было сосчитать по пальцам.
Нижний Дженгутай
Село в Буйнакском районе Дагестана, моноэтническое, кумыкское (99,8 % населения).
О возникновении села, или, как его раньше называли Большого Дженгутая, существует немало интересных преданий.
Согласно одному из них основателями Нижнего Дженгутая, также как Нижнего и Верхнего Казанища и Доргели являются выходцы из разрушенного Тамерланом кумыкского средневекового города Аркаса.
Данный факт подтверждался принадлежностью еще в середине XIX в. земель вокруг Аркаса, Нижнедженгутайской сельской общине.
Историю Н. Дженгутая отражают и названия его кварталов: Чагар-аул, Гуржи-аул, Телет-аул, Гурен-аул, Батла-аул, Етти- аул, Казан-аул, Мажагат-аул.
Чагар-аул. Некоторые исследователи слово «чагар» отождествляют с названием племени. Страшное безземелье в горах приводило к тому, что часть крестьян уходила на кумыкскую плоскость и на кабальных условиях селилась на землях местных феодалов. Таким образом, из пришлых людей образовалась особая группа крепостных крестьян — чагаров. Их количество пополнялись и за счет рабов и рабынь, отпущенных хозяевами. Квартал Телет-аул был образован переселенцами из аварского села Телетль. Предположительно переселение произошло сто лет назад, т.е. в последние годы движения горцев под руководством Шамиля или в первые годы после его пленения. Потомки переселенцев, хотя и забыли аварский язык, хорошо помнят, что являются выходцами из Аварии.
Гурен-аул. Этот квартал расположен на возвышенной части аула. Раньше там, жили бии, беки. Сейчас это центр аула.
Батла-аул — в переводе «Топорный аул». Название, вероятно, связано с тем, что горцы, подготавливая место для будущего села, вырубали лес.
Етти-газан-ауя — «Квартал семи кастрюль».
Мажагат-аул расположен недалеко от базара. По преданию, когда прадед дженгутаевца Гасана собрался поставить здесь дом, прохожий обратился к нему с вопросом, что, мол, собираешься делать? Получив ответ, незнакомец пожелал удачи и добавил: «Мажагат-аул болсун» (Пусть будет дальний аул). Квартал на самом деле самый дальний в селе: он находится за речкой Ал-озен.
Нижний Дженгутай являлся столицей Мехтулинского ханства. В 1818 г. селение был разорено войсками А.П. Ермолова в наказание за активное участие в начальном этапе Кавказской войны. В годы гражданской войны селение тоже находилось в самом центре военных действий.
Нижнее Инхо
Село Гумбетовского района Дагестана расположено на живописном берегу реки Андийское Койсу.
Аул возник еще до принятия ислама Дагестаном. Доисламские захоронения были обнаружены при проведении сельскохозяйственных работ. Из земли был выкопан огромный, в человеческий рост христианский крест, что свидетельствует о христианской вере прежних жителей. На основании этих и других фактов можно предположить, что здесь люди селились более 1000 лет тому назад.
О происхождении названия села существует версия, что оно произошло от слова Ихх – «поток», с аварского. Село со всех сторон окружено горами, и после дождя потоки обильно стремятся в Инховскую долину. Инховцы принимали участие в деятельности 1-го имама Дагестана Газимагомеда из Гимры.
Село расположено недалеко от знаменитого Ахульго – оплота борьбы третьего имама Дагестана Шамиля против царских войск. В одном из документов хранящемся в Дагестанском филиале Академии Наук России написано: с. Нижнее Инхо расположено на пересечении дорог в Чечню, Хунзах, Ботлих и что при своих походах имам Шамиль останавливался в нем и каждый раз к отрядам Шамиля присоединялись воины из села, вследствие чего были больше потери среди мужского населения села.
Нижнеинховцы участвовали и в гражданской войне.
Но после победы большевиков село все равно было на особом счету у Советской власти как «Осиное гнездо» мюридов.
Из этого маленького аула в первые же дни начала войны, на фронт ушли около 50 молодых ребят, и среди них все мальчики первого выпуска семилетней школы. Из этого выпуска никто не вернулся домой! Отдали жизнь за свободу и независимость нашей Родины 25 жителей. В центре села стоит обелиск в память о героях.
Многие из сельчан-участников Великой Отечественной войны были награждены орденами и медалями Родины.
Летом 1999 года, когда отряды незаконных вооруженных бандформирований совершили вероломное нападение на Дагестан, инховцы наряду со всеми показали мужество, и решительность в отстаивании независимости своей малой и большой Родины. В срочном порядке было создано ополчение села, которое охраняло мосты и дороги ведущие в Ботлих.
Инховцы живут компактно, в основном в своем селе.