Аулы Дагестана

«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»

Продолжаем публикации об аулах Дагестана из новой энциклопедии Сабира Нурмагомедова «Все населенные пункты Дагестана» .

«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»

 

Нижний Батлух

Древнейшее селение Шамильского района высокогорного Да­гестана. Батлух — в переводе с аварского языка означает «У солн­ца», «На солнечной стороне». О древности села можно судить по находкам, найденным при строительстве домов, свидетельству­ющим о том, что люди здесь жили еще в период бронзового века.

В самом селении и вокруг него обнаружено много доислам­ских захоронений.

В ХII-ХIV веках в Дагестане начинается процесс укрупнения сел. Это было связано и с проникновением и распростране­нием в нагорном Дагестане ислама. Батлухцы приняли ислам в ХIII-ХIV веках и объединились в одно село Батлух. Об этом свидетельствует и факт строительства большой мечети, ныне находящейся в центре села.

Батлух — село опытных охотников, талантливых каменщи­ков и находчивых воинов. По легенде, когда воины ушли на помощь Хунзаху, враги захватили территорию вокруг села. Узнав о том, что воинов в селении нет, они начали пировать, предвкушая близкую победу. Один старик, который сам не мог ходить, попросил, чтобы его вынесли к воротам, т.е. к КавутIа и дали ему лук со стрелой. Через наблюдательное от­верстие якобы этот старик поразил вражеского зурнача че­рез отверстие в зурне. Пир смолк, зурнач упал бездыханным. Враги собрались и ушли восвояси.

Мечеть в селении была отреставрирована в 1838 году, а в 1848 году был построен и минарет, который тоже впослед­ствии был заново отстроен в конце XIX века выдающимся зод­чим по имени ТаламухIамад. Минарет высится и по сей день.

Около 30 человек из Батлуха были мюридами у имама Ша­миля, принимали участие в его борьбе. Батлухское наибство с 1860 года до 1900 г. находилось в составе Аварского округа, а с 1900 г — в составе Гунибского округа.

Село Батлух известно и своими учеными-арабистами и та­рикатскими шейхами. В начале 90-х годов в нем было постро­ено одно из первых в Дагестане медресе.

Сейчас селение Батлух — это большое и благоустроенное работящее село с современными домами, дорогами, водо­проводом и социальными учреждениями. В селе ныне более 450 хозяйств.

 

Нижнее Гаквари

Селение Цумадинского района Дагестана, где и стар и млад любят говорить о том, что дед имама Шамиля Деньгамагомед был их односельчанином, и что он, будучи кузнецом и жестян­щиком, уехал на работу и осел на жительство в Гимрах. Каж­дому гостю покажут развалины дома в квартале Чиквадачи, который будто бы принадлежал деду великого имама. Для аульчан этот факт настолько очевиден, что даже были разго­воры о реставрации дома под музей.

Аул расположен на Андийском хребте. Даже в самые хо­лодные месяцы днем на улочках аула тает снег. Здесь много живописных мест. Особенно берегут гакваринцы березняки в урочищах Учудахе, Асали, Уунч, Нижнее Гаквари и сосновый лес в урочище Самуч.

Всякий с радостью поведет гостя по улочкам старого аула, где превращенные в жилые дома бывшие сторожевые башни, соединенные подземными ходами, представляли в древности неприступную крепость. Расскажут о том, что село происхо­дит от трех братьев из Хунзаха, поселившихся здесь в давние времена, о частых стычках с жителями соседних аулов.

Из уст в уста передаются предания о том, как в составе войска чамалинцев аульчане принимали участие в битве про­тив Надиршаха близ Согратля. Другое войско под предводи­тельством наиба Микаила помогло имаму Шамилю освобо­дить Гергебиль. Расскажут гостю и об участнике русско-япон­ской войны офицере Закарье; о медресе устара Сайпудина, об установлении красными партизанами Муслима Атаева со­ветской власти в ауле; о первом председателе колхоза Сажи­де А6дурахманове; о первом учителе школы, открытой в ауле в 1930 году Абдулкериме Башатил; о том, как в 1935 году про­вели в аул телефон, а в 1952 году — электричество…

В августе 1996 года нижнегакваринцы совместно с жителя­ми соседнего аула Верхнее Гаквари отметили 1500-летие сел. Именно такую дату установили местные краеведы, изучив предания и надписи на надмогильных плитах, домах, мечетях. Великая Отечественная война оставила в истории аула тяже­лый след. Несколько десятков аульчан не вернулось с фронта. А вернувшихся, как рассказывал инвалид войны Хайрула На­каевич Микаилов, можно было сосчитать по пальцам.

 

Нижний Дженгутай

Село в Буйнакском районе Дагестана, моноэтническое, ку­мыкское (99,8 % населения).

О возникновении села, или, как его раньше называли Боль­шого Дженгутая, существует немало интересных преданий.

Согласно одному из них основателями Нижнего Дженгутая, также как Нижнего и Верхнего Казанища и Доргели являются выходцы из разрушенного Тамерланом кумыкского средневе­кового города Аркаса.

Данный факт подтверждался принадлежностью еще в сере­дине XIX в. земель вокруг Аркаса, Нижнедженгутайской сель­ской общине.

Историю Н. Дженгутая отражают и названия его кварталов: Чагар-аул, Гуржи-аул, Телет-аул, Гурен-аул, Батла-аул, Етти- аул, Казан-аул, Мажагат-аул.

Чагар-аул. Некоторые исследователи слово «чагар» ото­ждествляют с названием племени. Страшное безземелье в горах приводило к тому, что часть крестьян уходила на кумык­скую плоскость и на кабальных условиях селилась на землях местных феодалов. Таким образом, из пришлых людей обра­зовалась особая группа крепостных крестьян — чагаров. Их ко­личество пополнялись и за счет рабов и рабынь, отпущенных хозяевами. Квартал Телет-аул был образован переселенцами из аварского села Телетль. Предположительно переселение произошло сто лет назад, т.е. в последние годы движения горцев под руководством Шамиля или в первые годы после его пленения. Потомки переселенцев, хотя и забыли аварский язык, хорошо помнят, что являются выходцами из Аварии.

Гурен-аул. Этот квартал расположен на возвышенной части аула. Раньше там, жили бии, беки. Сейчас это центр аула.

Батла-аул — в переводе «Топорный аул». Название, вероят­но, связано с тем, что горцы, подготавливая место для буду­щего села, вырубали лес.

Етти-газан-ауя — «Квартал семи кастрюль».

Мажагат-аул расположен недалеко от базара. По преда­нию, когда прадед дженгутаевца Гасана собрался поставить здесь дом, прохожий обратился к нему с вопросом, что, мол, собираешься делать? Получив ответ, незнакомец пожелал удачи и добавил: «Мажагат-аул болсун» (Пусть будет дальний аул). Квартал на самом деле самый дальний в селе: он нахо­дится за речкой Ал-озен.

Нижний Дженгутай являлся столицей Мехтулинского хан­ства. В 1818 г. селение был разорено войсками А.П. Ермолова в наказание за активное участие в начальном этапе Кавказ­ской войны. В годы гражданской войны селение тоже находи­лось в самом центре военных действий.

 

Нижнее Инхо

Село Гумбетовского района Дагестана расположено на жи­вописном берегу реки Андийское Койсу.

Аул возник еще до принятия ислама Дагестаном. Доислам­ские захоронения были обнаружены при проведении сель­скохозяйственных работ. Из земли был выкопан огромный, в человеческий рост христианский крест, что свидетельствует о христианской вере прежних жителей. На основании этих и других фактов можно предположить, что здесь люди селились более 1000 лет тому назад.

О происхождении названия села существует версия, что оно произошло от слова Ихх – «поток», с аварского. Село со всех сторон окружено горами, и после дождя потоки обильно стремятся в Инховскую долину. Инховцы принимали участие в деятельности 1-го имама Дагестана Газимагомеда из Гимры.

Село расположено недалеко от знаменитого Ахульго – оплота борьбы третьего имама Дагестана Шамиля против царских войск. В одном из документов хранящемся в Даге­станском филиале Академии Наук России написано: с. Ниж­нее Инхо расположено на пересечении дорог в Чечню, Хунзах, Ботлих и что при своих походах имам Шамиль останавливался в нем и каждый раз к отрядам Шамиля присоединялись воины из села, вследствие чего были больше потери среди мужско­го населения села.

Нижнеинховцы участвовали и в гражданской войне.

Но после победы большевиков село все равно было на осо­бом счету у Советской власти как «Осиное гнездо» мюридов.

Из этого маленького аула в первые же дни начала войны, на фронт ушли около 50 молодых ребят, и среди них все мальчи­ки первого выпуска семилетней школы. Из этого выпуска ни­кто не вернулся домой! Отдали жизнь за свободу и независи­мость нашей Родины 25 жителей. В центре села стоит обелиск в память о героях.

Многие из сельчан-участников Великой Отечественной войны были награждены орденами и медалями Родины.

Летом 1999 года, когда отряды незаконных вооруженных бандформирований совершили вероломное нападение на Дагестан, инховцы наряду со всеми показали мужество, и решительность в отстаивании независимости своей малой и большой Родины. В срочном порядке было создано ополче­ние села, которое охраняло мосты и дороги ведущие в Ботлих.

Инховцы живут компактно, в основном в своем селе.