«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»
Продолжаем публикации об аулах Дагестана из новой энциклопедии Сабира Нурмагомедова «Все населенные пункты Дагестана» .
«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»
Мургук
Село расположено в Сергокалинском районе Дагестана, один из древнейших аулов республики. Об этом говорят древние захоронения и каменные саркофаги из плит песчаника длиной до 3-х метров. Здесь же был найден крест и другие реликвии христианской религии. Видимо, на этом месте некогда проживали люди, исповедовавшие христианство.
Мургук сперва возник на гребне скалы, как крепость. Это место было удобно для защиты от завоевателей.
В древности постоянно происходили столкновения мургукцев с жителями села Башлыкент, которое относилось к Кайтагскому уцмийству. На некоторое время Кайтагскому уцмию даже удалось покорить жителей Мургука и присоединить село к уцмийству.
Уцмий назначил своим наместником Герей-Талхъана, который пользовался неограниченной властью над жителями села. Свой дом-крепость он построил на самом высоком месте, чтобы вести наблюдение за всей окружающей территорией и людьми.
Жители села были возмущены беспредельной властью Герея. Однажды, когда он возвращался с очередной поездки к уцмию, недалеко от села Башлыкент его выследили и убили. Немногочисленные жители Мургука, чтобы защищаться от вторжения отрядов уцмия, обратились за помощью к жителям Урахинского вольного общества. С тех пор село находилось в составе Урахинского вольного общества. Даже язык мургукцев относится к урахинскому диалекту.
На кладбище села по надписям на надгробных памятниках можно узнать, что каждый род имел свою территорию для захоронения родича. Самая древняя надпись на надгробных памятниках относится к IX веку.
Согласно переписи 1883 года здесь проживало 1150 жителей.
Сейчас в селении около 3000 жителей и свыше 500 хозяйств.
Почти треть выходцев из Мургука проживает за пределами села.
Жители Мургука гордятся своими сельчанами, среди которых немало известных в республике и за ее пределами людей.
Муслах
История этого цахурского селения, расположенного в Рутульском районе Дагестана высоко в горах, на высоте 2000 метров над уровнем моря, уходит в глубокую древность.
Побывавшие в Муслахе, всегда восхищались его природой – рядом сосновый лес, водные источники с целебными свойствами, в низовьях протекают реки. С древних времен основным занятием муслахцев было скотоводство в сочетании с земледелием. Разводили, главным образом, мелкий скот. Зимой его обычно пасли в Закавказской равнине, а весной возвращали в горы.
Важнейшей ценностью для муслахцев являлась семья. Как правило, они у них многодетные, высок авторитет родителей, показывающих пример скромности детям. Разводов было исключительно мало. В Муслахе семь женщин награждены золотой медалью «Мать-героиня».
Женщины на своих хрупких плечах стойко выносили тяготы жизни в высокогорных условиях. Они занимались производством паласов, сумахов, ковров, шерстяных джурабов с удивительно красивыми узорами, которые пользовались спросом в соседних селениях.
В далекие 50–70-е годы в селении насчитывалось около 100 хозяйств. Со второй половины 80-х годов в силу ряда объективных и субъективных обстоятельств начался отток жителей в другие регионы республики, частично в Азербайджан.
Сейчас в Муслахе осталось – примерно 40–45 хозяйств. Уменьшилось и количество учащихся в школе. Если в 70-е годы в Муслахской СШ их было 150, то сегодня – только 35 человек.
Издавна у цахурцев при проведении свадьбы большое внимание уделялось развлекательной стороне – они были насыщены музыкой, песнями, скачками. Выступали ашуги, канатоходцы, силачи, музыканты. Как правило, эти выступления носили импровизированный характер, виртуозно исполнялись.
Жители Муслаха и других селений горного магала на всех этапах развития советского, а теперь и российского государства показали и показывают себя подлинными патриотами и поэтому заслуживают уважения и поддержки.
Мюрего
Территория села Сергокалинского района Дагестана была заселена еще в глубокой древности. Около населенных пунктов обнаружены могильники, курганы и поселения. На территории самого селения обнаружены 4 могильника (IV-VIII вв. до н. э.).
Согласно народным преданиям, сел. Мюрего образовалось в результате объединения 7 поселений; Мяхярхебла, Шила, Гяя, Кизала, Цлла муза, Зергила дян, Валкала им, Кебях шила, Тантбела варала.
Среди жителей соседних даргинских поселений распространено мнение, что название села возникло из двух даргинских слов: «мер» и «агорте», что означает «не имеющие места земли».
Все семь поселений были заселены людьми, принадлежавшими к одной родовой группе, и объединились они, по преданиям, в результате угрозы со стороны иноземцев. Так образовалась даргинская территориальная община — одна из крупнейших в средние века. Произошло это еще до принятия жителями ислама: об этом говорят надписи на надгробных камнях — они не арабские.
Некоторая часть населения исповедовала христианство. Об этом свидетельствуют надгробные памятники. Религия часто становилась причиной конфликтов среди населения, поэтому христиане были выселены из села в местность, называемую Тантила БяхI, где сейчас располагается Дешлагар.
В конце 1860г. Мюрего вошло в состав Нижне-Кайтагского наибства в качестве отдельного сельского общества.
В то время оно было одним из крупных сел Кайтаго-Табасаранского округа: 528 домов с населением 2760 человек. Имело 2130 десятин пахотной земли, 821,9 десятины пастбищ и 302,1 десятины леса. По количеству крупного рогатого скота Мюрего стояло на первом месте среди даргинских сел (3384 головы).
Мюрего — один из самых живописных уголков и крупных населенных пунктов Сергокалинского района с богатой контрастами природой. Село расположено в предгорной зоне Дагестана на небольшой возвышенности, рельеф холмистый. В равнинной части, в сторону Избербаша, простираются тысячи гектаров земли с зерновыми культурами, виноградниками и садами. За селом прекрасный пейзаж: невдалеке возвышаются горы Кавказского хребта, с южной стороны величественные широколиственные леса, где отчетливо видно ярусное расположение растительности. Мюрегинские леса — одни из богатейших в Дагестане. В них произрастает редкое лиственное дерево, занесенное в «Красную книгу», — тис. Из кустарниковых встречаются можжевельник, жимолость, боярышник, терн, мушмула и др. Распространен в лесах и грецкий орех.
Из диких животных встречаются волки, шакалы, лисицы, зайцы, барсуки, реже — рысь, дикая кошка, лань, кабан, из птиц — ласточки, голуби, грачи, орлы.
Мюхрек
Сами сельчане называют свое село не иначе как Курд (предположительно — город). Можно предположить, что Мюхрек Рутульского района Дагестана некогда был крупным населенным пунктом, который образовался путем слияния пяти мелких сел. Когда, в какие времена произошло это слияние, не известно. Есть версия, что название Мюхрек происходит от арабского слова «мухраг» (погорелое) И если соотнести эту версию с легендой о том, что некогда местные жители сами подожгли росший в окрестности села лес, который кишел ворами и разбойниками, то эту версию можно принять дословно.
Само месторасположение селения говорит о том, что прошлое этого населенного пункта уходит корнями в седую древность. Старое село, напоминанием которого являются ветхие развалины и бесчисленное количество древних могил и надгробий, красноречивое свидетельство тому. Вокруг, да и в самом центре села, тут и там зияют размытые селем и оползнями древние склепы и надгробия. В течение своего исторического развития, село много раз разрушалось (по всей вероятности захватчиками) и отстраивалось заново, на новом месте.
Вплоть до присоединения Дагестана к России Мюхрек, как и село Ихрек не входил в состав Рутульского вольного общества. Предположительно во второй половине 18 века жители лезгинских сел Луткун и Кака обратились за помощью к шамхалу Казикумухскому с просьбой защитить их от произвола рутульских беков, данниками которых они являлись. В упорной и кровопролитной войне шамхал Казикумухский не только забрал у рутульских беков лезгинские села, но и входившие до этого времени в состав рутульского вольного магала села Мюхрек и Ихрек. После упразднения Ихрекского наибства Мюхрек, как и село Ихрек, вновь вошли в состав Рутульского района (наибства.).
Во время Кавказской войны село Мюхрек несколько раз подвергалось набегам мюридов имама. Об этом помнят старожилы. Сохранились устные предания. Спасаясь от грабителей, как называли мюридов Шамиля сами мюхрекцы, жители села бежали и прятались. О древности самого села говорят еще и названия местностей, которые сохранили в себе имена людей домусульманского, языческого периода. Например, местность «Ведей лат гивырхади» что переводится как «Место, где Ведей родник вырыл». Имя Ведей не мусульманского происхождения. Местное, языческое имя. Подобных примеров много.
Сегодня Мюхрек утерял свое былое величие. В старом селе практически никто уже не живет. Люди стараются селиться на плоскости. И только ветхие развалины могил остаются неизменными стражами древнего села.