Хлеб фронтовой, хлеб блокадный…

В дни предшествовавшие 71-ой го­довщине нашей Великой Победы в ре­дакцию обратился читатель с прось­бой рассказать какой же хлеб ели наши люди в годы войны. За разъяснением мы обратились к заместителю дирек­тора Дагестанского филиала ФГБУ «ВНИИКР», заслуженному работнику пищевой индустрии Российской Фе­дерации Идрису Даудовичу Азиеву. Вот что он пояснил.

Да — хлеб войны – был горьким. По­тому, что в его состав часто входили компоненты, которые в обычной жизни никто бы и не подумал в него добав­лять.

В действующей армии по нормам, установленным Советским правитель­ством в сентябре 1941 года, рацион солдата на 80 процентов состоял из хлеба, его полагалось 800 граммов.

Нормы суточного довольствия красноармейцев и начальствующе­го состава боевых частей действую­щей армии включали: 800 г. ржаного обойного хлеба (в холодное время года, с октября по март – 900 г), 500 г картофеля, 320 г других овощей (све­жей или квашеной капусты, моркови, свеклы, лука, зелени), 170 г круп и макарон, 150 г мяса, 100 г рыбы, 50 г жиров (30 г комбижира и сала, 20 г растительного масла), 35 г сахара. Курившим военнослужащим полага­лось ежедневно 20 г махорки, ежеме­сячно – 7 курительных книжек в каче­стве бумаги и три коробки спичек. По сравнению с довоенными нормами, из основного рациона исчез толь­ко пшеничный хлеб, замененный на ржаной.

В годы Великой отечественной во­йны выпекали два вида хлеба – «воен­ный» и «гражданский». Первый пред­назначался для фронтовиков, а второй для жителей тыла.

Тот, который привозили на фронт из тыла, состоял из 40 процентов муки ржаной обойной (то есть смеленной из цельного зерна без отходов), соевой муки, семечкового шрота (макухи), свекольного жмыха. В последние годы войны муки в таком хлебе было лишь 10 процентов.

Фронтовые пекари пекли хлеб пря­мо на полях сражений — в земляных печах, устроенных прямо в грунте. По­рой — под обстрелом. В состав фрон­тового хлеба, кроме ржаной муки, вхо­дили свекольный жмых, солод, отруби, опилки.

Не лучше питались и те, кто остался в тылу. По рецепту, разработанному Московским технологическим инсти­тутом пищевой промышленности, в «рабочий хлеб» добавляли картофель, отруби, те же жмых, макуху, а также крапиву, лебеду.

«Блокадный» хлеб

Хлеб во время войны был не только главным продуктом питания, но и ме­рилом жизни. В блокадном Ленинграде между хлебом и жизнью стоял знак ра­венства.

За 900 дней блокады норма на хлеб жителям города снижалась пять раз. Самый минимальный рацион пищи ле­нинградцы получали с 20 ноября по 24 декабря 1941 года: рабочие — по 250 г хлеба, все остальные — по 125 г..

В состав блокадного хлеба входи­ли мука ржаная обойная, жмых, шрот, сметки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлю­лоза, хвоя. Хлеб не имел вкуса и аро­мата ржаного хлеба, на вкус он был горький и травянистый.

Несмотря на страдания, труженики тыла проявили чудеса мужества, от­ваги, любви к Отчизне. Блокадный Ле­нинград не был здесь исключением. Для обеспечения воинов и населения города на хлебозаводах было органи­зовано производство хлеба из скудных резервов, а когда они закончились, муку стали доставлять в Ленинград по Ладожскому озеру (по «Дороге жизни»).

Хлеб тыловой и фронтовой

По заданию правительства было на­лажено производство хлеба для насе­ления в условиях огромного дефицита сырья.. В связи недостаточной обе­спеченности мукой при выпечке хлеба широко использовались картофель и другие добавки.

Несмотря на колоссальные трудно­сти, страна в 1941–1945 гг. обеспечи­вала армию и тружеников тыла хлебом, подчас решая очень сложные задачи, связанные с отсутствием сырья и про­изводственных мощностей.

Заказы воинских частей выполнялись в первоочередном порядке, тем бо­лее что для населения хлеба выпе­калось немного, производственный мощности, как правило, были сво­бодными.

В Великую Отечественную войну хлеб ценился наравне с боевым ору­жием. Его не хватало. Ржаной муки было мало, и при выпекании хлеба для бойцов Сталинградского фронта ши­роко использовалась ячменная мука.

Хлеб временно оккупированных районов

О том, как выживало и голодало местное население оккупированных территорий в годы войны, невоз­можно слышать и читать без слез. Все продовольствие у людей отни­мали фашисты, увозили в Германию. Украинские, российские и белорус­ские матери страдали сами, но еще больше – видя мучения своих детей, голодных и больных родственников, раненых солдат.

В госпиталях, на оккупированных немцами территориях раненым да­вали по две ложки пшеной каши в день(хлеба не было). Варили «затирку» из муки – супчик в виде киселя. Суп из гороха или перловки для голодных лю­дей был праздником. Но самое глав­ное – люди лишились привычного и особенно для них дорогого хлеба.

Чем они жили, что ели – за преде­лами понимания нынешних поколе­ний. Каждая живая травинка, веточка с зернышками, шелуха от мороженых овощей, отбросы и очистки – все шло в дело. Иногда даже самое малое съест­ное добывалось ценой человеческой жизни.

«Хлеб» фашистских концлагерей

Гитлеровцы выпекали для русских военнопленных особый хлеб, по осо­бому рецепту.

Назывался он «остен-брот» и был утвержден имперским министерством продовольственного снабжения рейха (Германия) 21 декабря 1941 г., «только для русских».

Вот его рецепт:

отжимки сахарной свеклы – 40%,от­руби – 30%,

древесные опилки – 20%,целлюлоз­ная мука из листьев или соломы – 10%.

Во многих концентрационных лаге­рях военнопленным не давали и такого «хлеба».