Власть. СМИ. Общество.

Новое информационное пространство

Недавно в информационном блоке Правительства Дагестана произошли перестановки. Указом Главы респу­блики Азнаур Аджиев освобожден от занимаемой должности министра пе­чати и информации РД в связи с пере­ходом на другую работу. На его место назначили Бурлият Токболатову, ра­ботавшую в последнее время главным редактором республиканской газеты «Дагестанская правда». Тамара Чи­нённая получила новый статус заме­стителя руководителя администрации Главы и Правительства РД — Пресс- секретаря, а Зубайру Зубайруев воз­главил вновь созданное управление по информационной политике этой же администрации. Экс-генеральный ди­ректор РГВК Магомедбек Ахмедов на­значен заместителем министра печати и информации РД.

С чем же связаны эти изменения? В СМИ уже появились первые отклики на желание Главы Дагестана внести существенные изменения в инфор­мационную политику. Высказываются самые разные точки зрения о воз­можностях новых назначенцев внести свежую струю в информационное про­странство нашего региона.

Сегодня мы не будем торопиться делать какие-то выводы, а лишь от­метим, что несколько дней назад по инициативе нашего молодого коллеги Тамерлана Магомедова создан пресс- клуб под условным названием «Опера­тивно и объективно». В его работе бу­дут принимать участие представители государственных и негосударственных СМИ, эксперты, политологи, публици­сты, общественные деятели и все же­лающие.

26 апреля состоялось организаци­онное заседание пресс-клуба. Уже намечен конкретный план действий, который предполагает свободное и от­крытое обсуждение самых актуальных общественно-политических событий и прогноз их развития на ближайшую перспективу. И первое заседание клу­ба запланировано на 7-е мая сего года.

В работе оргзаседания клуба приня­ли участие министр по печати и инфор­мации РД Б. Токболатова и руководи­тель управления по информационной политике администрации Главы и Пра­вительства РД З. Зубайруев.

Пожелаем удачи участникам клуба и всем журналистам, которые готовы внести свой вклад в развитие и совер­шенствование информационной поли­тики в Дагестане.

Но факт остается фактом. Сегодня проблем, нерешенных вопросов в да­гестанских СМИ немало. Далеко не на все из них мы имеем четкие ответы. И тем не менее, считаем своим долгом попытаться проанализировать поло­жение дел в журналистском сообще­стве и высказать свою точку зрения на ситуацию в информационном поле республики.

Анализ динамики бюджетных рас­ходов объектов Юга России и Се­верного Кавказа по разделу «СМИ в 2014-2015 гг.», по оценке независи­мых экспертов, свидетельствуют, что региональные СМИ часто превраща­ют свои издания в свои пиар-комите­ты. Зачастую отдельные чиновники в регионах не заинтересованы в объ­ективном описании того, как реально обстоят дела на местах. Это наводит на серьезные размышления…

По мнению ряда специалистов в об­ласти СМИ на данном этапе развития общества очень важно, чтобы газеты, теле- и радиоканалы, сетевые ресур­сы могли работать на благо общества независимо, объективно рассказы­вать о событиях, отражать весь спектр мнений и позиций, способствовать со­хранению культурного многообразия и продвижению гуманистических ценно­стей. В этом плане весьма интересным для исследования и анализа представ­ляется состояние дел в развитии СМИ в целом в Северо-Кавказском регио­не и в частности в Дагестане. Можно выделить несколько основных групп СМИ, характеризующих и формирую­щих информационное пространство. Совершенно новое и самое многочис­ленное для регионального информа­ционного ландшафта модель издания – пресса массовой культуры (инфор­мационно-развлекательное и инфор­мационно-рекламное). Другую группу составляют общественно-политиче­ские областные, краевые издания, а также муниципальные печатные СМИ. Еще одна характерная для данного региона группа СМИ – национальная пресса.

По количеству СМИ Дагестан в по­следние годы занимает одно из веду­щих мест среди субъектов Юга Рос­сии. Сегодня в нашей республике за­регистрировано более 500 печатных изданий и более 130 государствен­ных, муниципальных и частных теле- и радиокомпаний. В числе самых попу­лярных региональное информацион­ное агентство «Дагестан», региональ­ные государственные вещательные компании ГТРК и РГВК «Дагестан».

Значительное место в информаци­онном пространстве республики зани­мают общественно-политические га­зеты, учредителями которых являются органы местного самоуправления и местные представительные органы. Таких изданий в Дагестане 49 – 13 го­родских и 36 районных газет. Помимо газет и журналов с государственным участием в нашей республике изда­ется еще более 100 наименований частных СМИ, у каждого из которых свои задачи, приоритеты, ориентиры и вещательная политика. Все это под­тверждает то, что участие СМИ в об­щественно-политической жизни Даге­стана достаточно обширное. А это зна­чит, что СМИ являются неотъемлемой частью социально-экономической, по­литической и культурной жизни нашей республики.

Официально нет цензуры…

Цензура — окно, через которое мы смотрим в мир. Его размер и про­зрачность поддаются сознательному и бессознательному контролю, кото­рый ограждает психику от вторжения травмирующих сведений. Информа­ция, пропущенная цензурой, взаимо­действует с наличной картиной мира и в зависимости от занимаемого там места, каждому событию придается некая личная значимость – на подсо­знательном или осознанном уровне.

Говорят, что все познается в срав­нении. Все СМИ советского периода жестко зависели от политики партии и конкретных неумолимых идеоло­гических установок. Участие цензуры было безоговорочным. Но наступили совсем другие времена. Многократно повысилась в последние годы и глас­ности степень ответственности тех, кто подписывает микрофонную папку с подписью «В печать…» или «Выход в эфир разрешаю». Это значит, что руководители СМИ взяли на себя всю полноту ответственности за то, что мы читаем в газетах, видим на телевиде­нии, слышим по радио… Как мы знаем, сегодня у нас в стране официально нет цензуры. Но значит ли это что у нас настала эпоха вседозволенности? Ко­нечно же, нет. Цензура сегодня долж­на быть в душе каждого журналиста, комментатора, редактора, издателя.

По оценкам независимых источни­ков, к примеру, таких, как «Фонд глас­ности». Дагестан с некоторых пор от­носится к числу тех, где свобода слова существует. И это радует…

По утверждению экспертов, сегод­ня у работников СМИ возможностей, пожалуй, гораздо больше, чем они их используют. Застарелые традиции, пе­режитки застоя в виде «самоцензуры» порой срабатывают даже у талантли­вых, особенно остро ощущающих «мо­мент истины» журналистов.

По-прежнему весьма сложным и актуальным в наше время остается вопрос наличия неофициальной цен­зуры и вмешательства в деятельность средств массовой информации со сто­роны руководителей органов власти, отдельных чиновников. Опыт показы­вает, что цензура может быть не только государственной. Условия демократи­зации, настоятельно выдвигают необ­ходимость разумного сочетания необ­ходимых форм контроля общества над средствами массовой информации с гласностью, открытостью и плюрализ­мом.

Становление свободной журналистики

Становлению свободной журнали­стики мешает еще ряд существующих законов и положений, регламентиру­ющих экономическое развитие меди­аиндустрии. Есть и такое мнение, что в последние два десятилетия наши средства массовой информации полу­чили такую свободу, которой могли бы завидовать многие зарубежные жур­налисты, но распорядились ею таким образом, что сегодня большинству россиян свобода СМИ уже представ­ляется непозволительной вседозво­ленностью, которую нужно ограничить вплоть до введения цензуры.

Я знаю, что многие поднимают про­блему по совершенно иным причинам — они боятся свободы и стремятся от­ложить ее до лучших времен. Сегодня у многих экспертов, есть четкое по­нимание формирования нового зако­нодательства, которое будет адапти­ровано к нынешним условиям функ­ционирования прессы. СМИ должны выражать интересы народа. В этом и заключается главная идея, смысл прессы, свободно выражающей свое мнение.

По мнению многих экспертов, имен­но телевидение, радио, печатные СМИ могут и должны стать информа­ционной и дискуссионной площадкой, если хотите – питательной средой для воспитания плюрализма, демокра­тии и толерантности. Разумеется, при этом сами СМИ должны быть сво­бодны в рамках Закона «О СМИ», эти­ческих правил и уважения к правде и независимости. Демократия в нашей стране все эти годы находится в зача­точном состоянии. Возможность сво­бодной работы журналиста является сегодня, чуть ли не основным критери­ем, по которому оценивается уровень демократии в обществе.

Поэтому необходимо гарантировать журналистам реальную, а не показную свободу, создать в республике право­вые и экономические условия для цивилизованного информационного бизнеса.

Индекс свободы слова

И еще ряд размышлений на акту­альную тему. Общественная палата РФ много раз предлагала включить индекс свободы слова в региональных СМИ в список критериев оценки рабо­ты губернаторов. Об этом в свое время не раз заявлял известный журналист и общественный деятель Павел Гусев. По его словам, общественная палата регулярно проводит мониторинг ин­декса свободы слова в ряде регионов. И это уже влияет на более свободное отношение журналистов к освещению проблем. По информации из досто­верных источников, Общественная Па­лата России намерена создать в реги­онах «объективную оценочную базу с помощью социальных служб и Союзов журналистов, которая поможет оцени­вать состояние свободы слова».

Нарушение положений статьи 58-ой Федерального закона «О СМИ»: «Ответственность за ущемление сво­боды массовой информации, то есть воспрепятствование в какой-то бы то, ни было форме со стороны граждан, должностных лиц, общественных объ­единений законной деятельности уч­редителей, редакций, издателей и рас­пространителей продукции массовой информации, а также журналистов», влечет за собой административную, уголовную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с за­конодательством Российской Феде­рации. И, разумеется, что все это уже дает свои положительные результаты.

Свобода слова необходима де­мократическому обществу. Ибо де­мократия сама по себе есть универ­сальное право. Мы должны отличать демократию как форму политической организации от более фундаменталь­ной обязанности властей одинаково учитывать интересы всех своих граж­дан. А последняя, очевидно, является фундаментальным правом человека: и из нее вытекают многие более част­ные права, которые все мы признаем. В том числе право на свободу слова.

Ильман Алипулатов,

политолог, сопредседатель Дагестанского отделения МедиаСоюза РФ, Член Общественной Палаты РД

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяУвековечили память ученого
Следующая статья