Феликс Михайлович Бахшиев – прозаик, публицист. Член Союза журналистов СССР с 1963 года. Член Союза писателей СССР с 1978 года.
Заслуженный работник культуры Российской Федерации и Республики Дагестан, неоднократный лауреат премий Союза журналистов Дагестана «Золотое перо» и «Золотой орел».
1.
— Ну разве это чай? – недовольно произнес он, принюхиваясь к белой фарфоровой чашке, над которой поднимался пар.
— Горячий, не обожгись, ты же такой любишь, – мягко произнесла женщина.
— Ни запаха, ни вкуса, ни цвета…
Он придвинул блюдце с чашкой ближе к носу и низко опустил голову. – Ну … никакой.
— Как ты такое можешь говорить, Асланхан? — воскликнула женщина, удивлённо расширив и без того большие серые глаза. – Твой любимый «Махмуд-чай», крепкий, ароматный, вдохни-ка его аромат.
— Не чувствую, ничего не чувствую, — проговорил недовольно мужчина. – Если не трудно — завари «Ахмад- чай» и налей в армуди. В хрустальный, который мне подарил Пашабек.
Она переложила блюдце с чашкой на серебряный поднос, на котором стоял заварной чайник, и держа поднос на ладони вытянутой руки вышла.
Он сидел молча. Прислушивался к себе, к сердцу, желудку, легким, почкам, словно они должны были подать голос, что-то сообщить ему, но они молчали и просто бесшумно выполняли свою работу, он дышал, смотрел, слушал и никак не мог уразуметь, неужели вот так и бывает, бац…. и нет тебя, оборвалась нить, нежданно – и сорвалась гроздь.
Мысли его прервал скрип двери. Вошла женщина, поставила перед ним хрустальное блюдечко с хрустальным стаканчиком — армуди, налила в него чай и села напротив.
Она была красива. Длинная изящная шея, аккуратная головка, гладкие, цвета платины, волосы, стянутые на затылке узлом, небольшой греческий нос и большие серые глаза, и лицо – гладкое, нежное, источавшее свет и тепло.
— Ну как, дорогой, — произнесла она, наблюдая за мужчиной – это «Ахмад чай», тоже не нравится?
— Боюсь, что-то со мной неладное, Гюльназ.
Он осторожно поймал, точнее выудил чайной ложкой в вазе с вареньем орех, отправил его в рот, запил глотком терпкого чая, сделал еще глоток, почувствовал в орехе вкус лимона, от удовольствия закрыл глаза, но тут же изобразил гримасу на лице.
— Асланхан плохо тебе? – забеспокоилась Гюльназ.
— Наверное, умираю – прошептал Асланхан.
— Умираешь? Что еще за глупая мысль пришла тебе в голову.
— Разве мое лицо тебе ничего не говорит?
— Твое лицо? На нём маски смерти не видно.
— Еще рано, душа моя. Седая старуха пока в дороге.
— Асланхан, ты что, ума лишился? О чем ты заговорил? Бред какой-то.
— Но я же чувствую, как умираю. Вижу все мутно, что ни ем, не пью, кажется пресным.
Вот «Ахмад-чай» заварила, а запах у него не лучше, чем у ослиной мочи….
Его прервал смех Гюльназ.
— У тебя во дворе и осла-то нет, где это ты принюхивался к ослиной моче?
— И цвет светлой соломы.
— Цвет у него – цвет янтаря. Темно-золотистого янтаря. Вот как у той вазы, которую ты привез мне из Паланги. Помнишь, когда это было? Ну-ка, вспомни. Пятьдесят пять лет назад.
Асланхан бросил взгляд на подоконник. На нем стояла ваза цвета вечернего заката.
— Душа моя, я тебе привозил янтарную. Из натурального янтаря. А эта соломенная …..
Гюльназ бросила на него быстрый взгляд и тревожно произнесла:
— Я боюсь за тебя. Что тебя мучает?
Он не обратил на последние ее слова внимания. Взгляд его уперся в янтарную вазу. Боже мой, когда это было, спросил он мысленно себя и ответил: да, точно Гюльназ сказала — пятьдесят пять лет назад. Почти вечность прошла.
Где только не побывал он – от Паланги до Магадана, от Кандалакши до Джульфы, крепко держа в руках баранку машины. Чего только не видал, с кем только не знакомился. И всегда приезжал домой здоровым и жизнерадостным. А ваза янтарная была первым подарком, который он преподнес Гюльназ. В ту пору этой вазе цены не было, а сегодня …. Сегодня все обесценилось. Только не жизнь. Она, жизнь, не имеет цены. Либо она есть долгая и красивая. Либо ее нет. Вот подходит к порогу восьмой десяток. Как подумаю – сердце замирает. Долгая жизнь? Долгая. Завидная? Для кого, может, и завидная. А сердцу хочется еще жить. И разуму хочется. В давние века мудрый человек сказал красивые слова: «Жизнь коротка. Не надо торопиться жить». А ведь умно сказал. Спешить некуда. Жить надо не торопливо, а медленно, умно, чтобы начатое дело довести до конца, чтобы слово, которое готовишься сказать, оформить точно. Мне кажется, я жил не торопясь, восхищаясь красотой земли и моей Гюльназ, радуясь детям. Или нет? А теперь перешагиваю порог девятого десятка.
— Асланхан, о чем задумался, глядя на свою любимую вазу? – прервала его мысли Гюльназ.
Он вздрогнул от неожиданности.
— Моя любимая — это ты, Гюльназ, а ваза – она твоя.
— Вот ты и пришел в себя. Дай-ка я утру пот с твоего лица.
— Что-оо? Так сильно вспотел? Видать, уже умираю – прошептал Асланхан.
— Я не слышала, чтобы человек перед смертью потел, — тихо засмеялась Гюльназ, взяла со стола белую салфетку, подошла к Асланхану и вытерла пот со лба, расстегнув ночную рубашку на груди. – Ты выпил уже семь стаканов чая.
— Умираю я, душа моя, умираю – тихим странным голосом заговорил Асланхан.
— Опять за свое….
— Ничего почти не вижу, слепну, внутри – пустота. В голове пустота. Сны ночью снились… не хочу и рассказывать.
— А ты расскажи, Асланхан, легче станет на душе.
Перед ней сидел крупный мужчина, красивый, волевой сохранивший еще силу. «Папа Хэм», так называли мальчики отца между собой, а когда он случайно, оказавшись у дверей детской комнаты невольно прислушавшись, понял каким именем его окрестили, улыбнулся, пожав плечами, мол, и мы родителей как только не называли. И все-таки однажды он подозвал старшего в свою комнату:
— Объясни-ка мне, кто такой этот папа Хэм?
Мальчик поднял на него удивленно мамины глаза и спросил:
— А ты разве не читал его?
— Что я должен был читать?
— Книги. Его книги.
— Но кто он, этот Хэм?
— Писатель. Эрнест Хемингуэй. Его книги у тебя на книжной полке лежат, ты что — не читал их?
— Ну-ка принеси…
Раскрыв первый том писателя, он обомлел. На него смотрел он. Вылитый он. Крупноголовый. С короткой седой стрижкой. С добрыми глазами.
— Бог если бы и захотел не смог бы создать двух таких людей, — произнес он. И больше ничего не смог сказать.
— Но создал же, — сказал сын, — когда хочет, создает.
С этого дня он стал брать с собой в дорогу книги. Чем неделями, месяцами балагурить с напарником, убивать время в пустых разговорах, лучше читать ….И глядя на него пристрастился к книге и напарник.
А книг у Асланхана было несколько тысяч.
Книга в ту пору, пятьдесят лет назад, в доме была чуть ли не богом. Вернее, вторым богом. Ей выделяли не углы, а отдельные комнаты.
— Ну, расскажи о своих снах, дорогой, — оторвал его от воспоминаний теплый голос Гюльназ. – Вместе попытаемся разгадать их и легче станет на душе.
— Чувствую, как силы уходят, душа моя, помоги дойти до постели.
Он медленно, с трудом поднялся, шатаясь, осторожно выбрался из-за стола, и тут Гюльназ подхватила его под руку и повела к дивану.
— Ноги стали ватными, — прошептал Асланхан, — боюсь свалиться и ничего не вижу. Уже не вижу. Где же он, чертовый диван….
— Вот он, дошли, садись.
Он не сел, а просто упал. Передохнув, свалился на правый бок. Затем перевалился навзничь. И тяжело вздохнул, словно одолел многокилометровый путь.
— Умираю, душа моя, силы оставляют меня, — застонал Асланхан.
— Но у тебя же ничего не болит. Или болит где? Пойду вызову «скорую помощь».
Гюльназ поспешила было к телефонному столику, но ее остановил голос мужа:
— Не надо, не смей, прошу тебя, отвезут в больницу, бросят в приемном покое, потом уложат на железную кровать в коридоре, не дай бог туда попасть. У меня ничего не болит, говорю тебе.
— Но почему ты решил, что умираешь?
— А что, разве умирают обязательно от боли? Лег спать и не проснулся. Самая красивая смерть. И я так хочу, чувствую — так и будет. Вот она, седая старуха сидит рядом со мной.
Асланхан поднял руку, протянул ладонь и принялся словно бы что-то или кого – то гладить.
— Ты что делаешь? – изумленно произнесла Гюльназ.
— Вот она, голова седой старушки, какие у нее мягкие шелковистые волосы, а вот и лицо, как много морщин, бедная, как много приходится ей переживать….
Рука его вдруг упала вниз.
— Отбросила, чертовка, — зло проговорил он.
Неужели с ума сходит, ужаснулась Гюльназ, бедный Асланхан, не думала я, что так он уйдет от нас. По ее гладким щекам потекли слезы. Что делать? Что же делать?
— Что делать ? – произнес Асланхан, словно прочитав ее мысли, – звони детям. Только младшему не звони. Он то в Сургуте, то в Тюмени. Детям скажи, что отец утром может не проснуться. Не пугай их. И сама не пугайся. Никто не вечен в этом мире. И ничто. Думал, в девятый десяток войду, разменяю его как хрустящую ассигнацию ….. Ну, оставь меня одного, душа моя, я немного подремлю, слабость меня объяла и пустота…. Иди, иди….
Гюльназ склонилась над ним, поцеловала влажный лоб и пошла звонить.
2.
Усталость одолевала его. Опустошала. Он чувствовал пустоту вокруг себя. В себе. Да и самого себя пустым. Это было какое-то новое чувство, еще незнакомое ему. Может быть, так бывает на пороге другой жизни, подумал он. А что такое другая жизнь, кто ее повидал и вернулся обратно? Зачем задумал умирать, зачем мне надо было изводить себя, мою Гюльназ….? Ради чего? Может, жизнь стала скучной? Старый дом, скучный двор, долгий день, длинная ночь, белая козочка в моем пустом дворе и Пашабековский Акбар… И эта жизнь? Ни смеха, ни шалостей внуков… Разве эта жизнь? Вот Пашабек …. Ему не скучно. Каждый день его навещают. Прежде приходили дочки, теперь ходят внуки. Наведут в доме порядок, хотя и сорить некому, приготовят покушать на день, а в воскресенье всей семьей навещают….Одна семья в одно воскресенье, другая — во второе воскресенье. Дети его не оставляют одного. Только на ночь. Ночью он любит оставаться один. А ходит-то как настоящий паша или бек. Нет соседа, который не позавидовал бы ему. Гордо. С высоко поднятой головой. Будто чиновник какой то или глава города. Одет как модник: костюмы меняет каждый день, сколько их у него? Надо сосчитать. Папахи три, каракулевые, невысокие, черного, коричневого, серого цветов. Ему в жизни не скучно. Старый дурак и на женщин заглядывается. Ну такой он, любит очень жизнь. И жизнь его любит. И живет красиво.
Как то незаметно, его к этому никто и ничто не неволило, Асланхан стал вспоминать далекие годы, которые не выветрились из памяти…
Ему было десять лет, когда он с отцом выехал из села в город – отцу, устроившемуся на завод, профсоюз выделил земельный участок для строительства дома на окраине города. Здесь кипела работа: люди месили ногами жидкую глину с соломой для саманных кирпичей, рыли фундаменты, шумно галдели, смеялись, сердились, спорили… Рядом с их участком были подняты стены соседского дома. По двору сновал длинный, худой мальчик, который споро отзывался на крики: — Пашабек, подай воду, Пашабек, уйди из- под руки….
Они подружились, как будто знали друг друга давным-давно. В сентябре пошли в одну школу, в один класс, и даже сели за одну парту, и в мальчишеских драках бывали вместе спина к спине.
Они сошлись быстро. Может быть и потому, что родные языки их были очень похожи: отец Пашабека с семьей после войны был репортирован и приехал из северного Ирана, населенного азербайджанцами.
Шли годы. Асланхан стал классным водителем, водил большегрузные машины, Пашабек буровым мастером, работал в степи, в двухстах километрах от города. И свадьбу сыграли в один месяц. И когда родители ушли из земной жизни, каждый продолжил жизнь родового дома. И семьи у них были большие: у Пашабека семь прелестных девочек, у Асланхана четыре сына и три девочки. Они прожили бок о бок семьдесят лет как братья. Один высокий, стройный, с горделивой походкой, одевавшийся на зависть всем. Другой большой, тяжелый, мускулистый. И оба седые, как лунь.
Как-то в весенний, яркий, синий с позолотой день, когда в воздухе пахло цветением вишен, абрикосов, яблонь, когда воздух вкусен и аппетитен, они сидели в беседке Пашабека.Двор Пашабека утопал в яркой зелени фруктовых деревьев, у Асланхана же пустовал: в былые годы, то есть в минувшие, он служил стоянкой для грузовика — четырехтонки, затем «Камаза», наконец огромного «Мерседеса», а сегодня казался заброшенным, вот только забор был увит виноградными кустами, которые своими вездесущими щупальцами – лозами накрыли огромный навес, с которого уже в начале лета свисали увесистые гроздья.
Из живности у Пашабека жила непонятного цвета огромная овчарка, у Асланхана белоснежная коза. Они свободно бродили по обоим дворам, ибо в заборе, отделявшим дворы, был оставлен проход, своего рода открытая калитка.
— Слов нет, хороший сад вырастил ты, — заметил Асланхан, — много сил положил, брат. Молодец.
— Который раз ты нахваливаешь его, — Пашабек хитро сощурил глаза. – Скоро деревья станут плодоносить, можно будет набирать на варенье, компоты. Гюльназ наготовит.
— Ахмах, нужны мне…
— Шучу, шучу, — не дал договорить Пашабек. – Разве я сажал и выхаживал деревья? Ты ведь видел кто. Начали девочки мои, потом зятья им помогали, потом подросли внуки и заменили их. Но и я, конечно. Кто- то же должен руководить…. В любом деле должен быть начальник.
Замолчали. Молчание не тяготило. Оба получали удовольствие от окружавшей их красоты.
— Завидую тебе, брат, — прервал молчание Асланхан – хороших детей вырастил. Не оставляют одного – каждый день кто-то в доме. Видать, ты угоден Богу.
— Сколько сил мне стоило поднять их…. – Пашабек махнул рукой. – Ты ведь знаешь…. Шахсинем умерла при рождении седьмой девочки. Семь девочек, брат, а я один. Пришлось уйти с работы…. Дело далекое, не хочу вспоминать.
Он замолчал. И вдруг оживился:
— Когда каждая стала хозяйкой в своём доме, собрал я их у себя, без мужей, конечно, и говорю: доченьки мои, слушайте меня внимательно и поймите правильно, если буду не прав – скажите. Я вас вырастил, одевал, кормил, ни в чем вы не знали нужды, помог получить образование, выдал замуж за нормальных парней и живете вы хорошо. Я свой долг выполнил. Отцовский долг. Родительский. Но и у вас есть долг перед родителем: не оставлять его одного, помогать в старости. Вас семь девочек у меня и в неделе семь дней. Могли бы вы по очереди приходить на час-другой в родительский дом, помочь по хозяйству, еду мне приготовить на день, кто имеет возможность — деньгами помочь. Спокойно поговорили, по-родственному. Вот так и пошло. Ты же сам видел – каждый день ни свет — ни заря, а у меня во дворе и в доме хлопочет одна дочь, другая, третья, подросли внуки и внучки – сменили матерей. Повезло мне в жизни, брат – семь дочерей, — Пашабек громко рассмеялся. — У русских есть такая поговорка: «У семи нянек — дитя без глазу».
— Это совсем другое, — перебил его Асланхан.
— Ты думаешь, я не знаю, о чем говорю? У семи нянек – это значит у отца, у матери, бабушек, дедушек, дядей, тетей, один ребенок, а воспитать его как следует не могут. Так? У нас с тобой наоборот: детей по семь, а внимания к нам…..
— Да, брат, ты прав, как-то так вышло….
— Я что, не вижу, как часто тебя посещают? — Усмехнулся Пашабек.
— Раз в месяц, а то и в два. По мобильному звонят матери.
— Конечно, так удобней. Не видят, что дом прохудился. Что двор надо привести в порядок. И внуков голосов не слышно. Внуки-то где?
— Бывают, брат, бывают. Не такое уж они плохие, не забыли…..
— У нас, сам знаешь, когда приходят. Когда Богу душу отдаешь. Вот тогда все приходят и бараньи туши приносят, и крупы и сладости.
— Ты не прав, брат, не такие они.
— Ну хорошо, твои не такие. Но многие стали такими. Многие…. Не будем душу терзать, в шеш-беш желаешь играть?
— Почему нет? Неси.
Пашабек поднялся, задрал голову и степенно пошел в дом за нардами.
3.
Пашабек долго глядел в послеобеденное остывающее небо – чистое, голубое, оно успокаивало и освежало душу – потом окинул взглядом фруктовые деревья, сгорбившиеся под тяжестью плодов, увесистые виноградные гроздья, свисавшие с высокого навеса соседа, и медленно направился к дому Асланхана.
Из летней кухни выходила утомленная и заплаканная Гюльназ.
Дала же природа неописуемую красоту и стать этой женщине, восхищенно подумал Пашабек.
— Добрый день, уважаемая ханум. Как поживает мой брат? Чем занят? – Пашабек осторожно оторвал от большой грозди «Молдовы» одну ягоду величиной с перепелиное яйцо и отправил в рот.
— Умирает ваш брат, а вы и знать не хотите… Гюльназ заплакала, закрыла лицо руками и отвернулась.
— Как это умирает? Что он себе позволяет?…. Так этот шум, дети, внуки … Да, да теперь понимаю…. Умирает…. Как легко вы произносите это слово – умирает. Не дадим умереть, не дадим.
Он неторопливо, степенно подошел к лестнице и стал осторожно подниматься по скрипучим шатким деревянным ступенькам.
В комнате, в которую он вошел, было душно. Нестерпимо душно. Он открыл форточку, потом подошел к изголовью Асланхана и принялся внимательно вглядываться в него, словно все эти несколько десятилетий не знал лежавшего перед ним человека.
— Что случилось? – тихо спросил Пашабек.
— Умираю, брат, — так же тихо ответил Асланхан, не открывая глаза.
— Так просто лежишь и ждешь ее?
— Кого ее?
— Смерть
— Да, так просто. Оказывается, все очень просто.
— Как ты отходишь брат?
— Как, как … По дороге, конечно.
— Что ты говоришь? Ты, кажется, все дороги объездил. А эту как забыл?
— Не до шуток, брат. Прощаться пора…
— На тебе лица нет. Сердце у тебя болит?
— Нет.
— Голова?
— Нет.
— Желудок? Печень? Почки?
— Нет.
— Ну что-нибудь болит? Где-нибудь, что-нибудь?
-Нигде не болит. Дух выходит.
— И температуры нет. – Пашабек приложил ладонь к его большому лбу, потом опустил на грудь.
— Стучит ровно, качает кровь хорошо, значит, мозги живы.
— Я сон видел, вещий сон. Мать мне махала рукой, призывала в свой дом.
— Вещие сны я придумываю каждую ночь, — улыбнулся Пашабек. – Где у тебя спрятан коньяк?
— В буфете. На правой полке. Там и лимоны лежат, — вяло проговорил Асланхан, но внезапно встревожился: — А это зачем?
— Может случиться, что больше не встретимся.
-Пашабек нарезал тонкими дольками лимон, наполнил две рюмки коньяком, поднес на серебряном подносе и поставил на пуфик, что стоял у изголовья Асланхана.
-Как же так, брат, перед уходом в мир иной коньяк? – изумился Асланхан. – Что скажет джамаат?
Пашабек огляделся, сделав удивленное лицо, и подняв брови:
— Где здесь джамаат?
Потом тихо засмеялся:
— Поднимайся.
Они молча выпили, потом отправили в рот по дольке лимона, на их лица легла печать блаженства. Но, словно опомнившись, Асланхан вернул лицу скорбный вид.
От Пашабека не ускользнуло это перевоплощение. Он снова наполнил рюмки.
— Ты спаиваешь меня? – спросил тихо Асланхан.
— Спаивают здоровых, брат. А тебя чего спаивать? Ты одной ногой здесь, другой там. Пей уже. Там такого нет.
— Там – это где? – удивленно спросил Асланхан.
— Там – это куда ты собрался, ахмах – там ничего нет.
— Ты-то от кого знаешь?
— А я по ночам там бываю. Тьма, пустота, скука. Ну-ка выпьем по второй.
И снова повторилось выражение блаженство, которое Асланхан смахнул быстро с лица.
И снова Пашабек наполнил рюмки. Выпили по третьей.
— А теперь спи, — проговорил он, убирая с пуфика бутылку, рюмки и поднос. – Рано утром поедем дышать морским воздухом.
-Утром? – удивленно проговорил Асланхан, глаза его уже были закрыты. – Но я же умираю?
— Умрешь – поеду без тебя. Постарайся не умереть.
— А если не проснусь рано? – проговорил сквозь сон Асланхан.
— Поеду без тебя.
— И хоронить не пойдешь меня? – голос будто пробивался откуда-то издалека.
— Ну к обеду же я вернусь с моря. Постараюсь вернуться. Брат, а какой камень тебе ставить? Ты в завещании не забыл записать?
— Какой еще камень? – простонал Асланхан.
— Памятную плиту. Сегодня стало модно портрет высекать или выгравировывать.
— Ахмах, — тяжко вздохнул Асланхан. – Тебе и кончина человека дает повод для шуток.
— Ну почему же. Вот выгравируют, чертово слово, ну поставят плиту с твоей фотографией. А кладбище безлюдным не бывает. Подойдут любопытные, взглянут на плиту, а на них смотрит мужественное лицо. Кто это? Да это же писатель, знаменитый писатель…
— Какой еще писатель? – устало произнес Асланхан.
— Какой, какой… Культурные, знающие люди еще не все вымерли. Какой…Хемингуэй. Ты то знаешь его? Читал?
— В тебе, брат, больше ахмахского, чем интеллигентного. Устал я от твоих глупых слов. Ну зачем мне моя фотография?
— Зачем, говоришь? Ночью будешь выходить, любоваться им.
— Ночью? Выходить? Что это еще за глупости.
— Ну, не ты, а твоя тень. Не лежать же вечно.
— Убирайся, пока я не встал. Ты мою руку знаешь. Вон отсюда… Подожди, подожди, не спеши. Скажи мне, только честно – он был умнее меня?
— Кто?
— Хемингуэй, кто же еще.
— При жизни я его не знал. Но точно знаю: каждый по-своему и умен и глуп.
Пашабек тихо засмеялся.
Закрыв дверцу буфета, он бесшумно подошел к Асланхану.
Тот безмятежно лежал на диване и казалось, совершенно не дышит.
Белая простыня. Белое тонкое одеяло. Белая голова. Этот белый цвет заставил Пашабека содрогнуться, он отвернулся и тихо пошел к дверям.
4.
Притворив дверь, Пашабек вышел в прихожую. И окунулся в тишину. Куда все подевались, произнес он, и широко распахнул дверь в гостиную. Увиденное привело его в изумление. Брови его поднялись, в горле булькнуло – он быстро подавил смех.
— Вы кого оплакиваете?
Двое сыновей Асланхана и зятья сидели вокруг стола, дочери и две невестки на диване, а под окном, на высоких подушках сидела Гульназ в окружении внуков.
— Что случилось в этом доме? – снова спросил Пашабек.
Младшая дочь подняла заплаканное лицо и, всхлипывая, произнесла:
— Папа умирает. — Умолкла.
Потом продолжила:
— А вы не знаете. А еще самый близкий сосед.
Пашабек ухмыльнулся, заложив руки за спину, мягко ступая, прошелся по ворсистому ковру, высокий, прямой и тихо произнес:
— В этом доме никто не умер. Потом бросил взгляд на гостей Асланхана:
— Собирайте свое семейство и разъезжайтесь по домам.
— Как не умер? Он же умирает! – закричала плача младшая дочь. Она была в семье самая шумная, самая заводила и любимая всеми.
— Вы что, ослышались? Я сказал: в этом доме никто не умер. – И после долгой паузы продолжил: — И не умрет.
— Как так, — подал было голос старший сын, но Пашабек не дал ему договорить:
— Отец ваш устал. Организм его устал.
— Износился, так сказать? – подал голос младший сын.
— Вот, слышите? Молодец наш физик. Физики и химики прекрасно разбираются в существе человека, его организме, не то что повара и бухгалтера. Устал он, утомился. Восемьдесят лет, дети мои, это – ох, как тяжко, восемьдесят. Сердце качает кровь восемьдесят лет, желудок переплавляет пищу восемьдесят лет, печень, почки, мочевой пузырь – восемьдесят лет, серое вещество… Целый комбинат. Но ведь и комбинату требуется ремонт – что-то заменить, что-то подтянуть. А ваш отец даже в больницу ни разу не ложился, к врачам не обращался…
— А вдруг отец утром не проснется? – опять подала голос младшая дочь. – Уснет и не проснется?
— И я могу уснуть и не проснуться, — улыбнулся Пашабек. – И ты, не дай Бог… Никто от этого не застрахован. Судьба у каждого своя.
— Но он сны видел нехорошие, брат, — подала наконец голос Гульназ.
Пашабек бросил на нее быстрый взгляд и снова прошелся по комнате.
— Сон видел… Какое событие… А сколько я вижу снов! И все остаются при мне, в душе, некому рассказать. Вот совсем недавно Симур-гуш посадил меня на спину и взлетел ввысь. Куда ты меня везешь, кричу ему, что я плохого сделал? А он – все выше и выше… И такая красота открылась, голубизна, белизна, пустота, да, да, пустота…
— Что такое Симур-гуш? – подал голос один из малышей.
— Это птица из персидских сказок, — тихо проговорила Гульназ.
— Так вот, — продолжил Пашабек, — все выше и выше, и вдруг… — он сделал паузу, — сбрасывает меня, и я лечу вниз, лечу камнем и кричу, вот- вот разобьюсь. И проснулся от своего крика. Весь мокрый.
— И что? – спросила младшая дочь Асланхана.
— И ничего. Вот стою перед вами. А две ночи назад меня предки потащили к себе в гости.
Старший сын Асланхана хмыкнул.
— Вот физик хмыкнул, — улыбнулся Пашабек. – Хотел бы я увидеть его на своем месте. Закрыл я глаза. Уснул. И вдруг чувствую, что закапывают меня в тьму. А из тьмы выходят какие-то люди – тени, хватают за руки, плечи, одежды и каждый тянет в свою сторону, а по сторонам огоньки горят, как свет в окнах. И тут появляются отец и мать. Улыбаются. Ты чего, спрашивают, пришел. А я и не шел к вам, отвечаю, я упал к вам. Ну и поднимайся, говорят. А кто вот эти тени, спрашиваю, чего они от меня хотят? Чтобы ты их не забывал, — отвечают.
Пашабек замолчал.
— А дальше? – подал кто-то голос.
— А дальше что? Ничего. Я проснулся. Сны – это… — Пашабек задумался, — это…честно говоря, сам не знаю что, из чего рождаются, кто их нам посылает.
Может, они часть нашей жизни. А жизнь… жизнь – это какое-то таинство, и какая-то интересная штука. Рассказал бы вам одну притчу, да устали вы, наверное. Утомил вас.
— Расскажи, брат, ты хорошо рассказываешь – попросила Гульназ.
Ее поддержало несколько голосов.
— Ну, если не утомились, слушайте.
Так вот, идет некий путешественник с проводником по горячему песку африканской пустыни. Солнце нещадно палит. Вокруг куда ни глянь – пески. Наконец проводник оживился: — оазис. Подошли к оазису – гордо размахивают листьями – опахалами финиковые пальмы, нежит ветерок, о чем-то щебечет родник, а вокруг все плачут.
— Что здесь произошло? – спрашивает путешественник.
— Человек родился, — отвечает проводник. – Потому и плачут.
Удивился путешественник, но ничего не сказал. Утром двинулись в путь. И снова раскаленные пески, и снова палящее солнце, к концу дня выходят к оазису. Здесь играет музыка, бьют там-тамы, это барабаны у африканских племен, люди в цветных нарядах танцуют, поют песни.
— А здесь что произошло? – спрашивает путешественник.
— Человек умер, — отвечает проводник, — наконец освободился от тягот жизни.
В комнате установилась долгожданная тишина.
Пашабек подошел к окну и широко распахнул обе створки, впустив волну свежего воздуха.
-Красота… — произнес мечтательно, словно молодой любовник. За низким забором, в его дворе фруктовые деревья сгорбились под тяжестью ярких плодов, а с виноградных лоз Асланхана свисали увесистые черные, красные, светло-зеленые гроздья. И над всем этим висело густо голубое шелковое полотно неба.
— Жить мы приходим, чтобы наслаждаться красотой. Вы входите в мир с криком, с ором, но только увидите красоту своей матери, вдохнете ее запах, тут же умолкаете, плененные ею. А утренние зори, вечерние закаты? Каждый раз – каждый день их краски разные, и воздух морской разный… Я часами могу смотреть, как чайки сидят на гребнях волн, взлетают с них и сливаются с белоснежной пеной. А как зацветают весной вишневые, яблоневые, абрикосовые деревья… Разве это таинство природы не чудо? Вот мы с Асланханом живем почти восемьдесят лет. И не насмотримся на красоту. И хочется знать, что увидим завтра, что через год, через пять. Вот рядом с нами глазенки детей – голубые, серые, зеленые, карие – разве не красота. Разве моя сестра Гульназ – не красота, да от нее глаз не отведешь…
— Ну, заговорился ты, Пашабек, — Гульназ зарделась и опустила глаза. – Успокоил ты нас, обнадежил.
— Вот и хорошо. Так что поднимайтесь и разъезжайтесь по домам. Нечего омрачать свой вечер.
-Я останусь, может что…
Пашабек не дал договорить младшей дочери Асланхана.
— Ничего не может быть. Поднимайтесь. И по домам.
Когда все разъехались, Пашабек вошел в комнату Асланхана, прислушался к его дыханию – тот тихо и мерно храпел и спустился во двор.
Гульназ пошла его провожать.
— Ты словно доктор – всех успокоил, всех обнадежил, спасибо тебе. И о красоте как ты хорошо говорил. Красиво говорил. И о жизни.
Глаза Гульназ увлажнились.
— Я, сестра, давно пришел к разумению, что каждый из живущих на земле жизнь свою должен поддерживать и украшать красотой. Благоговеть перед ней. Вбирать ее в себя, ее тепло, ее краски, ее запах. Иначе жизнь превратится просто в терпение. Признаюсь тебе, сестра, меня до моих годов довела любовь к красоте – она омолаживала душу и поила меня. А особенно две красоты – моей жены Шахсенем и твоя…
— Что ты говоришь, Пашабек, — Гульназ закрыла ладонями мигом покрасневшие щеки. – Как ты смеешь такое говорить. – Да если Асланхан узнает… какой стыд… с чего это ты заговорил… В твоем возрасте… срам, срам…
Пашабек улыбнулся.
— Успокойся, сестра, ты не девочка восемнадцатилетняя так стыдиться признания старика в любви. Тебе, слава Богу, семьдесят, на тебя заглядываются на улице все мужчины, да и женщины. Почему мне нельзя? Красота принадлежит не одной тебе, а всем нам. И не стыдись ее, а гордись ею.
Гульназ близко подошла к Пашабеку и осторожно поцеловала его в лоб. Чуть коснувшись. От запаха женщины у него замерло дыхание, закружилась голова. Это длилось секунды. Он выпрямился, поднял голову и с увлажненными глазами пошел со двора.
5.
Сна не было. Того крепкого, безмятежного, сладкого сна, который был ее лекарством. И хворь, и беспокойство, и усталость, все заботы снимал ей сон.
В эту ночь сна не было.
Была мука.
Только закрывала глаза, тут же открывались веки, она вставала, тихо входила к Асланхану, прислушивалась к дыханию.
В последний раз, когда она вошла, темнота ночи уже таяла и проступал слабый свет.
Веяло свежестью. Гульназ подошла к окну: форточка была распахнута. Как же так, подумала она, ведь я его закрыла, наглухо закрыла, и шпингалет задвинула, кто же ее открыл? Он? Но он как лежал на спине, так и лежит, не сменив позы. Кто же здесь был? Седая, старуха? Тьфу, тьфу, тьфу.
Она вытянула руку, только подумала захлопнуть форточку, как вздрогнула и замерла. Сердце подкатило к горлу…
— Не надо, не закрывай…
— Кто здесь, — со страхом произнесла она.
Это был голос Асланхана.
Гульназ обессиленная прислонилась к стене:
— Ахмах, ты чуть не убил меня.
— Ты, душа моя, уйдешь из этого мира только после меня. Ты даже не знаешь кто такая седая старуха.
-Хочешь сказать, не она открывала форточку?
— Она же не домработница твоя. Я задыхался от духоты. Не отрывать же тебя от сладкого сна. Как там на дворе? Утро скоро?
— Скоро, — пробурчала Гульназ, подходя к дивану, — уже утро. Рассвело. Небо как стеклышко.
— Стеклышко мое, завари-ка чай.
— В такую рань? Твой петух еще не проснулся.
— Он уже стар для петушиных криков. Может, и прохрипел, а мы и не услышали…
Пока Асланхан приводил себя в порядок, побрился, освежился под душем, надел банный халат и, массируя лицо, вернулся в комнату – стол уже был накрыт.
Гульназ держала в правой руке чайник с кипятком, а в левой заварной.
— Наливай, душа моя. Или ждешь еще кого?
Над столом поплыл аромат «Ахмад-чая»
Асланхан протянул серебряную ложку к вазе с черешневым вареньем.
— Ореховое рядом, не перепутай.
— Сегодня я хорошо вижу, — буркнул Асланхан. Он знал, что черешневое любимое варенье Гульназ.
— А вчера… вчера что было с тобой?
— Спроси его. – Асланхан поднял указательный палец к потолку. – Старуха подошла, посидела, утомилась и ушла.
— Страшная, наверное? Лицо ее не разглядел?
— Как и все старухи.
— На меня хоть немного похожа?
Асланхан удивленно уставился на Гульназ.
— Я ведь тоже уже старуха. И тоже седая.
Асланхан пытался удержаться от смеха, но … не сумел.
Выпив первую чашку, он откинулся на спинку стула:
— Дети долго горевали?
— Твой сосед Пашабек успокоил их и отправил по домам. Нам повезло с соседом, — Гульназ низко опустила голову над чашкой с чаем, — Умный он. Очень умный.
— С дураком я не дружил бы. Я не слышу от тебя, что навезли дети на мои похороны и поминки…
— Ты не спрашиваешь, я и не сообщаю.
— Слушаю, душа моя…
— Пропадет многое. Не знаю, где хранить. Там и туша барана, и в коробках куры, и мешки с мукой, сахаром, рисом и сыр, и масло, и конфеты всякие, и шербет, и деньги, не много, но и не мало, не считала…
— Расщедрились, — глубокомысленно произнес Асланхан.
— Потратились зря, — жалостливо произнесла Гульназ.
— Уже пожалела…
— Пропадут ведь продукты. Сколько добра пропадет.
— У тебя прекрасный погреб. Забыла о нем?
Ну конечно же, он много лет пустой. С той поры, как дети разлетелись как птички. А что до денег… крышу давно менять надо. Давно прохудилась.
Да, дом уже староват.
— Думаешь, этих денег хватит?
— Я их не видел. И не считал. Не хватит – продукты продадим.
— Жалко детей, от себя оторвали…
— Ну и верни. Еще не поздно.
— Что ты говоришь? Разве то, что приносят на похороны, на поминки, возвращают? Где ты это видел? У кого? Побойся Бога.
— Не мне знать, когда я еще умру.
— А сколько раз ты думаешь умирать?..
В голосе Гюльназ Асланхану почудилось недоверие. Она прищурила глаза и не отрывала их от него.
— Ты о чем подумала? – возмущенно тихо, чуть ли не вкрадчиво проговорил Асланхан. – Я обманывал? А обманывал?
— Какой стыд. Позор. Это же страшный грех. Как ты мог?
— Обманывал? Я? – Асланхан повысил голос. – Не ты ли видела, как из меня выходила душа? Не ты ли видела, как с меня пот лил градом, как замирало дыхание, я терял силы и уже видел дорогу туда, в тот мир… В рай.
— И как же ты вернулся? – растягивая слова, произнесла Гюльназ.
— Как вернулся… Пашабек вернул.
— Как он мог вернуть тебя с дороги в рай?
— Коньяком соблазнил. И вернул.
— Как будто там коньяка нет. В раю, видишь ли, коньяка нет. – усмехнулась Гюльназ.
— Есть-то есть, там все есть, но Пашабека туда никто не звал. Он мне теперь больше, чем брат.
— Брат-то брат, но какой… — чуть слышно прошептала Гюльназ.
— Грех я совершил… — с брезгливым выражением на лице и с явной иронией произнес Асланхан. – И кто это говорит мне… Я всю свою жизнь колесил по дорогам страны, огромной страны, месяцами не бывал дома, чтобы дети мои не знали нужды ни в чем, дал им образование, сыновей женил, дочерей выдал замуж… Я выполнил свой долг. Отцовский долг. Родительский. А ты… а ты меня лицом в грязь: грех совершил. Постыдилась бы. Мужа в грязь лицом… Эх ты…
Ну, не умер, и в чем моя вина?
А вдруг и в следующий раз седая старуха меня не заберет? Навестит, но не заберет? И опять моя вина?
— Ты что, еще раз думаешь умереть? – изумилась Гульназ и лицо ее стало еще краше.
— Откуда мне знать. Может быть, еще. Старуха постоянно рядом. Когда-нибудь придется же мне по- настоящему умереть…
Асланхану почудилось, что кто-то рядом тихонько захихикал. Хитро. Коротко. И вдруг он вспомнил такое хихиканье. Да, да, это было хихиканье, когда он с Гульназ в молодые годы баловались, оставаясь наедине.
На улице трижды просигналила машина.
-Кто это гудит ни свет, ни заря… не сидится дураку дома.
Гульназ пошла к окну.
-Пашабек это, — сказал Асланхан, допив третью чашку.
-Красная машина. Да, верно, вылез, в белом спортивном костюме, в белой бейсболке. Кавалер…
— Машина не красная, а вишневого цвета. Бывает и морковного, и малинового, и клубничного цвета. А у него вишневого.
— И все они красные цвета.
Женщины последнее слово обязательно оставляют за собой, усмехнулся Асланхан.
— Душа моя, принеси-ка мою зеленую спортивку.
— А когда вы договорились? Ах, да, когда он навестил тебя. Так это он открывал форточку…
Асланхан рассмеялся.
— Душа моя, мы договорились с утра подышать морским воздухом.
— Но ты же умирал?
— Ну и что?
— Если бы ночью умер?
— Ну не поехал бы подышать морем.
— И так легко об этом говоришь?
— Да, Гюльназ, потому что все трудности мы с тобой уже пережили.
Надев зеленого цвета спортивный костюм и бейсболку, Асланхан открыл дверь, одной ногой переступил через порог, потом вдруг задержался, повернулся к Гульназ:
— Будь добра, приготовь, пожалуйста, нам гутабы, вкусные, сочные, он их очень любит, да и я их люблю. Мясо свежее есть у нас? Баранина?
— Есть, дорогой. И много.
— И долму с виноградными листьями, этого добра у нас полон двор.
— Асланхан, вы долго будете дышать воздухом?
— Ты же знаешь, мужчины любят на свободе судачить, давать советы друг другу. — Расскажешь? Дорогой, расскажешь, о чем вы говорите там, на свободе?
Но Асланхан ее уже не слышал, он подходил к воротам.
Гульназ подошла к окну, широко распахнула обе створки.
Вишневого цвета форд неспешно катил по улице, спускавшейся к морю.
6.
— Мама, отец умер?
Резкий голос вспорол утреннюю тишину, заставив Гюльназ от неожиданности вздрогнуть. Она и не заметила, как во двор вышла младшая дочь.
— Почему умер? Уехал, доченька, дышать морем.
— Как уехал? Он же вчера умирал?
— Бог вернул его нам. Заходи в дом, что ты там стоишь?
— Бог вернул, — повторила дочь озадаченно.
Замолчала, снова раздался ее звонкий голос:
— А как же теперь все это?..
— Что, доченька? О чем ты спрашиваешь?
— Ну это все…Ах, что-то я не то говорю, это от радости, наверно. Ну, я пойду домой.
И она так же незаметно исчезла, как и появилась.