Воспитать человека

Известно, что семья-это школа воспита­ния, передачи опыта жизни, разных житей­ских мудростей.

Обучение и воспитание открывают детям путь к духовно- нравственному познанию окру­жающего мира. Мир прекрасен свой гармоний, и познание его человеком так же должно быть гар­моничным. Сегодня наши дети нуждаются в раз­говоре: что есть добро, духовность, нравствен­ность? Основными параметрами личности разви­тия ребёнка на сегодняшний день можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, активность, чувство собственного достоинства.Уровень развития этих качеств можно рассматривать как показатель со­циального становления личности.

В этом учебном году на базе школы надеюсь, что мне удасться создать экспериментальную площадку по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся. Разработана ее програм­ма, цель которой формирование нравственного потенциала личности школьников через уклад школьной жизни. Одним из компонентов этого уклада является взаимодействие, тесное сотруд­ничество, взаимопомощь и взаимная поддержка семьи и школьного коллектива.

Семья-это первая и самая важная ступень в жизни человека. Народная мудрость, характери­зуя человека, больше значение придавала влия­нию на него той семейной обстановки, в которой он вырос. Огромное значение для воспитания детей имеет семейный уклад. Каждый ребёнок должен знать своё место в семье, его с малых лет следует приучать к послушанию. Послуша­ние — это начало воспитания. На мой взгляд всё должно быть чётко разграничено: что нельзя и что можно, за что всегда накажут, за что ребенок получит поощрение, должна быть чёткая иерар­хия ценностей в каждой семье. Одновременно с наставлениями, родители должны показывать личный пример. Чтобы научиться сопереживать другому, дети должны видеть, как родители сами помогают другим. Если у ребёнка что-то не полу­чается, то мы должны проявить терпение, а не возмущаться, потому что раздражение родите­лей вредно действует на психику детей и вызы­вает ответное раздражения. Родители никогда не должны в присутствии посторонних людей, а иногда и членов семьи жаловаться на ребёнка или ругать и обсуждать его поступки, повышать на него голос, оскорблять. Ребёнка нельзя уни­жать, ему нужно разъяснить его ошибки и под­держать. Дети и родители должны быть всегда в единении. Для воспитания коммуникативных ка­честв ребёнку необходима также и среда взрос­лых людей. Сегодняшний ребёнок погружен в детскую среду-это детский сад и школа. Контакт со взрослыми крайне ограничен. Поэтому наши дети так медленно взрослеют. Они привыкают быть детьми. Когда ребёнок воспитывается в се­мье, то от постоянного общения со взрослыми он впитывает взрослое отношение к жизни. Почему сейчас у многих детей наблюдается отклонения в психике? Потому что семья, которая была всег­да крепким щитом, защитой для детской души, разрушена. Практически уничтожена связь по­колений… Очень важно, чтобы у каждого ребёнка в семье была своя постоянная обязанность, ко­торая должна быть посильной ребёнку. В семьях, где много детей, на старших могут быть возло­жены обязанности заботы о младших. Однако родителям не следует перекладывать полностью заботы о младших детях на старших. Школьник не должен подменять собой родителей, потому что это пагубно может отразиться на учёбе, на­рушается режим труда и отдыха, они могут опаз­дывать на уроки, не успевать выполнять домаш­ние задания. Душа ребёнка требует примеров для подражания. Если вы не дадите их ребёнку, то он будет подражать не тому, чему вы хотели. Ребёнка нужно буквально окружать теми образ­цами и примерами, которые вы считаете полез­ными. Наши сказки, добрые советские фильмы и мультфильмы – это то, что тоже может наполнить душу ребёнка прекрасными, добрыми и мудры­ми образами. Задача воспитания сегодня, чтобы развить у ребёнка вкус и понимание, что такое хорошо и что такое плохо. Если человека учат до­бру-будет добрым. Учат злу (очень редко) -будет злым. Не учат ни добру, ни злу-всё равно будет злым, потому что и человеком его надо сначала сделать — считал Сухомлинский. Надо оберегать детей от так называемой «уличной» грязи, и той, которая часто проникает в их души через телеви­дение и интернет. Необходимо знать круг обще­ния своего ребёнка, где, с кем и как он проводит свободное время. Нужно строго ограничивать время, когда дети могут смотреть телевизор. Ну­жен разумный выбор телепередач. Родительский запрет должен быть обоснован. Задача родите­лей доходчиво объяснить ребёнку, что ничто не проходит для него бесследно, и помогать отли­чать плохое от хорошего. А если мы дома грубы, или хвастливы, а что еще хуже если процветает пьянство, оскорбление, то здесь нет места раз­говору о хорошем воспитании. Это уже плохое воспитание, и никакие самые лучшие советы и методы здесь не помогут.

Очень важно для воспитания ребёнка созда­ние здорового образа жизни в семье. Отсут­ствие вредных привычек у родителей, занятия спортом благотворно скажутся на детях. Если ребёнок каждый день видит курящего отца, он начинает сомневаться во вреде курения, и переубедить его затем будет сложно. Роди­телям всегда нужно внимательно относится к своим поступкам, предполагать их результат, смотреть в будущее. Воспитание – это всегда большой труд, а духовно-нравственное воспита­ние — один из самых сложных видов этого труда. Нравственное отношение к другим людям, по­нятие ценности другого человека формируется именно в семье. Семья сегодня в большой сте­пени, чем это было вчера, должна взять на себя функции-снятия психологического напряжения у ребёнка. Много проблем стоит перед совре­менной семьей, из года в год мы убеждаемся в том, что духовно-нравственное воспитание де­тей процесс сложный, длительный, требующий напряжёния духовных сил родителей и высокой нравственности. Заинтересованными в этой ра­боте должны быть все: и родители, и школа, и общество в целом. Только совместными усили­ями, совместным сотрудничеством при довери­тельных отношениях семьи и школы мы сможем добиться положительного результата.

Г. Магомедов,

учитель истории Мококской средней школы Цунтинского района