Известно, что семья-это школа воспитания, передачи опыта жизни, разных житейских мудростей.
Обучение и воспитание открывают детям путь к духовно- нравственному познанию окружающего мира. Мир прекрасен свой гармоний, и познание его человеком так же должно быть гармоничным. Сегодня наши дети нуждаются в разговоре: что есть добро, духовность, нравственность? Основными параметрами личности развития ребёнка на сегодняшний день можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, активность, чувство собственного достоинства.Уровень развития этих качеств можно рассматривать как показатель социального становления личности.
В этом учебном году на базе школы надеюсь, что мне удасться создать экспериментальную площадку по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся. Разработана ее программа, цель которой формирование нравственного потенциала личности школьников через уклад школьной жизни. Одним из компонентов этого уклада является взаимодействие, тесное сотрудничество, взаимопомощь и взаимная поддержка семьи и школьного коллектива.
Семья-это первая и самая важная ступень в жизни человека. Народная мудрость, характеризуя человека, больше значение придавала влиянию на него той семейной обстановки, в которой он вырос. Огромное значение для воспитания детей имеет семейный уклад. Каждый ребёнок должен знать своё место в семье, его с малых лет следует приучать к послушанию. Послушание — это начало воспитания. На мой взгляд всё должно быть чётко разграничено: что нельзя и что можно, за что всегда накажут, за что ребенок получит поощрение, должна быть чёткая иерархия ценностей в каждой семье. Одновременно с наставлениями, родители должны показывать личный пример. Чтобы научиться сопереживать другому, дети должны видеть, как родители сами помогают другим. Если у ребёнка что-то не получается, то мы должны проявить терпение, а не возмущаться, потому что раздражение родителей вредно действует на психику детей и вызывает ответное раздражения. Родители никогда не должны в присутствии посторонних людей, а иногда и членов семьи жаловаться на ребёнка или ругать и обсуждать его поступки, повышать на него голос, оскорблять. Ребёнка нельзя унижать, ему нужно разъяснить его ошибки и поддержать. Дети и родители должны быть всегда в единении. Для воспитания коммуникативных качеств ребёнку необходима также и среда взрослых людей. Сегодняшний ребёнок погружен в детскую среду-это детский сад и школа. Контакт со взрослыми крайне ограничен. Поэтому наши дети так медленно взрослеют. Они привыкают быть детьми. Когда ребёнок воспитывается в семье, то от постоянного общения со взрослыми он впитывает взрослое отношение к жизни. Почему сейчас у многих детей наблюдается отклонения в психике? Потому что семья, которая была всегда крепким щитом, защитой для детской души, разрушена. Практически уничтожена связь поколений… Очень важно, чтобы у каждого ребёнка в семье была своя постоянная обязанность, которая должна быть посильной ребёнку. В семьях, где много детей, на старших могут быть возложены обязанности заботы о младших. Однако родителям не следует перекладывать полностью заботы о младших детях на старших. Школьник не должен подменять собой родителей, потому что это пагубно может отразиться на учёбе, нарушается режим труда и отдыха, они могут опаздывать на уроки, не успевать выполнять домашние задания. Душа ребёнка требует примеров для подражания. Если вы не дадите их ребёнку, то он будет подражать не тому, чему вы хотели. Ребёнка нужно буквально окружать теми образцами и примерами, которые вы считаете полезными. Наши сказки, добрые советские фильмы и мультфильмы – это то, что тоже может наполнить душу ребёнка прекрасными, добрыми и мудрыми образами. Задача воспитания сегодня, чтобы развить у ребёнка вкус и понимание, что такое хорошо и что такое плохо. Если человека учат добру-будет добрым. Учат злу (очень редко) -будет злым. Не учат ни добру, ни злу-всё равно будет злым, потому что и человеком его надо сначала сделать — считал Сухомлинский. Надо оберегать детей от так называемой «уличной» грязи, и той, которая часто проникает в их души через телевидение и интернет. Необходимо знать круг общения своего ребёнка, где, с кем и как он проводит свободное время. Нужно строго ограничивать время, когда дети могут смотреть телевизор. Нужен разумный выбор телепередач. Родительский запрет должен быть обоснован. Задача родителей доходчиво объяснить ребёнку, что ничто не проходит для него бесследно, и помогать отличать плохое от хорошего. А если мы дома грубы, или хвастливы, а что еще хуже если процветает пьянство, оскорбление, то здесь нет места разговору о хорошем воспитании. Это уже плохое воспитание, и никакие самые лучшие советы и методы здесь не помогут.
Очень важно для воспитания ребёнка создание здорового образа жизни в семье. Отсутствие вредных привычек у родителей, занятия спортом благотворно скажутся на детях. Если ребёнок каждый день видит курящего отца, он начинает сомневаться во вреде курения, и переубедить его затем будет сложно. Родителям всегда нужно внимательно относится к своим поступкам, предполагать их результат, смотреть в будущее. Воспитание – это всегда большой труд, а духовно-нравственное воспитание — один из самых сложных видов этого труда. Нравственное отношение к другим людям, понятие ценности другого человека формируется именно в семье. Семья сегодня в большой степени, чем это было вчера, должна взять на себя функции-снятия психологического напряжения у ребёнка. Много проблем стоит перед современной семьей, из года в год мы убеждаемся в том, что духовно-нравственное воспитание детей процесс сложный, длительный, требующий напряжёния духовных сил родителей и высокой нравственности. Заинтересованными в этой работе должны быть все: и родители, и школа, и общество в целом. Только совместными усилиями, совместным сотрудничеством при доверительных отношениях семьи и школы мы сможем добиться положительного результата.
Г. Магомедов,
учитель истории Мококской средней школы Цунтинского района