«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»
Продолжаем публикации об аулах Дагестана из новой энциклопедии Сабира Нурмагомедова «Все населенные пункты Дагестана» .
«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»
Кульзеб
Село в Кизилюртовском районе Дагестана. Расположено на федеральной трассе «Кавказ».
По переписи 2002 г. население села — около 5000 человек.
Село было образовано на месте пристанционного поселка Пельтиевский в 1957 году. В это время сюда переселяют жителей села Кульзеб (Исай-юрт) Ножайюртовского района Чеченской Республики после возвращения из депортации чеченцев. В Чечню кульзебцы были переселены из сел Кульзеб и Шугинуб Чародинского района.
История Кульзеба объединила отдельно существовавшие в обществе Мукратль села Чародинского района Кульзеб и Шугинуб, сведения о которых уходили в глубокое прошлое.
Можно предположить, что Кульзеб и Шагинуб ровесники Мукратлинского общества, существовали боле 700-1000 лет назад.
Во время Кавказской войны среди воинов Шамиля воевали и выходцы из Кульзеба Но особое место среди сподвижников великого имама занимает Хачил Али.
Шамиль среди своих учителей одним из первых называл имя Али Кульзебского, однако ни рукописи, ни книг последнего не дошли до научной общественности Дагестана.
До революции и позднее, вплоть до 1935-37 г.г. кулза-шугал (так их называют в обществе Мукратль), помимо животноводства и земледелия занимались и отходничеством, специализируясь как строители-каменщики, в чем преуспели в селах Чох, Согратль, Казикумух, Салта, Гуниб, Каранай, Чиркей, и т. д. Самые богатые, добротные дома, по рассказам старожилов, были построены этими отходниками. В Белоканах и Закаталах показывают целые кварталы, построенные этими мастерами.
Были в селе и свои купцы, торговавшие привозной солью, возили на рынки Казикумуха, Хунзаха, Акуша и Белакан свои домотканые паласы, изделия из домотканого сукна, сыр, кожу. Во многих домах были ткацкие станки, в других выделывали кожу, шили шубы, дубленки из кожи. В иных семьях работали кузни, в которых использовался природный каменный уголь, небольшим пластом выходяший на поверхность из горных пород близ Шугинуба. На два селения была и одна мельница, услугами которой пользовались и жители сел Ценеб и Мукутль.
Депортированные в Саясанский район Чечни (впоследствии в Ритлябский район) села объединились в одно село Кульзеб, сохранили колхоз, ставший впоследствии одним из лучших в районе, построили мельницу, школу, соорудили первую и единственную в районе гидроэлектростанцию, которая обеспечивала энергией село и райцентр Ритляб, соорудили животноводческую ферму на 600 голов КРС и к 1957 году стали зажиточным хозяйством.
Кумух
История селения Кумух Лакского района Дагестана длиться около 15 столетий. Кумух был назван столицей влиятельного государственного образования. Позднее земля лакцев входила в состав Кавказской Албании — недалеко от Кумуха найдена большая каменная плита, на которой высечена непрочитанная надпись албанской графики. Имеются данные, указывающие на то, что через Кумух проходила одна из ветвей северного Шелкового пути. А древние языческие рисунки, встречающиеся на каменных плитах, найденных в Кумухе, и наскальные изображения, выполненные краской на скалах в его окрестностях, продлевают историю туземного поселения до 4 тыс. лет.
Почти все завоеватели желали покорить село. Направляли свои войска на эту горную твердыню и монгольские ханы, и хромой Тимур, и Надиршах, но каждый раз Кумух вновь обретал свободу и восстанавливал свое влияние.
Наибольшего расцвета Кумух достиг в начале XVII века, когда власть местного правителя — Шамхала простиралась на многие территории Дагестана.В период Кавказской войны Кумухские ханы были на стороне России, не подчинялись имаму Шамилю и хотя имам два раза занимал Кумух, все же сумели отстоять независимость от него даже при том, что половина членов ханского рода перешла на сторону Шамиля,а наставником имама тоже был шейх из Кумуха Джамалудин.
Большой урон кумухцам нанесло восстание 1877 г. Около 1,5 тыс. человек из Казикумухского округа были выселены в северные области России. Из семьи высланных в то время в Псковскую область уроженцев Кумуха происходила жена директора Пушкинского музея в Михайловском Сергея Гейченко. В городе Опочка на Псковщине в ссыльной кумухской семье родился в последующем известный революционер и просветитель Саид Габиев.
Не меньший урон лакцам нанесла высылка многих образованных и авторитетных взрослых мужчин в Котлас (Архангельская область) в годы сталинских репрессий. Их влияние на население мешало партии большевиков проводить свою политику.
В годы Великой Отечественной войны на фронт из небольшого Лакского района ушли около 4 тысяч человек, около 3 тысяч из них не вернулось. Пятеро лакцев удостоены звания Героя Советского Союза, один из них — дважды.
Кунки
Аул Дахадаевского района Дагестана является высокогорным селением, расположен в нижней части южного склона водораздельного хребта. Границы аула с четырех сторон окаймлены высокими отвесными скалами, к подножию которых устремились 4 притока реки Уллучай, разрезая окрестные горы на глубокие долины и тесные ущелья.
Значительная территория горных склонов занята альпийскими лугами и летними пастбищами, небольшая часть покрыта смешанными и сосновыми лесами. Лес играл большую роль в хозяйственной жизни аула. Он веками обеспечивал горцев строительным материалом, служил топливом, щедро одаривал людей урожаем ягод, давал сырье для традиционного декоративно-прикладного ремесла. Из веток и прутьев березы и ивы издревле изготавливали корзины и метелки не только для собственного пользования, но и на продажу. Лес использовался также для производства мебели, домашней утвари, орудий труда, повозок, плугов. Его берегли и строго охраняли, так как около соседних сел его не было. Старожилы рассказывают, что без разрешения джамаата никто не имел права производить рубку леса. На вершинах вокруг аула находились сигнально-сторожевые и крепостные башни.
В настоящее время в селении проживает около 2000 жителей. Они говорят на диалекте даргинского языка дагестанской группы кавказско-иберийской языковой семьи. На этом языке говорят только жители этого села.
Ныне аул делится на несколько кварталов: Гинка, Калгу. Кукумай, Нижний аул, Верхний аул, Разбойный перешеек, Акайла ку, и самое удивительное, что центр аула называется Окраинным аулом. Видимо, когда-то эта часть была окраиной, и старинное название так и осталось за ним, хотя аул увеличился в несколько раз.
Образован аул в очень давние времена. Аул Кунки ровесник древнему Дербенту. Насколько предположение соответствует истине — трудно сказать. Однако некоторыми косвенными данными это подтверждается. Так, кладбище для такого сравнительно небольшого аула — огромных размеров. Его территория достигает около 9 га.
Селение Кунки с его поселениями входило в союз сельских обществ Буркун-Дарго.
На землях аула в радиусе 20 км можно обнаружить множество остатков развалин различных поселений, строений. Одни из них сравнялись с землей, заросли дерном, другие лежат грудой камней, третьи исчезли бесследно.
При разборке башен Гияшли, Кирсаце, рытье траншей в местности Ручилце найдены обтесанные камни, зола, угольки, могильники, женские украшения, глиняная посуда.
Наиболее интересными являются развалины в двух километрах от села Лахтала ши, что означает «селение рабов». Почти во всех вольных обществах росла социальная прослойка неполноправного населения «лагов» — рабов, заселявших порой целые кварталы или выселки.
Кусур
Село на севере Рутульского района Дагестана.
До райцентра 70 км. Электричество в него было проведено только в 1981 году.
В селе проживают более 200 хозяйств (вместе с кутаном Камбулат в Бабаюртовском районе). В Кусуре в 1886 г. было 123 хозяйства — 323 мужчин и 257 женщин, всего 580 человек. Согласно преданию селу немногим больше 1000 лет.
Кусур раньше был небольшим аварским селом, население которого летом намного увеличивалось за счет ирибцев, гилибцев и других кьессерцев, приходивших туда с отарами. Позже, 800 лет назад, к ним якобы присоединились 6 семей гочобцев, выселенных из родных мест. Село притягивало и других переселенцев, кого из экономических, а кого и из политических соображений. Одно из первых упоминаний о селе — надпись на рукописной книге: «Паломник обоих храмов Али ал-Кусури в 966 г.» (хиджры), по современному календарю это 1558 — 59 гг.
По рассказам кусурских стариков, в Закатальском районе по изгнании грузин с низовий Алазани первоначально они заселили территорию нынешнего села Чобанкол. Затем перешли в местность Пирзуван. После кусурцы из-за скудости пастбищ переселились в Динчи, где и основали село Кусур-Динчи. Там они жили и в ХХ веке, вплоть до 1950-х годов.
Село в 1852 г. было сожжено, и люди переселились частично в Цор, а большая часть через перевалы Айнсимо и Халахур-кац перешла в Чурмут и Кьессер, далее в Карах. В этих сёлах они оставались до 1860 г., когда большая их часть вернулась обратно.
Рутульские предания говорят о войнах с аварцами, во главе которых стоял Шагьав, совершавший набеги на рутульцев. Он же построил крепость в селении Лучек, захватив село и используя его как опорный пункт. Остатки этой крепости были использованы русскими в 1851 г. для строительства Лучекской крепости. Лучекское укрепление в связи с окончанием Кавказской войны было срыто в 1861 г.
Многочисленные чабанские домики на летних пастбищах вокруг Кусура были построены неким кусурцем — силачом по имени Джамал.