Использование технологии дебатов

«Каждый раз, когда вы говорите, вас проверяют на способность быть лидером»

(Джеймс Хьюмс)

Образование всегда ориентировано на будущее, поэтому его основной целью является развитие у учащихся умений и навыков, особенно умственных, позволяющих адекватно оценивать любую ситуацию и принимать эффективные решения относительно жизненных проблем. Сократу принадлежат слова: «Заговори, чтоб я тебя увидел…» В последнее время много говорится о том, что современный человек должен быть успешным, что именно школа должна закладывать основы формирования личности социально-востребованной, способной добиться успеха в жизни. И я подумал над тем, а что такое успех? Что лежит в его основе? Талант, способности, везение, удача, степень образованности?

Успешным хочется быть любому ребенку и взрослому. Однако, ставя перед собой подобную, безусловно глобальную цель, мы зачастую не представляем себе, каким образом сможем ее добиться. И неожиданно для себя я пришел к выводу, что для достижения успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее таланта. Если оглянуться вокруг, то людей, добившихся успеха в жизни, объединяет одно общее качество – умение общаться. Замечательный романтик и сказочник Антуан де Сент-Экзюпери называл общение «единственной настоящей роскошью». Для меня общение ассоциируется с экзотическим цветком, каждый лепесток которого – личное обаяние, привлекательность, психологическая совместимость, остроумие, находчивость, гибкость, уступчивость, толерантность, умение слушать и понимать, говорить и доказывать, уметь управлять своими эмоциями, что придает ему уникальность и неповторимую свежесть.

Дейл Карнеги утверждал, что «умение говорить – это наикратчайший путь к известности… И почти каждый человек может говорить так, что будет приятен и желаем в обществе…».

Поэтому свое педагогическое кредо я бы сформулировал так: «Я хочу общаться».

Развитие речи школьников помогает мне в использовании технологии дебатов.

Решению освоить и применять на своих уроках, внеклассных мероприятиях педтехнологию дебатов послужил тот факт, что данный вид деятельности способствует развитию творческих способностей школьников, расширению их кругозора, развитию общей культуры, интеллектуальному развитию и формированию положительной мотивации к познавательной деятельности, навыков публичного выступления (чего зачастую боятся наши дети).

Я считаю, что научить этому школьников мы можем, применяя инновационные, образовательные технологии, в том числе и технологию «дебаты». Это обсуждение, построенное на основе заранее подготовленных и зафиксированных выступлений представителей двух противоположных по позиции групп.

Задачей участников дискуссии является выдвижение своих аргументов «за» и «против» и убеждение таким образом остальных участников, не нападая на противников. «Дебаты» ведут свое начало из античности. В Древней Греции спор считался и средством обучения, и способом познания, и важным элементом демократии.

Ведь спор – это искусство. «Спор имеет огромное значение в жизни, науке, в государственных и научных делах. Где нет споров о важных, серьезных вопросах – там застой».

Сложность дебатов заключается не столько в их проведении, сколько в огромной предварительной работе. Поэтому мною уже второй год у нас в школе организован и существует клуб интеллектуального развития «Дебаты», где я решил обучать детей правилам общения, спора. Сначала мало кому было понятно, что это такое. Но вот собрались, стали знакомиться с правилами игры, с основными этапами дебатов, и стало интересно. И сейчас я хочу представить вашему вниманию Путеводитель по дебатам – как я это делаю.

В течение 2012/2013 учебного года мы еженедельно собирались на заседания нашего клуба. Я назвал их мастерские, их цели – познакомить школьников с историей, принципами игры, раскрыть главные содержательные моменты игры.

Ее содержанием могут быть:

1.Правила игры. Философия дебатов

2.Риторика. Культура речи

3.Роли спикеров

4.Стиль и способ

5.Домашняя подготовка

6.Дебатные вопросы

Одно из первых обязательных занятий знакомит с расстановкой игроков и регламентов. Главное внимание нужно уделять этическим основам «Дебатов», среди которых, подчеркиваю, правила честности, корректности, уважительного отношения к чужим взглядам. Обращаю внимание ребят на то, что в дебатах побеждает команда, не защищающая «верное мнение», а команда, лучше аргументировавшая свою позицию, сумевшая быть более убедительной.

Мастерская «Риторика. Культура речи» имеет целью подчеркнуть роль правильной, грамотной речи, в процессе игры она знакомит с элементами риторики. Здесь нужно знакомить и с правилами организации и устного, и публичного выступления. Кроме основ грамотной речи, нужно обращать особое внимание и на такие характеристики, как выразительность, логичность, эмоциональность речи спикеров.

Следующим этапом предварительной работы является мастерская «Роли спикеров». Она раскрывает обязанности и роль в структуре «Дебатов» каждого спикера.

Далее следует занятие «Стиль и способ». Оно направлено на развитие следующих навыков у участников: презентационная привлекательность выступления, эффективное поведение говорящего, демонстрация уверенности, жесты и мимика, язык телодвижения и другие приемы невербальных коммуникаций. В качестве наиболее важных, определяющих успех выступления я рассматриваю такие факторы, как зрительный контакт, голос, мимика, психологическое самочувствие. Дети должны научиться контролировать свои манеры. «Домашняя подготовка» должна быть направлена на выработку у учащихся навыков самостоятельной работы с источниками поиска и обработки информации.

После определения темы дебатов перед учащимися ставится задача подобрать, изучить и проанализировать основную литературу по теме. Информационный поиск является очень важным этапом работы над темой. Таким образом мы осваиваем первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

Очень важно, чтобы дети поняли, что «Дебаты» – это не только сама игра, когда выступают спикеры. Это еще и «подводная часть айсберга», заключающаяся в кропотливой и долгой работе по выяснению сути вопроса, заявленной в теме.

Очень важная роль должна отводиться разряду вопросов. Это один из наиболее сложных элементов структуры «Дебатов» и направлен на развитие навыков внимательного слушания, с одной стороны, и умения задавать вопросы – с другой.

В конце 2012 года мы попробовали провести первые дебаты. Тему выбирали вместе с детьми. Те, которые больше волновали были: «Язык – это история народа», «Проблема изучения родного языка в школах Цунтинского района», «Место дидойцев в Дагестане», «Дидойцы во властной пирамиде», «Старый друг – лучше новых двух» и т.д. Пригласили всех желающих, учащихся, родителей, учителей.

И сейчас, спустя почти два года, мы уже не спорим о необходимости дебатов.

В текущем году я начал применять элементы дебатов и на уроках общей истории, обществоведения и истории Дагестана.

Например, мною были проведены мини-дебаты по темам: «Конституция – основной закон государства», «Шамиль – глава большой семьи», «Крым возвращается в Россию», «Дагестан в составе России».

С учетом изложенного советую и другим педагогам организовать на уроках и во внеурочной деятельности дебаты. Уверен, они помогут и вам и вашим детям в жизни.

Имеются ролики проведенных дебатов. Заинтересовавшиеся могут позвонить по телефону: 8(963)-428-06-84.

 

Гусейн Магомедов,

учитель истории средней школы с.Мокок Цунтинского района