Региональное телевидение

Опыт. Проблемы. Перспективы.

В последние годы утрачены многие духовные ценности, продолжают снижаться уровень и качество образования, загрязняется окружающая среда, меняется мораль. И, как отмечают независимые эксперты проблема это — если представить ее масштабнее — связана с уровнем культуры современного телевидения, а именно с резким падением этого уровня, следствием которого явилась деградация огромного количества людей, среди которых, очень много молодых представителей.

И здесь возникает вопрос: а если СМИ и прежде всего, телевидение перестанут выполнять функции просвещения и культуры, то, как поведут себя люди? Ведь совершенно очевидно, что телевидение, заняв, огромное место в жизни каждого человека, нацелено, не только развлекать, но и воспитывать людей, прививать им нравственные ценности и жизненные ориентиры. Однако, такая картина несколько утопична и, и возможно больше относится к вопросу о попытке создания идеального телевидения. Безусловно, электронные СМИ сегодня выполняют множество функций. Это и семейный друг по вечерам, и способ «расправиться» со свободным временем, и источник информации, и одно из главных средств формирования общественных фокусов и ценностей.

В нашей жизни — проблем великое множество. Одна из них — сохранение культурного наследия. Факт остается фактом. На региональном уровне становится все заметнее начавшийся процесс вытеснения регрессивного телевидения прогрессивным. Именно в этом истинная причина возрастания на современном этапе роли электронных СМИ, консолидирующих общество на основе демократических принципов, исторических, общечеловеческих ценностей, культурных традиций, моральных и нравственных норм, роли, предопределенной зрительскими ожиданиями.

Государственная вещательная политика, к сожалению, ему не только не противопоставлена, но и обнаруживает тенденцию к синхронному, а порой опережающему развитию в сторону коммерциализации эфира. Объемы детского, молодежного, аналитического, культурно-просветительского вещания в последние годы катастрофически сократились.

А это значит, что трудоемкое, дорогостоящее художественное вещание, документальный экран заменили потоками низкопробных сериалов, заимствованных за границей телевизионных игр. Вот и получается, что за последнее время выросло уже целое поколение телезрителей, не имеющее привычки получать с экрана продукцию художественно-эстетического и культурно-просветительского характера.

Сохранение культурного наследия

В современных условиях телевидение должно не просто информировать аудиторию. Гораздо важнее дать ей верное представление о культурных ценностях человечества. Журналисты должны пропагандировать в прессе нравственные идеалы общества, помогая духовному просвещению общества. И это не все. Есть много других серьезных причин, о которых многие сегодня даже не подозревают. Ясно одно. Природа СМИ настолько сложна, что его влияние на нашу духовную составляющую до конца еще не изучено. Каждый новый виток в развитии телевидения демонстрирует неожиданные результаты этого влияния. Здесь актуальна постановка такого вопроса, каким образом можно поднять телезрителя до уровня высших духовных ценностей?

Развращающие, разъединяющие, озлобляющие аудиторию телевизионные передачи, признаки которых, еще проявляются во многих регионах страны, должны в самое ближайшее время, и, прежде всего, на государственном региональном уровне, окончательно уступить место прогрессивному телевидению, демонстрирующему уроки мужества, нравственности, патриотизма, трудолюбия, не скрывающему при этом негативных процессов, происходящих в обществе, и нацеленному на выполнение важнейшей консолидирующей, созидательной роли.

Телевидение должно быть проводником самых передовых идей, должно не опускаться на уровень животных инстинктов, а поднимать зрителя до уровня прогрессивной части общества. Тогда оно будет востребовано. Нужно хотя бы знать границы дозволенного! Телевидение часто и не без основания обвиняют в бездуховности. Популярная нынче фраза — «Пипл хавает», уже долгое время оправдывает выдачу в эфир безнравственных шоу, сомнительных фильмов и прочего креативного «мусора» и эта же фраза, как нельзя лучше, характеризует отношение авторов подобной «развлекаловки» к своему зрителю и оценка ими интеллектуального уровня своей телеаудитории. Так называемая креативная функция телевидения опустилась «ниже пояса», предлагая в огромном количестве виды крови, разврат, бесконечные игры на деньги и телесериалы. Как это ни странно, но телевидение деградировало очень быстро.

Население «самой читающей страны в мире» просто спасается от разлагающего воздействия своего телевидения. Все больше молодых людей уходят в религию, принимая ее как альтернативу утраченной государственной идеологии и национальной идее. При этом российскому зрителю почему-то становятся доступны многочасовые проповеди сомнительных пастырей западных церквей с их превознесением богатства как свидетельства особой божьей милости и благодати.

А ведь не секрет, что современное телевидение-это общественная система, которая должна жить по законам социума своей страны, не диктуя обществу чуждые ему нормы и правила поведения, предлагая заимствованные стереотипы: не стимулируя проявление низменных человеческих чувств, не «инфицируя» молодое поколение всеми видами пороков общества.

Между тем современная ситуация в сфере телевидения, обилие развлекательных программ, засилье рекламы и соответственно потребительское отношение ко всему, о чем сообщается в эфире, ощутимо влияют на наше общество, формируя унифицированное сознание и усредненные вкусы. Поэтому нас особенно интересует роль телевидения, как наиболее эффективного средства влияния на самосознание.

Телевидение — эффективное средство влияния на самосознание

Дагестанское телевидение государственной формы собственности эту общую тенденцию к обескультуриванию эфира не поддерживает. У нас, конечно, нет финансовой базы, которая позволила бы наилучшим образом взяться за решение этой проблемы, нет определенной концепции или республиканской программы по повышению общей культуры населения средствами телевидения.

Сегодня ГТРК и РГВК «Дагестан» пытаются сохранить в своей вещательной сетке лучшие телепроекты, создать новые, актуальные, которые не приносят коммерческой выгоды, но оказывают глубокое влияние на нравственный климат дагестанского общества.

По мнению экспертов, грубое выхолащивание из эфира реальной жизни, местных событий, культуры и традиции отдельного региона, глобализация эфира – это путь к деградации общества, подмена реальности виртуальным миром. Безудержно гнаться только за рейтингом, не считаясь с реакцией местного населения, в конечном счете, невыгодно.

Телевизионный эфир имеет неограниченные возможности духовного и эстетического развития, но оптимальная форма пропаганды нравственных ценностей еще не найдена. Поиск может занять многие годы, но пока это произойдет, массовая культура населения опустится до самой низкой отметки, перейдя которую станет уже невозможно что-то исправлять. Уже не телевидение будет формировать вкусы, а наоборот.

Будущее телевидения не в усилении одностороннего воздействия на аудиторию с определенными целями, а в его диалогичном развитии и совершенствовании вещательной политики на основе ценностей и исторических традиций.
Вопросы формирования культурной среды сегодня в Дагестане в центре особого внимания органов власти. Так, на заседании пресс-клуба, при Президенте РД 10 октября 2013 года, под руководством Рамазана Абдулатипова, особое внимание журналистов было обращено, на то, что в эфире республиканских каналов должно быть больше программ о традициях и культуре Дагестана. Также должное внимание надо уделять телевизионному и радиовещанию на национальных языках. — «Самая главная проблема последних лет – это униженное состояние человеческого, национального, гражданского достоинства. Нам надо уходить из агрессивной среды, формировать культурную среду. Мы создаем центры традиционной культуры, пытаемся что-то скомпоновать. Сейчас дано задание — создать модель дагестанской региональной культурной политики с подключением специалистов из Москвы. То, что мы проводим – «Шунудаг», «Шарвили», «Цамаури» – может стать хорошей основой для этнического туризма. Надо объединить усилия и все ресурсы использовать в полной мере», — сказал Глава Дагестана.

В Дагестане СМИ не только формируют духовные ценности и стереотипы поведения населения, но и, прежде всего, выступают основными средствами удовлетворения духовных и информационных потребностей людей. И здесь работы у представителей органов государственных и муниципальных органов власти, СМИ – непочатый край.

На современном этапе агитационно-пропагандистские и социально-культурные функции телевидения, радио, печати определяются их возрастающим воздействием на развитие экономики, науки и культуры, на всю общественную жизнь. Они должны дифференцировать свои методы, координировать усилия для достижения большей эффективности идеологического воздействия: быть познавательными, рассказывать о традициях, культуре народов и историческом прошлом.

В Дагестане, судя по опросам ВЦИОМ, люди все больше читают газеты, книги, общаются в сети, ходят в кино. В людях жив голос разума. Они понимают, что наглость, эгоизм, культ денег и развлечений, разврат, преступность и вражда – не лучшие воспитатели для новых поколений. Никто не хочет, чтобы его ребенка телевидение «воспитывало» на этих «ценностях». Мы не должны забывать о том, что духовная культура – это достояние всего человечества, широко открытая для людей и народов. Не может успешно существовать и развиваться, подобно одинокому Робинзону, замкнутая и изолированная культура. Обретение подлинной самобытности духовной жизни каждым народом совершается на путях приобщения к мировой цивилизации, на опыте ее богатейших духовных ценностей.

Ильман Алипулатов,
политолог