Традиции

ЗРЫХ

Аул образовался из переселенцев одноименного селения, существовавшего на территории нынешнего Кубинского района Азербайджана. Причиной их миграции в Дагестан стали  непрекращающиеся грабежи и междоусобицы.

Беглецы поселились на территории, контролируемой ахтынским обществом, и стали его вассалами.

Будучи пограничным с селением Ахты-пара, Зрых постоянно подвергался нападениям с территории Рутула, жители которого  хотели подчинить Зрых себе. Ранее они также поступили с расположившимся поблизости аулом Кусесер. Рутульцы разорили его, а селян обратили в рабство.

Местные предания сохранили память о трех серьезных нападениях рутульцев. И каждый раз зрыхцы отбивали атаки, в этом им помогали ахтынцы.  Междоусобицы приводили к проявлениям жестокости с обеих сторон.

До революции на всё селение было два валчага (одежда вроде бешмета) — мужской и женский. Обычно жители одевались во что попало, но если мужчине или женщине надо было пойти в соседний аул в гости или на базар, то они по очереди надевали один из этих валчагов.

ХРЮГ

Селение расположено в живописном месте. Кругом леса, зелень. Этот аул известен тем, что здесь жил знаменитый народный поэт Дагестана Тагир Хрюгский. Прежде Хрюг входил в Ахты-пара. Предки хрюгцев были «армянами» (т. е. исповедовали христианство армяно-грегорианского толка). Недалеко от селения сохранились остатки доисламского кладбища, где на надгробных камнях сохранились изображения крестов.

Население Хрюга в прошлом было узденями. Раятов здесь не было вовсе. Мало того, хрюгцы брали пахту с с. Кака до появления там беков, как это делали в отношении некоторых селений и Ахты.

Сохранилось немало преданий о междоусобицах хрюгцев и рутульцев. Своеобразным памятником этих событий является хрюгский минарет. На самой вершине его виден белый камень. Этот сорт камня по традиции очень почитается в Хрюге. Так, например, такие камни кладут на могилы, считается, что они «святят»  умерших.

Когда хрюгцы строили свою мечеть, то заранее приготовили белый камень для увенчания минарета. Рутульцы же ухитрились его украсть. Хрюгцы возмутились и решили выкрасть камень, чтобы вернуть его обратно, несмотря на то, что Рутул больше и сильнее Хрюга.

Рутульцы слыли большими любителями охоты на волков. Каждый квартал имел свои участки для охоты на них и расставлял там свои капканы. На ловлю волка выходили всем кварталом. Если волку при этом удавалось вырваться, то на поиски его отправлялись только жители данного квартала. Если же им не удавалось его найти, то они признавали свое бессилие, и это считалось позором. Тогда все остальные мужчины села выходили на поиски и не возвращались до поимки волка. Когда волк был уже обнаружен и окружен, участники преследования разоружались, засучивали рукава и старались схватить волка голыми руками и связать. Если кто-нибудь трусил, его подвергали осмеянию, называя «бех» (трус).

Хрюгцы отправились за своим камнем именно в тот момент, когда рутульцы были заняты своей любимой охотой. Без особого труда они взяли камень и возвратились с ним в Хрюг. Вернувшись в свое село,  рутульцы обнаружили пропажу и устроили погоню.

КАКА

Какинские беки происходили от казикумухских ханов. Родственники казикумухского хана Шуаиб-бек и Иса-бек поселились в с. Кака. Хан предоставил им право взимания дани с двух селений: Луткуна и Ялаха. Раньше эту дань платили непосредственно хану вроде добровольного приношения, позже она стала обязательной. Вот имена некоторых какинских беков; Алисултан, Шуай, Мусабек, Асланбек.

Какинские беки сохранили за собой пастбища Куртай и Олакан-дере в рутульских землях. На какинской земле они захватили лучший пахотный участок.  Кроме того, их собственностью было около 20 мелких пахотных участков, лежавших чересполосно с пашнями какинских крестьян.

Жители Кака были узденями, и бекам так и не удалось окончательно обратить их в своих раятов, хотя путем постоянного давления, опираясь на поддержку рутульских беков, они смогли сделать какинцев в определенной  степени зависимыми. Был период, когда они провинившихся какинцев даже подвергали публичным поркам.

Тем не менее, какинцы постоянно были готовы к сопротивлению. Примечательно, что захваченный беками участок Параг приходили обрабатывать раяты из селений Ялах и Луткун, причем барщина доходила до 6 дней в неделю. Кроме того, луткунцы платили бекам от всего общества 4 руби пшеницы и столько же ячменя, а ялахцы—по одной руби пшеницы от двора. Они обязаны были обрабатывавать бекские земли: пахали, жали хлеб и косили сено, унавоживали бекские посевы, заготавливали дрова и возили к беку, а хлеб — на мельницу на своем транспорте. По требованию бека они также были обязаны давать лошадей для поездки в Дербент, Кубу и другие села.

АРАКАНИ

По преданию, название селения происходит от прозвания данного селения за его неприступность «аржа-куни». И в самом деле, селение стоит на крутом, террасированном склоне. Обвалы и оползни нередки и до сих пор.

Однако там хороший климат, много солнца, хорошие сады, вкусные фрукты.

Долина ниже Аракани почти полностью просматривается и контролируется из селения или с гребней ограждающих ее со всех сторон возвышенностей. Вход в нее через узкое, довольно длинное ущелье с отвесными склонами. В прошлом селение имело, кроме того, крепостные стены и ворота.

Видимо, люди здесь живут с давних времен. По преданию, прежде жители его исповедовали иудаизм. На месте нынешнего селения жило 12 семей. Обитатели склонов и долины принадлежали к разным народностям и исповедовали разные религии. Их вытеснили предки современных жителей.