День России

23 года назад, 12 июня 1990 года, делегаты первого созыва Народных депутатов РСФСР приняли декларацию о государственном суверенитете, провозгласив Россию полноправным субъектом международного права. Это юридическая сторона дела, а фактически рождение новой России было настолько бурным, что в учебниках истории весна – лето 1990 года расписаны буквально по месяцам.

Попробуем восстановить события. В марте Михаила Горбачева избирают Президентом, и он, отменив статью Конституции СССР о руководящей роли партии, разрушает законодательную базу централизованной политики государства. Последствия не заставили себя долго ждать. Уже в апреле парламенты Эстонии, Латвии и Литвы провозгласили независимость своих республик. В мае на первом же съезде народных депутатов РСФСР главой Верховного Совета избирают Бориса Ельцина, а 12 июня съезд принял ту самую декларацию о суверенитете России, объявив о приоритете российских законов над советскими на своей территории. В результате этого политического маневра 50% населения страны и 60% её экономики оказались в руках демократов и уже в 1991 году, после распада СССР власть полностью перешла в руки молодых реформаторов.

День принятия Декларации был объявлен государственным праздником и с тех пор отмечается в нашей стране, как «День России». Интересно, как сегодня, спустя 23 года, наши граждане воспринимают этот праздник? Из опрошенных 220 человек более одной трети смутно помнят, что есть такой праздник, каждый второй не понимает смысла и значения этого праздника. А каждый третий уверен, что 12 июня это еще один нерабочий день.

Как видим, не все люди пока ещё понимают, что значит жить в независимом государстве. Как это ни странно, но за 23 года независимости жизнь в России по-прежнему зависит от множества факторов. От цен на нефть и отношений с Евросоюзом, от вступления в ВТО и курса доллара, от НАТО и прочих обстоятельств. Значит ли это, что идея независимости оказалась пустой затеей? Конечно, нет. Если государство активно взаимодействует с внешним миром, то и зависит от многого. И чем больше таких связей, тем цивилизованней государство.

Сегодня многие эксперты, ученые задаются вопросом, стоило ли России объявлять суверенитет, отталкивать от себя союзные республики? Насколько политически и экономически оправданным был этот шаг? Что мы приобрели, а что потеряли? Однозначного ответа на эти вопросы нет и сегодня. Никто не скажет, как повернулась бы история государства, если бы 23 года назад было принято иное решение. Сегодняшняя Россия – это совершенно другая страна, но она всё так же является самым большим государством в мире. Расстояние между восточной и западной границами составляет 9 тысяч километров.

Самая южная точка – Дагестан. Россия, по-прежнему, самая многонациональная страна. На её территории проживают больше 100 народов. Народы Дагестана составляют чуть больше 2 % населения. В состав России входят всего 83 субъекта. Политическая структура государства способствует построению общественного строя, основанного на принципах свободы и демократии, а подписание декларации о независимости символизирует начало этого пути. Таков итог новейшей истории России. Осталось только поверить в эти светлые идеалы, вернуть обществу доверие к власти и совместными усилиями сделать нашу жизнь такой, какой её увидят будущие поколения россиян. Только и всего.

Реформы…

Как показал опрос экспертов, важным фактором повышения дисциплинированности является нравственно-психологический климат в целом в республике, каждом населенном пункте, трудовом коллективе. По мнению независимых экспертов, именно подобные явления на уровне отдельных чиновников вызывают недовольство, раздражение и даже протестные настроения рядовых людей.

Эксперты-политологи в последнее время активно обсуждают вопросы совершенствования политической системы в стране. Дагестанские политологи Абдулла Магомедов и Абдул-Насыр Дибиров утверждают, что административную реформу следовало бы начинать с наведения порядка в самой власти. Дело это нелегкое. Многие наши чиновники умело научились подстраиваться под любые реформы, не меняя бюрократической сути.

По мнению экс-председателя ГТРК «Дагестан» Магомеда Гамидова, чтобы в корне изменить ситуацию в обществе, снизить уровень коррупции, бороться с террористами, не допускать их влияния на молодежь, надо восстановить хотя бы элементарную справедливость в обществе, добиваться исполнения законов всеми гражданами независимо от их социального положения и общественного статуса.

Сегодня многие руководители-чиновники самого разного уровня, главы городских, районных, поселковых администраций зачастую игнорируют законы, устраивают на высокооплачиваемые «доходные» места исключительно своих родственников, друзей, представителей своей национальности, своего тухума. Это вызывает недовольство у дагестанского народа, особенно молодых людей, которые вместе с перспективами успешного трудоустройства теряют доверие к власти. В этом вопросе необходимо навести порядок, иначе призывы к соблюдению законности и правопорядка, звучащие из уст тех же чиновников, не будут восприниматься людьми.

Когда мы говорим о доверии к власти, об авторитете политических руководителей республики, конечно же, имеем в виду авторитет конкретных людей, руководителей самого высокого уровня. И меры, предпринимаемые по очищению Дагестана от коррупционеров, нерадивых чиновников новым руководством республики, воспринимаются подавляющим большинством дагестанцев весьма позитивно. А это значит, что чиновникам, руководителям необходимо менять стиль и методы работы, быть ближе к рядовым людям, говорить правду и только правду. Есть серьезные резервы и в плане повышения эффективности управляемости.

По мнению самих руководителей страны, политический строй в России должен стать более открытым, гибким и динамичным. В последние два-три года независимые эксперты серьезно критикуют ситуацию с развитием демократических процессов, выражают недовольство партийным строительством. Необходимо прежде всего повысить качество народного представительства в федеральных и региональных органах власти. Они предлагают в самое ближайшее время реально поменять систему государственного управления.

По мнению известного дагестанского ученого-философа, профессора Омара Гусейнова, модернизацию российского общества невозможно себе представить без дальнейшего развития демократических институтов и структур гражданского общества. Это прежде всего появление многочисленного среднего класса, повышение общеобразовательного уровня граждан, рационализация их массового сознания, формирование настоящей конкурентной партийной системы, свободные выборы, перемены во всех сферах общественной жизни под влиянием электронной и информационной революции.
Анализ особенностей постсоветского дагестанского общества, переживаемого социальную трансформацию, и сам ход исторического развития нашей республики выявляет потребность в обосновании и реализации нового стандарта поведения индивидов.

Сегодня представители новой дагестанской власти в поиске новых подходов к решению застарелых проблем. Известный ученый, профессор Юрий Сагидов считает, что у нас в республике в настоящее время в целом во всех без исключения сферах практической деятельности и управления нарушена эквивалентность между трудовыми затратами действующих субъектов ( как индивидуальных, так и корпоративных) и результативным присвоением ими различных благ. Основой нарушения эквивалентности является то, что она размыта прежде всего отсутствием определившихся идеалов и идейности, которые должны были бы направлять людей в единое русло, обеспечивая одновременно собственное и общественное процветание.   

Настоящего политика, государственного чиновника надо готовить, воспитывать в процессе роста. Только когда хозяйственники, бизнесмены и политики займутся каждый своим делом, тогда над нашей страной зазвучит настоящий Гимн России, и надеюсь, мы все доживем до этого славного момента.

Не секрет, что стабильность в обществе, настроение рядовых людей во многом зависят от деятельности местной власти. И если спросить, в какой степени жители села в районе, микрорайона в городе влияют на решения власти и контролируют дела, то они скажут: почти не влияют, почти не контролируют. А на вопрос – «Нужно ли в городе, районе самоуправление?», ответят «нет» или «не знаю». К сожалению, многие сегодня еще не знают, что местное самоуправление – это универсальный инструмент влияния жителей на власть, это конституционное право граждан. И если бы мы, наконец, научились им пользоваться, то обезопасили бы себя от многих серьезных неприятностей. И в первую очередь заставили бы власти использовать бюджет, землю, имущество с большей пользой для села, района, города.

По инициативе Рамазана Абдулатипова разработаны 25 критериев оценки работы руководителей органов местного самоуправления. Только по итогам деятельности работы главы администрации города, района, села будет решаться вопрос о пребывании его в должности на перспективу. К сожалению, и об этом много и часто говорят эксперты, у нас в стране все еще слабая законодательная база. Ведь все понимают, что незаконные действия местной власти должны сразу же пресекаться. У нас все получается наоборот. Захватывают землю, разворачивают строительство. Порой даже правоохранительные органы не могут приостановить незаконные действия до устранения нарушений. Районные, сельские земли распределяются как угодно, кем попало и кому как выгодно. СМИ продолжают получать письма с жалобами на земельный беспредел местных властей. Все эти обращения СМИ переправляют в правоохранительные органы, руководителям муниципальных образований. И очень часто получают всякого рода отписки.

В последние годы мы то и дело говорим о реформах. И всякий раз подчеркиваем, что в конечном итоге они направлены на организацию более четкой и стройной системы вертикали, эффективности властных структур, повышения качества жизни. Так ли это на самом деле? Возьмем жилищно-коммунальное хозяйство. Вопрос, которым задаемся мы с вами: «А в чем, собственно, заключается реформа в этой жизненно важной отрасли?» остается пока не ясным для большинства дагестанцев.

По утверждению экспертов, все преобразования в жилищно-коммунальном хозяйстве тормозят отсутствие нормативно-правовой базы и кризис неплатежей. Факты – вещь упрямая.

К сожалению, многие законы, принятые в конце 90-х годов, оказались мертворожденными.

Большинство законодательных актов так и не нашли применения из-за отсутствия конкретных механизмов их реализации. В профильных ведомствах годами разрабатывали инструкции, без которых законы не могли стать частью правоприменительной практики. И как результат всей этой бумажной волокиты и бюрократизма — работа федерального Министерства регионального развития по реформе ЖКХ признана неудовлетворительной. И еще один факт – Правительство РФ никак не может определиться с принципами формирования обоснованных тарифов в системе ЖКХ. Для этого просто нет регулирующей методики их формирования в рыночных условиях. Это означает, что на всех уровнях власти, начиная с местной и заканчивая федеральной, многие чиновники и представления не имеют о том, сколько в действительности стоят услуги ЖКХ.

И тут возникает ряд вопросов:

Первый: Если неизвестны затраты производителей услуг, то как можно строить работу всей системы?

Второй: Как можно требовать у государства бюджетной поддержки, не зная сколько средств потребуется для покрытия убытков?

Третий: На каких условиях привлекать частный бизнес в систему ЖКХ, если неизвестно, какую выгоду он будет иметь?

И, наконец, как можно говорить о проведении реформ, когда подавляющее большинство работников жилищно-коммунального хозяйства сами не знают, во что это обойдется и каковы будут конечные результаты? В прошлом году участники парламентских слушаний в Госдуме пришли к единодушному выводу, что главная идея реформы ЖКХ, которая заключалась в создании товариществ собственников жилья, по существу провалилась.

У нас слишком большая и богатая страна. Так что при желании каждый может найти свою дорожку к благополучию, своё место под солнцем и свой тёплый угол. Главное – искать, пробовать, пытаться! Оставьте воспоминания о прошлой стабильности, прошлое не вернётся. И самое главное — начните с себя. Ведь мы вместе реформируем саму жизнь. Каждый пусть положит кирпич в здание новой России. Если кирпичи будут крепкими – здание простоит века и укроет от бурь и потрясений ещё и наших детей, внуков и правнуков. Вот такая архитектура будущего нашей страны и Дагестана.

Ильман Алипулатов,
политолог