Культура общения у народов Дагестана

В современных условиях многие молодые люди, подростки и дети оказались не приучены элементарным формам, нормам и правилам культуры общения в обществе, что ведет к вседозволенности, повсеместному игнорированию традиционно сложившихся и как основа взаимопонимания, сплочения и единства закрепившихся в педагогической культуре народов Дагестана.

Нормы межличностного и группового общения, «комплекс приличий» у народов Дагестана увязывается с местом, временем, средой общения.

Каждый член семьи должен быть при деле, в течение всего дня опрятен и подтянут, малолетним в этом отношении делается некоторое снисхождение. Осуждается, если взрослый член семьи не занят каким-либо полезным делом. Отдых от дневных трудов и хлопот подразумевается только как сон, праздность резко осуждается. Таким же редким явлением является праздная группа сельчан. Громкий смех, выкрики в подобных ситуациях осуждаются.

В обществе каждый должен вести себя спокойно, собранно, односложно приветствуя встречных и проходящих и кратко отвечая на приветствия и благопожелания. Сдержанность служит одной из основных определяющих поведение людей в дагестанском джамаате. Скромно пошутить, сдержано посмеяться, не перебивать говорящего, воздерживаться от чрезмерных реплик и замечаний, осудить человека за проступки или воздать хвалу кому-либо за проявленные достоинства — основной тон, основная атмосфера, например среди собравшихся на годекане. Обличения, язвительные замечания, задевающие достоинство присутствующего, согласно этикету, должны быть категорически отвергнуты.

Народное собрание, сельских сход — особое место общения для дагестанцев, здесь уместны особый стиль, особая форма поведения. Атмосферу, царящую на сходе, лучше всего может передать слова очевидца последней трети XIX в.: «Но вот состоялся джамаат. Все члены его держали себя весьма дисциплинированно: у места молчат, у места говорят, и некоторые говорят весьма бойко, плавно и дипломатично, у места слушают: интерес каждого — предмет сходки, совещания, и если джамаат собрался в ауле подле строений, то крыши их переполнены любопытными наблюдателями и слушателями, которым нет места в среде самого джамаата — несовершеннолетними, а иногда и женщинами. Это не стадо, это строго дисциплинированная толпа, импровизированным поведением ее на сходке может остаться доволен любой поклонник порядка».

Поведенческие характеристики и нормы общения в заметной степени зависят от времени общения. Здесь имеется в виду и время суток, и различные сезонные отрезки времени. Член общества должен стараться таким образом организовать свой распорядок, чтобы по возможности не отрывать людей от срочного дела. Поэтому визиты к родственникам и односельчанам с просьбами и предложениями принято наносить, будучи уверенным, что те располагают свободным временем или, во всяком случае, заняты работой, которую можно на время отложить. В периоды различного рода сельскохозяйственных кампаний от подобных визитов стараются вообще отказаться, нарушая это правило лишь в исключительных случаях.

Утро, когда каждый работоспособный член общества приступает к выполнению своих повседневных многочисленных обязанностей, общение членов джамаата ограничивается взаимными приветствиями и благопожеланиями встречающихся на улице людей.

Собравшаяся вечером в доме семья после совместного ужина, как правило, не расходится. Это время суток, отведенное традицией для семейного общения. Наиболее приемлемым периодом для взаимных визитов считается «вечер — поздний вечер». Чаще всего между ужином и отходом ко сну люди навещали друг друга по делу, из вежливости, просто «на огонек». Заканчивая трудовой день, семья отходила ко сну. Беспокоить людей ночью можно было только в экстренных случаях; производить в селении какой бы то не было шум категорически воспрещается.

К больному родственнику, соседу, односельчанину принято регулярно наведываться, справляться о здоровье, предлагать свои услуги, приносить с собой лакомства, продукты и блюда. Лежачий больной не должен оставаться наедине с собой. У его постели по этикету должны собираться друзья, родственники, ровесники, (соседки, подруги, односельчанки — у женщины), вести неторопливые беседы, развлекать больного новостями, шутками, различными историями.

Со дня смерти члена семьи или близкого родственника и в продолжение значительного периода (2-3 месяца и больше) члены джамаата, а также близкие и знакомые из соседних селений должны оказывать знаки внимания людям, понесшим потерю. В присутствии находящегося в трауре прекращаются шутки, смех перебранки, ссоры и прочее. Со своей стороны, члены семьи и родственники умершего, избегая ставить людей в неловкое положение, отказываются на какое-то время от участия во всяких сборах и собраниях.

По нормам традиционного этикета родственники и односельчане посещают семью, понесшую ощутимые материальные или моральные потери: падеж скота или его утеря, пожар, последствия стихийного бедствия и др. Пришедшие высказывают свои сожаления, предлагают помощь, говорят нужные в данной ситуации слова утешения, иными словами, демонстрируют свои сопереживания по поводу случившегося. В подобных случаях оказывают и материальную помощь, отказываться от которой не принято.

Нормы повседневно-бытового этикета, как и в прочих этикетных ситуациях, призваны продемонстрировать уважение людей друг к другу, их воспитанность в духе требований традиционных этических установок, взаимную доброжелательность и добросердечность общающихся. Регулятором подобных требований и отношений выступает прежде всего и главным образом общественное мнение, одно из основных положений которого сводится к постулату: пользоваться уважением окружающих можно лишь оказывая глубокое уважение к ним. Иначе говоря, эти нормы способствуют налаженному функционированию джамаата как формы социальной организации населения.

По этикету народов Дагестана мужчинами и женщинами внимание уделяется также при различных формах родственной и соседской взаимопомощи. Подобное положение вещей логически предполагает наличие в обществе стандартизированных трудовых этикетных отношений, которые носят характер предписаний и запретов.

От члена общества, участвующего в коллективных работах, требуется уравновешенное состояние. Проявление, а тем более демонстрация подавленного состояния, эмоционального дискомфорта, угнетённости, раздражительности и прочих отрицательных настроений здесь считаются неприличными. Вызывает по крайней мере недоумение окружающих и чрезмерная оживленность участника коллективной работы, проявление высокого эмоционального настроя.

От члена общества требуется максимальная самоотдача в работе, ожидается полное приложение, как умений, навыков, так и физических сил. Только показаться, только присутствовать, обозначиться, особенно не напрягаясь, считается недопустимым. Участник коллективных общественных работ или оказывающий помощь односельчанину словом, жестом, намеком, согласно этикету, не должен позволять себе стать в позу делающего одолжение, жертвующего своим временем и усилиями. Поведенческий критерий один: работать как «на себя», как в своем хозяйстве и даже лучше. Совершенно не соответствуют и традиционным нормам трудового этикета выпячивание кем-либо своего умения, сноровки, физической силы и тем более — высмеивание чьего-либо неумения, неловкости, слабости.

Традиции повседневного трудового этикета предписывают оказание посильной помощи при наличии свободного времени любому человеку или группе лиц, занятых тем или иным видом трудовой деятельности. При этом помощь преимущественно оказывается старшим и родственникам. Оказание помощи значительно младшим этическими нормами не предусматривается: старший может и даже в значительной мере должен ограничить свое участие в работе, выполняемой младшим, поучением, советом.

Проходя мимо человека или группы людей, занятых той или иной трудовой деятельностью, следует произнести после приветствия благопожелание, соответствующее конкретной ситуации.

Пройти мимо работающего человека, особенно группы работающих людей, и не предложить им помощь считается в высшей мере недопустимым. Это требование усиливается, если занятые работой являются людьми преклонного возраста. В такой ситуации этикетного предложения своей помощи было недостаточно, обычай требует от проходящего, пришедшего хоть ненадолго непосредственно включиться в трудовой процесс, особенно, если работа требует физических усилий.

Как и у всякого другого народа, у дагестанцев есть праздничные дни. Этикетные ситуации, культура поведения, связанные с ними, составляют особую группу. От прочих этических традиций они отличаются не только спецификой содержательной части, но и отказом от тех или иных форм повседневной культуры общения, этикета, порой — усилением акцента на отдельных сюжетах, на нормах общения, второстепенных не основных в повседневной обыденности.

В проведении свадьбы дагестанцы придерживаются примерно одного и того же сценария, предсвадебные, свадебные и послесвадебные обычаи и обряды являются весьма схожими. Отдельные нюансы, моменты, штрихи, элементы и их комбинации могли не совпадать не только в различных частях Дагестана, не только у отдельных народов, но даже порой у двух расположенных рядом сел. Правила приличия требуют, чтобы любой член коллектива предложил свои услуги хозяину или хозяйке дома предстоящего торжества, выразил готовность выполнить посильное поручение.

Любой член коллектива — участник общего праздника, должен в полной мере раскрыть свои таланты для всеобщего удовольствия и хорошего настроения. Поэтому считается дурным тоном, когда хороший танцор, талантливый певец, умелый рассказчик, виртуозный исполнитель мелодий на музыкальном инструменте и другие заставляют себя упрашивать, набивая цену и проявляя кичливую нескромность.

Атмосферу традиционного праздника характеризуют и такие правила, как запрет, или, точнее, не одобрение поведения юноши, мужчины, неоднократно приглашающего танцевать одну и ту же девушку, молодую женщину; обсуждающего с кем-нибудь ее наряд, внешний вид; проявляющего знаки привязанности и симпатии к кому-либо из мужчин — друзей, соседей, односельчан; демонстрирующего по отношению к кому-либо высокомерие, неприязнь, недружелюбие; выставляющего напоказ богатый подарок кому-либо по случаю торжества и др.

Рождение сына, особенно если это первенец, отмечается как большое семейное торжество. Семья может праздновать и факт рождения дочери, но такое мероприятие проходит сравнительно скромно. Односельчане и родственники, пришедшие с поздравлениями по случаю рождения сына или дочери, должны всячески избегать проявлений зависти или злорадства в какой бы то не было форме.

В тех случаях, когда та или иная семья совершает крупное, или хотя бы заметное приобретение, от родственников, друзей, соседей и односельчан требуется, не ожидая приглашения, прийти в дом этой семьи и выразить свое удовлетворение случившимся.

И при скоромной семейной трапезе, и при обильном коллективном застолье обязательными являются требования общего характера, совокупность которых по местным традициям соответствуют понятию «благородный», «воспитанный». Это такие требования как: не набрасываться на еду, есть как бы между прочим, спокойно и не торопясь; не рассматривать блюда, кушанья, яства на столе, не заглядывать в тарелку рядом или напротив сидящих; довольствоваться тем, что непосредственно перед тобой, есть мелкими порциями, откусывать небольшими кусками; не наклонять (точнее, наклонять только слегка) голову к пище; не сопеть и не чавкать, жевать закрытым ртом, не говорить с пищей во рту; постоянно следить за тем, чтобы лицо не было в крошках, жиру, не облизывать губы; воздерживаться от отрыжек; пробуя фрукты, угощать их небольшими кусочками рядом и напротив сидящих; не ковыряться в зубах; не распространяться о качестве пищи; правда девушкам, женщинам хвалить пищу, блюда не только не возбраняется, но даже по нормам этикета предписывается.

Для ведения праздничного застолья избирается тамада. Как правило, это человек старше среднего возраста, «умеющий говорить», т.е. обладающий даром красноречия, мудрый, находчивый, хорошо знакомый с жизнью джамаата, с особенностями взаимоотношений между тухумами, внутри тухумов, между отдельными семьями, прекрасно ориентирующийся в материальных возможностях каждой семьи и т.д. Ведя стол, он периодически провозглашает здравицу в честь кого-либо из присутствующих, дает ему краткую лестную характеристику и предлагает высказаться.

Словом, атмосфера праздничности, веселости в таких ситуациях во многом зависит от умения тамады вести стол.

Целый комплекс запретов и престижных форм поведения на праздничном застолье во многом определяет своеобразие традиционных этикетных норм. Так, младший по возрасту слушает тост, обращенный к нему старшим или тамадой, стоя. Так же поступает мужчина любого возраста, когда с бокалом в руках в его честь провозглашает здравицу гость, тем более — кунак.

Морально-этические нормы дагестанцев категорически запрещают мужчинам пьянство. Пить хмельное можно сколько угодно, при соблюдении одного правила: мужчина не должен дать кому-либо повод сделать в свой адрес замечание — «ты пьян». Даже облеченное в более деликатную форму («ты не следишь за собой», «ты теряешь над собой контроль», «пожалуй, тебе лучше больше не пить» и др.) подобное замечание считается для мужчины унизительным.

Нормы застольного этикета предписывают воздерживаться от еды и питья, когда кто-либо провозглашает тост, здравицу, когда за столом кто-либо рассказывает присутствующим забавную, удивительную или поучительную историю и др. То же относится и к разговорам с рядом или напротив сидящими.

Произносимый тост должен быть по форме остроумно-смешным, но обязательно доброжелательным по отношению к адресату. Иначе говоря, достижение общего веселья за счет чьего бы то не было крайнего смущения, досады общественным мнением запрещается.

В повседневных семейных застольях этикетных норм было меньше: к обеду и особенно к ужину семья за стол без старшего не садится, поджидает своего главу. Если кушанье раскладывается по блюдам, первому подают главе семьи. После короткой молитвы именно он, глава, первым начинает есть. Если на столе хлеб, ломает его на куски глава, а затем каждый уже берет кусок себе. Хлеб полагается брать тремя пальцами правой руки — большим, указательным и средним. Пришедшего, кто бы это не был, немедленно приглашают к столу, подкладывают ему лучшую часть блюда, из того, что приготовлено к столу.

При семейной трапезе есть начинает старший, заканчивает младший. Разделяя трапезу чужой семьи, родственника или односельчанина, пришедший ведет себя более сдержанно. Движения ложкой, вилкой к тарелке, миске и обратные делаются гораздо более замедленными, чем дома, одноразовые порции прибором захватываются возможно минимальные, пережёвывание пищи становится более тщательным, длительным, значительно увеличиваются перерывы между очередными зачерпыванием ложкой, захватами вилкой. Здесь, у чужих, пришедший не может сe6e позволить такие, обыкновенные в домашних условиях, действия, как разжевывание мягких костей, соскабливания зубами или ножом остатков мяса с кости, высасывание или выбивание костного мозга и другое: все это было бы воспринято хозяевами как намек на то, что гость не насытился и ему нужно предложить добавочную порцию. Не позволяет себе пришедший также ограничивать количество подаваемой ему в тарелке, миске, порции. Иначе говоря, целая гамма-характеристик — чувство собственного достоинства, подчеркнутое уважение к хозяевам, к дому, где он находится, сдержанность, выдержка и многое другое демонстрируется пришедшим, чтобы, соблюсти нормы застольного этикета.

Таким образом, каждый здравомыслящий человек в Дагестане, будь он мужчина или женщина, обязан соблюдать исторические сложившиеся духовные ценности, закрепившиеся у народов Дагестана, элементарные нормы, правила, установки и методы обеспечения культуры общения в обществе.

 

Шайдабег Мирзоев,

зав.сектором педагогики ДНИИП, профессор ДГПУ