ДЕКОРАЦИИ КАК ПРОЛОГ К СПЕКТАКЛЮ

К 100-летию Дагестанского русского театра им. М. Горького

 

(Борис Голодницкий, главный художник Дагестанского русского драматического театра)

 

Пролог существует как вступительная часть литературного и театрального произведения, которая предваряет общий смысл, сюжет или основные мотивы произведения.

Он также может кратко излагать события, предшествующие основному действию (сюжету).

Википедия

 «Как только открывается занавес, зрители сразу же попадают в удивительную сказочную страну с замком и танцевальным залом, за окнами которых зимний пейзаж говорит, что речь идет о новогодней сказке, а волшебный свет подчеркивает изумительные костюмы персонажей».

(спектакль «Щелкунчик»)

 

«Художник-постановщик спектакля заслуженный работник культуры республики Марий Эл Борис Голодницкий четко определяет задумку режиссера. На фоне множества куполов строится мощный забор с громоздкими воротами, разделяя духовную жизнь от мирской».

(спектакль «Мальчики»)

 

«Бесспорно, невероятно удачный творческий союз режиссера Тулпарова и художника-постановщика Голодницкого создают атмосферу полного проникновения в тревожный и прекрасный мир — мир алчности и великой любви одновременно. Минимализм в решении сценического пространства дает возможность наполнить атмосферу спектакля зарядом не внешних, а внутренних символов. Одни и те же декорации во время сцен Маттиаса (народный артист России Айгум Айгумов) и Инкен (актриса Юлия Майорова) как будто наполняются незримым светом чистоты и нежности. Эти же декорации начинают излучать холодный, леденящий душу свет в сценах коварного замысла детей против отца, они становятся похожи на операционную, в которой препарируется Душа».

(спектакль «Перед заходом солнца»)

 

Такими я увидела в разные годы оформление этих спектаклей в Дагестанском русском драматическом театре художником-постановщиком Борисом Голодницким и написала об этом в своих рецензиях.

Спектакли, оформленные Борисом Голодницким, идут на сценах Орла, Нижнего Новгорода, Махачкалы, Москвы, Владикавказа и ряда других городов. Также он работал на Ялтинской киностудии, киностудии «Ленфильм», киностудии детских и юношеских фильмов им. Максима Горького: выступал как художник-постановщик и дизайнер по костюмам.

За годы многогранной творческой работы в качестве художника-постановщика, сценографа, дизайнера по костюмам, режиссера выпустил более 200 спектаклей в столичных и республиканских театрах, пять художественных фильмов.

Он является художником-постановщиком ряда крупнейших международных проектов.

Впервые Борис приехал в Дагестан в 2008 году, когда ансамбль «Лезгинка» готовился отметить свое 50-летие. Об этом рассказал директор ансамбля Джамбулат Магомедов в интервью: «Мы уже активно готовимся к этому ответственному для нас мероприятию. Зрителей ждут новые интересные танцевальные номера, яркие костюмы и декорации, для чего мы привлекли к работе заслуженного художника России, лучшего не только в стране, но и в Европе, – декоратора Бориса Голодницкого, имеющего опыт работы в оформлении спектаклей Большого театра России и государственного театра в Варшаве. Костюмы для юбилейной программы будут шить лучшие мастера мастерских Мариинского театра в Санкт-Петербурге». Голодницкий блестяще справился с этой задачей. А еще Джамбулат произнес пророческую фразу: «Мы заставим тебя полюбить Дагестан». Так и случилось. После 2-х летней работы над костюмами и оформлением юбилейной программы ансамбля «Лезгинка», принял предложение поработать и с ансамблем «Дагестан».

А потом началась работа с главным режиссером Русского театра Скандарбеком Тулпаровым и режиссером этого же театра Мариной Карпачевой, которая продолжается по сей день. Это и «Мальчики», и «Перед заходом солнца», и «Записки сумасшедшего», и «Щелкунчик, и «Бременские музыканты», и «Золушка», и «Волшебная лампа Аладдина», и «Дурочка», и «Игра в джин», и «Бестужев», и «Номер 13», и «Смеется ли Чехов» и многие другие. И каждая его работа — точная визуализация задумки режиссера, но еще и его — художника видения сценического пространства. Тулпаров увидев его работы в ансамблях, увидел и его оформление спектаклей в театре Тамбова. И начал усиленно его искать, а когда они встретились и приступили к первому совместному спектаклю «Без вины виноватые», то стало понятно, что встретились абсолютно близкие друг другу души. Для Скандарбека, как и для Бориса очень важно влюбиться в пьесу и тогда происходит то, о чем говорит Борис Голодницкий.

«Наверное, у людей творческих есть вершины пика, когда возникает нечто такое, что нельзя создать в обыденной жизни. Когда тебе жизнь подарила такие мгновения, что ты сам не свой, себе не принадлежишь, живешь совершенно в другом мире, эта волна несет тебя к решению нового спектакля. Такие мгновения, наверное, самые ценные в жизни человека, их можно вспоминать. Собственно, это и дает возможность жить дальше».

Пожалуй, лучше и не скажешь о творчестве художника-созидателя.

 

Наталья Газиева,

заслуженный деятель искусств РД, театровед