Наше общество переживает период чрезмерной идеализации материального мира. Стремясь к материальному обогащению, люди забывают о духовном, патриотическом и эстетическом воспитании. Сегодня культура не в чести. И пока она не займет достойное место в нашей жизни, народ духовно не может развиваться, обогащаться нравственно и эстетически.
Сейчас же у широких слоев населения упал интерес к серьезной музыке, искусству, культуре в целом.
Песенный жанр в Дагестане приобрел характер подражания.
Нет элементарного общения, сотрудничества молодых творческих сил со старшим поколением, что чрезвычайно необходимо и архи важно для развития истинного народного музыкального искусства.
Труд композитора не оплачивается, нет условий, позволяющих заниматься творчеством в полную силу. Утвердить свое право на творчество нелегко, одной любви к музыке, искусству мало. Государство должно изменить свое отношение к культуре, иначе останутся не талантливые, а наиболее пробивные и устойчивые.
Любому композитору приятно, когда его музыка востребована, это дает уверенность в своих возможностях, вдохновляет на написание новых произведений. Когда человек востребован, он в сто крат плодотворнее. Талант должен иметь условия беспрепятственно развиваться. Чтобы сохранить то, что имеем, мы должны ценить культурное наследие народа, относиться ко всем вопросам, касающимся музыкальной культуры, с чувством ответственности, не перечеркивая свою самобытность.
А что мы видим и слышим? Мелодии не сочетаются со словами. В современных песнях нет смысла и духовности. Порой вообще непонятно, о чем песня, слова не имеют смысла. Наши исполнители поют таджикские, азербайджанские, узбекские, турецкие, арабские песни, но на родном языке, сопровождая набором слов. Исполнители не понимают, что у каждой нации своя форма исполнения песни. На дагестанской эстраде повсеместно звучат песни-гибриды: язык — дагестанский, а мелодия — чужая. Конечно, мы не против исполнения этих песен нашими артистами, но их следует исполнять в первозданном виде, со своим исконным текстом и музыкой. Нельзя забывать, что и у нас богатая песенная культура, исходящая из народных истоков. Вряд ли наши песни звучат со сцены в Таджикистане, Узбекистане, Турции, Азербайджане.
Исполнители, заполнившие нашу эстраду, оторваны от музыкальных корней своего народа, забывают, что культура определяет особенности нации, создает общество. Каждый артист должен подобрать песню в соответствии с особенностями своего голоса и тембра, и исполнять так, как она написана композитором. А лучше всего работать над песней сообща в творческом контакте.
Певческое мастерство наших эстрадных исполнителей оставляет желать лучшего. Многие из них не умеют держаться на сцене, лишены обаяния, внутренней скромности, дикции, технической грамотности, эмоционального и выразительного пения.
Не успевают исполнить одну-две песни удачно, уже сами себе присваивают статус «звезды». Смешно. А еще хуже, когда на сцене не больше 2-3 лет, а уже получают звания и награды.
Уважаемые «звезды»! Не губите родную, идущую из глубины веков национальную культуру.
В исполнителях трудно найти индивидуальность. Всем «звездам» надо заниматься самообразованием, добиваться профессионализма, анализировать свои возможности и петь только то, что хорошо получается.
Сегодня музыка поставлена на обслуживание, одни и те же песни исполняются на свадьбах и на концертах. Разве можно было себе представить такое раньше? В 1978-1980 гг. я работала заведующей отделом культуры райисполкома. Вспоминаю, как готовились к концертам, выступлениям в агитбригадах: за 4 месяца составлялся репертуар концертной программы, тщательно все отбиралось, печатался текст к песням. Весь сценарий передавался на утверждение, указывались авторы песен, стихов. После тщательных репетиций назначался концерт.
А какое неуважение к зрителям, слушателям, залу, когда поют под фонограмму, выходят на сцену с микрофоном, делая вид, что поют. Не объявляют авторов музыки и стихов. Разве они не заслужили этого? Они — творцы и заслуживают славы больше, чем исполнители.
Смотря телевизор, рыскаешь по каналам, ищешь что-то для души. Тщетно. Разве у нас мало проблем, которые требуют общественного внимания? Чем слышать песни, где явно низкий уровень профессионализма исполнителей, лучше бы транслировали встречи с писателями, композиторами, художниками, учеными, мастерами искусств, передовиками производства и т.д. Разве таких мало?
Когда слушаешь песни в исполнении Рагимат Гаджиевой, Дурии Рагимовой, Сульгият Гаджиевой, Розы Максумовой, Фаризат Зейналовой, Седагет Саидовой, Наиры Рахмановой, Таиры Муспаховой, Телли Карибовой, Тарлана Мамедова, Омара Меликова, Казахмеда Мовланова, Данияла Казиева, Керима Камилова, Руслана Пирвердиева, Магомеда Аликберова, Рената Аджабекова, Эрзимана Османова, Билала Эскендарова и других, возникают совершенно другие чувства. В их песнях голос времени, судьба народа, страны, эта музыка теребит душу, создает настрой на добрые дела. Вот какие песни нужны народу.
В наше время творчество превратилось в развлечение. Уже давно назрел вопрос о необходимости надежной защиты от халтуры, безвкусицы. Речь идет о музыкально-песенной безопасности нашей культуры. Несмотря на неоднократные публикации в газетах, выступления по телевидению, положение дел не меняется. Наверное, надо создать в районах советы по культуре с представителями творческой интеллигенции (композиторами, поэтами, журналистами, исполнителями), возродить худсоветы, чтобы ни одна песня не проходила без его решения, тщательно обсуждать музыку, слова, инструментальное исполнение. Это поможет поставить заслон халтуре, беспределу на дагестанской эстраде.
Ко всему происходящему Министерство культуры, Союз композиторов РД, главы муниципальных образований, управления культуры не должны быть равнодушны. Пусть они, наконец, проанализируют состояние дел и разработают рекомендации по управлению национальной культурой и сохранению ее традиционных ценностей. Иначе мы исчезнем как народ, обладающий историей, наследием и творческим потенциалом.
У нас очень много талантливых мастеров, исполнителей песен, им нужно оказывать материальную поддержку, создавать условия для их развития, окружить вниманием в период их становления, заботиться о подрастающих талантливых детях. Мы должны быть наследниками прославленных композиторов и деятелей народной музыкальной культуры Готфрида Гасанова, Сейфуллаха Керимова, Зейнала Гаджиева, Падишаха Киберова, Магомеда Гусейнова, Омара Аюбова и других, пользующихся заслуженным признанием и многочисленных слушателей, знатоков и любителей музыки. Их безмерный талант, исключительная одаренность стали символом проявления высших творческих сил.
Творческая интеллигенция должна стать хранителем уникальной мудрости того мировоззрения, которое заложено в дагестанской музыкальной культуре, чтобы было что оставить потомкам. Если мы не позаботимся о культуре и традиционных народных духовно-нравственных ценностях сегодня, то завтра будет уже поздно.
Маина Абдулмуталибова,
композитор, член Союза журналистов РФ