Примирение

Недавно, можно сказать случайно, в мои руки попала книга «Маслиат», изданная в 1998 году Гусейном Гусейновым, председателем общественного движения «Маслиат». Тираж ее 5000 экземпляров. Это по сегодняшним меркам очень солидный тираж, в основном, сейчас книги выпускаются не более 300-400 экземпляров.

К сожалению, автора нет среди нас. Жизнь коротка, иногда она проходит, как один миг.

В предисловии книги политолог Абдулла Магомедов, об авторе пишет: «…Неравнодушие к любой самой крошечной жестокости, несправедливости, нечестности, подлости, тупости – долг каждого дагестанца….

Гусейн Гусейнов кричит от общественной боли и становится организатором и лидером республиканского Объединения «Маслиат».

Абдула Магомедов в нескольких словах – метко охарактеризовал внутреннюю, сердечную потребность Гусейна Нурудиновича.

Я думаю, в настоящее время как никогда эта книжечка актуальна и востребована, судя по тем событиям, которые происходят в мире. Именно сегодня неравнодушие людей необходимо как воздух.

Далее продолжая свои мысли Абдулла Магомедов, пишет: «Неравнодушие к будущему народов Дагестана порождается только неравнодушием к современности. Поэтому и дела «Маслиат» — это дела сегодняшнего Дагестана». Это и крик души и зов сердца!

Никому не секрет, не так давно, в конце 90-х годов прошлого века – слово патриотизм, героизм почти исчезли с обихода нашей жизни. И только события 1999 года всколыхнули сердца людей. Еще раз хочу напомнить, тем кто забыл, что 1999 год – вторжения в Дагестан бандформирований Басаева и Хаттаба. Клич о защите Отечества впервые с телеэкрана прозвучал из уст экс-мэра города Махачкалы Саида Амирова.

Все дагестанцы знают, что Саид Джапарович сформировал крупную Интернациональную бригаду из числа своих избирателей и лично командовал ополчением, помогал российским военным во главе с генералами Трошевым, Казанцевым, Шамановым в проведении контртеррористической операции.

Владимир Путин сказал очень ценные для нас слова: «Вы проявили истинный кавказский характер-мужество, самообладание, волю и показали настоящую силу. Россия никогда не забудет то, что вы сделали сегодня. А вы должны знать, что Дагестан был, есть и будет составной частью Россйиской Федерации. А это значит, что Россия всегда придет к вам на помощь».

Уже прошло 25 лет, вспоминая те события, нам дагестанцам, глубоко обидно, что человек, который защищал Конституционный строй целостность России и Дагестана – сегодня в неволе! Какой парадокс жизни!

Я считаю, и так считают многие мои земляки, что он ничем не заслужил эту физическую и моральную экзекуцию, и мы надеемся, что правосудие и правда в конечном итоге победят.

Выступления, митинги и большие патриотические, труды 1999 года отражаются и на сегодняшних событиях. Огонь патриотизма, героизма в душах дагестанцев не погас, поэтому вся Россия видит как высоко участие молодых дагестанцев в СВО, а волонтерство, гуманитарная помощь и благотворительность у народа на высоком уровне.

Возвращаясь к теме Маслиата, вспоминаю мнение известного ученого Расула Магомедова, который был в числе самых активных примиренцев. Он пишет: «Маслият — это один из самых распространенных в Дагестане согласительных судов, состоявших из лиц, поверенных одной и другой тяжущимися сторонами. К нему прибегали по гражданским делам, когда стороны не были удовлетворены решением суда по шариату и адату. В общем, маслиат стоял в середине между судами, маслиатские решения принимались устно и закреплялись специальной записью».

И далее Расул Магомедов утверждал, что «В Дагестане для рассмотрения дел особой важности или при явно неудовлетворенном их решении в своем селении, прибегали к знатокам, приобретшим известность своей непогрешимостью, ученостью и набожностью. Такие люди были в обществе каждого народа и их уважали…».

В своей книге Гусейн Нурудинович говорит, что идея создания республиканского общественного объединения «Маслиат» не просто витала в воздухе, просто настало время дать идее материальное воплощение, подчеркнув при этом: «Мой энтузиазм основывался на понимании момента. И еще я чувствовал в себе внутреннюю генетическую потребность создать и возглавить «Маслиат». И мне очень по душе, как он трактовал «Маслиат».

Гусейн Гусейнов пишет: «Маслиат – древнейшая, но никогда не стареющая традиция дагестанцев жить и трудиться в мире, уважать убеждение собеседника, соизмерять свои помыслы и поступки с добрым и здравым смыслом. Я к этому шел через всю жизнь…».

Он прошел нелегкий жизненный путь, еще учась в вечерней школе – школяр-девятиклассник – уже электрик 3 разряда, впоследствии стал заместителем министра бытового обслуживания ДАССР.

Отрадно, что в июле 1994 г. Совет Министров РД одобрил деятельность дагестанского республиканского объединения «Маслиат», направленную на достижение межнационального согласия в республике и рекомендовал главам администраций оказывать объединению и его организаторам необходимую помощь в работе.

Гусейнов отмечал, что существовал благоприятный фактор, позволивший сохранить в нашем родном Дагестане мир и покой, это заслуга и общественных движений и партий, и традиций дружбы и братства наших народов.

Гусейн Нуридинович пишет, кроме основной работы, в то время он еще временно осуществлял руководство Управлением по религии при Правительстве республики, куратором которого был заместитель председателя Правительства Республики Дагестан Саид Амиров.

Гусейнов вспоминал: «В 1993 году мне пришлось активно участвовать в подготовке и отправке в паломничество 1500 дагестанцев. Это был первый опыт массовой организации хаджа, и я не могу не отметить воли и ответственности заместителя председателя Правительства РД Саида Джапаровича Амирова. В то время, занимая такой высокий пост в республике Саид Амиров взялся за «Авгиевы конюшни» — какой была наша столица Махачкала. Что его на это подтолкнуло?! Главное именно его неравнодушие!

Как писал профессор Абдулла Магомедов: «Лишь неравнодушие – это подлинное зрение, а все остальное слепота…».

Я думаю, что неравнодушие Саида Джапаровича стало образом жизни и гражданственности. Он один из тех дагестанцев, кто верил в добро, справедливость, маслиат. Занимая ответственную должность, он всячески помогал общественному объединению «Маслиат», потому что понимал его назначение и значимость. Очень жаль, что тучи лжи и клеветы еще не развеялись и он сегодня, к нашему большому сожалению не на свободе.

В своем напутствии Гусейн Нурудинович, писал: «Людям надо беречь в себе силу добра. Старшему поколению надо доказать молодежи, что только добро в сердцах и поступках приведет к всеобщему благоденствию и не может быть людей, непримиримых друг с другом, пока существует маслиат…».

Жаль, что власти и наш президент не слышат нас!

Дагестанцы, просят о помиловании Саида Амирова.

Владимир Владимирович Путин прекрасно знает наш край, дагестанцев, наши обычаи, обряды, восхищается духом и героизмом нашего народа. Не может быть, чтоб Владимир Владимирович не услышал доброе слово – «Маслиат»?! Если бы не было этого слова, навряд ли, дагестанцы жили бы в мире и согласии друг с другом.

Маслиат – это наставление – это жизнь наших предков. Автор книги Гусейн Гусейнов верил в Маслиат и я верю в то, что справедливость восторжествует в этой жизни.

И наконец Саид Джапарович будет на свободе и будет среди близких. Я верю, что Президент России услышит наш зов и поступит, в такой ответственный момент его жизни, правильно.

Пусть свершится правосудие! Дети верят в чудеса, а почему взрослые перестают верить в доброе и светлое в жизни.

Пусть слово Маслиат широко шагает по миру. Пусть будет так! Пусть мир будет во всем мире!

 

Патимат Тазаева