УЗУНАЕВ.RU
О правде, востребованной самой жизнью
Намерение написать эту статью у меня возникло после нескольких выступлений в СМИ академика Роберта Искандеровича Нигматулина. Светлый человек, большой ученый, патриот России и Татарстана, тюркского мира в целом – он пользуется огромным авторитетом и уважением в нашей стране…
Мы же, российские мусульмане, тюркские народы России законно гордимся им и всеми остальными соотечественниками и соплеменниками всех национальностей и народов…
ОПЫТ – СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ
В последнее время Роберт Нигматулин все чаще выступает, как яркий, острый публицист, даже, я бы сказал, позитивный критик общественных отношений в стране, что, как вы сами понимаете, сегодня востребовано, как никогда раньше… Возраст и огромный жизненный и научный опыт этого аксакала академического мира служат гарантией, что он, как никто другой, справится с мудрым правилом «не навреди!», особенно актуальным сегодня, в эпоху перемен и преобразований, происходящих в нашей стране.
Понятно, что речь не идет о запрете на критику, на тем более позитивную, на которую только и способен герой этого очерка. Наоборот – многолетняя, плодотворная жизнь и служение науке и обществу (Роберту Искандеровичу перевалило уже за 80!) позволяет нам ждать от него самых мудрых советов и решений.
Этот человек мог бы, что называется, почивать на лаврах: он признанный ученый, академик, ни в чем не нуждается, обласкан властью и наградами… Тем не менее, академик не покидает общественное поприще, живет по принципу «Если не я, то кто же?!», то есть, готов активно участвовать в жизни общества и брать ответственность и риски, связанные с этой миссией. Да, да, именно риски, ибо не все, облеченные властью, готовы слышать глас народа и общества. Благо, у России есть высший арбитр, лидер, готовый продержать здравые мысли и критику, исходящие от общества – Владимир Путин, чей авторитет растет день ото дня, становясь гарантом гласа общества, что очень важно сегодня, когда Россия переживает не простые времена…
Мировая история знает немало примеров, когда отдельные личности, или сообщество людей, становилось на путь борьбы за свободу своей страны, принося себя в жертву свободе и независимости человечества. Эта борьба имеет место и сегодня, когда Россия почти единолично отстаивает патриотическую повестку и ведет борьбу за сохранность наших исторических идеалов и ценностей.
Мой пример несколько скромнее, и касается он нашего соотечественника, который отличился на поле общественном, на поле служения правде и народному благу.
Кому-то эти слова могут показаться чересчур высокопарными, но стоит вникнуть в их мотивацию, взглянуть на личность, их произнесшую, чтобы понять всю глубину, искренность и гражданскую ответственность того, о ком идет речь.
Но ключевое слово здесь – ответственность, потому что только человек, готовый отвечать за свои слова, за свою критику может решиться сказать правду, пусть и свою личную, персональную, о состоянии общества и общественных отношений. Тем более что абсолютной правды, как считается, в этом мире не бывает, у каждого здесь – своя правда.
КРИТИКА ИЛЬ КРИК ДУШИ?
Об этом и сказал в одном из своих недавних выступлений уважаемый Роберт Искандерович, оценивая ситуацию в сфере управления в стране. «Этот не на своём месте, этого здесь тоже быть не должно!»…
А вы знаете, о ком и о чем говорит в столь категоричной форме Роберт Искандерович? О министре обороны и его профессиональной деятельности – о Шойгу! «Что Шойгу забыл в МинОбороны?» — вопрошает недвусмысленно в своей статье Нигматулин. Круто? Круто! Но есть в статье еще более крутые оценки и изречения. Стоило бы ее привести тут целиком, и вовсе не из голого критицизма, а потому взгляды, опыт и понимание таких лиц как Роберт Нигматулин заслуживают самого внимательного изучения и использования как в жизни, так и в науке и политике. А его принципиальность может стать примером для самых ответственных ученых и политиков.
Есть такая фраза: «Что позволено Юпитеру, то не позволено быку!», хотя в данном случае мы тут видим двух быков – одного от науки и просвещения, а второго – военной отрасли.
Но если авторитет Нигматулина непререкаем и общепризнан, то военные таланты Шойгу частенько подвергается критике и сомнению.
Конечно, не каждый решится критиковать министра обороны Российской Федерации, но Нигматулин решается на это – на правах старшего, мудрого, заслуженного человека, как у нас принято говорить – аксакала. Такое позволено не многим, но еще меньше тех, кто решается воспользоваться этим правом – старшего, мудрого, кровно заинтересованного сказать правду, кокой бы она неприятной не была.
Слава богу, что в нашей стране еще есть люди, готовые говорить правду, невзирая на лица! Без критики – нет роста, нет развития, о чем, между прочим, не раз требовательно говорил и сам Путин.
Не буду рассусоливать, и без того это предисловие растянулось, вряд ли герою этого очерка понравились бы эти экивоки. Сегодня уже не до любезностей, время на улице уже не то, на кону будущее нашей страны.
«Есть у нас такой Мантуров, — берет автор быка за рога. – Минпромышленности. Кто это он? Верно, социолог по профильному образованию. Ни на что дополнительно не учился. А за ним закреплена сфера промышленности и торговли – одна из самых важных в госустройстве! А если взглянуть на его заместителей – там сплошные переводчики. Ну что они могут знать о промышленности? Каких идей от них можно ждать, связанных с подъёмом промышленности? Это ровно тоже самое, если прямо сейчас меня засунут в театр – ставить постановки и руководить ими. Естественно, у меня ничего не получится», — не без юмора поделился ученый!
Завидная самокритика!
Но она-то и дает право критику, тем более людям с таким опытом и любовью к родине, которые свойственные автору материала. Наметанный глаз ученого сразу же подмечает главное, указывает на самое существенное. Судите сами: «В общем-то, всё сводится к простому – движение в верном направлении есть (вроде как), но из-за отсутствия кадров судить о перспективах рано. И чисто от себя хочу добавить, что кадровая работа нас ожидает впереди очень и очень большая. Ведь 30 лет этим не занимались и полагались на «да всё можно купить и продать».
Теперь не получится. Отныне либо мы сами что-то сможем, либо… ну, вы поняли!».
Понимают эзопов язык академика и его соавтора: к сожалению, далеко не все из окружения президента готовы спокойно воспринимать критику. Но сам он, как мы уже не раз убеждались, критики не боится. Тот же Нигматулин не побоялся поставить главе государства «неуд!» по ряду управленческих и кадровых вопросов. Согласитесь, на такое решится не всякий, даже с учетом его академического статуса и авторитета. Но причина такой безрассудной, казалось бы, смелости Нигматулина в его высочайшей компетентности и нравственной чистоте и порядочности.
СТАЛИН ОПЯТЬ ПРАВ?
Знаменитая фраза Сталина «Кадры решают всё!» – не стареет. Даже наоборот, как коньяк, становится с годами все крепче и глубже.
Среди затронутых академиком важных отраслевых вопросов есть и авиастроение, о чем сегодня также часто заходит речь, а уж в этой отрасли авторитетное мнение Сталина имеет вообще первостепенное значение. Не удивительно поэтому, что, коснувшись её, академик, как читаем, «разошелся не на шутку». «Почему мы забросили авиастроение? – звучит требовательный голос ученого. — Военных самолётов практически не выпускаем. Всё гораздо хуже, чем можно представлять. Оттого и об извлечении уроков говорить крайне рано. Для начала следует с кадрами поработать. Возьмём, скажем, Минобразование. Кто там во главе? Хорошо, министр хотя бы на посту ректора был – какое-никакое понимание об образовании должен иметь. Правда, достаточно посредственного университета. А нужно, чтобы на посту министра был лучший из квалифицированных людей этой профессии! Так скажите мне, откуда у нас взяться качественной промышленности?».
Увы, это пафосное вопрошание академика Нигматулина можно сегодня отнести не только к Министерству образования, Промышленности, Министерства Обороны и ряду других ведомств и отраслей, и хорошо, что эту щекотливую тему поднял такой большой человек и ученый, как Роберт Нигматулин.
Надеюсь, его голос не станет гласом вопиющего в пустыне.
Теперь хочу предложить читателям обещанную басню. Она, что называется, в тему, и дополнит изложенные в статье академические мысли и соображения. Надеюсь, что она понравится читателям, хотя найдутся и те, кто с нею не согласятся. Что ж, в нашей стране без этого не бывает…
ПЕРЕСТАНОВКА МЕСТ
В Лесу у нас остановился
Волшебник славный как-то раз…
Читатель, вижу, ты скривился,
Не веришь, видно, в мой рассказ…
Напрасно: сила волшебства
Еще воистину жива!
Итак, волшебник прибыл к нам
И посмотрел по сторонам.
«Эк, — произнес он, сморщив нос, —
Куда меня шайтан занес?!
Здесь для волшебника, увы,
Работы — выше головы!»
Тут соглядатай…
— Кто?
— Ну, тот,
Кто втихаря за всем блюдёт,
Сказал, прищурив левый глаз:
— Вам, что, не нравится у нас?
— Не знаю, — мнется тот в ответ,
Не говоря ни да, ни нет…
— Гм, — шпик сощурил правый глаз, —
Но что-то все ж смущает вас…
Гость отшутиться попытался,
Но — сдался.
— Я скажу вам так:
У вас тут полный кавардак!
Где свет уместен был бы — тьма,
Где ум — там вовсе нет ума!
Умелый — возится в г…не,
А неумелый — на коне!
Вовсю жируют вор и враль,
А добрый, честный…
— Да нельзя ль, —
Заметил Ёж, стоявший там,
— Все вновь расставить по местам?
— Легко! — колдун сказал в ответ.
И тотчас вспыхнул яркий свет,
Поднялся вихрь… Вкривь и вкось
Все поднялось и понеслось…
Дубы столетние с кустами,
Шутя, меняются местами,
Где солнце жгло, там вьется тень…
Столицы вместо деревень…
Идут, идут без остановки…
Отставки… смены… рокировки…
Оленей ставят львам на смену,
Да это что?! В один момент
Менты доверены бармену,
И тут же бывший главный мент
Маячит вдруг за барной стойкой,
Уборщица с посудомойкой
С напором в госсекретари…
Пролезли, черт их подери!
— А нас куда? — министры наши
Уставились на колдуна.
— Да к этой… как ее?!… к параше,
Как раз она полным-полна…
Гуртом, любители халявы,
В болото, в грязь несутся главы…
Глава же Леса слился с ней…
С ней… страшно выразить ясней…
В НС, трясясь от сальных шуток,
Спешат водители маршруток…
А прокуроры,
Пряча взоры,
На зонах спят среди ворюг…
Вдруг:
— Стой! Окстись, колдун проклятый!
Напал на гостя соглядатай.
— Ты что творишь? Громишь кого?
Ломать задумал статус-кво?
Тот молча двигает усами:
— Ведь вы о том просили сами.
— Я пошутил… А ну, дурила,
Восстанови-ка все, как было.
Взмах! И от бреющего жеста
Тотчас вернулось все на место.
Досрочно снят эксперимент
Короче, снова — хэппи энд!