ВТОРОЙ МЕХАНИК, ПОЙМАВШИЙ ЩУКУ  

Когда человека настигает известность при жизни, это не награда, а испытание. Мало кому удается не забронзоветь в коконе славы, не стать памятником самому себе.

Глянец коварен. Он не обрушивается водопадом, а ложится легкими мазками. Но  потом сквозь это покрытие  уже не разглядишь главного –  нежного и хрупкого ростка , взорвавшегося в назначенный час  ослепительным фейерверком…

А на Айгума Айгумова смотришь  — и видишь . Вот же он — как не было  годовых колец – взволнованный юноша, что пришел однажды в махачкалинский Клуб рыбников.  И  время непостижимым образом замедляется, сгущается…

 

Айгум Эльдарович, как же так получилось, что  механик с рыболовецкого судна вдруг отправился петь?

— Пение было уже после. Я посещал сначала самодеятельный художественный оркестр, играл на тубе. Ну вы знаете, что такое духовой оркестр? Это же невозможно спокойно слушать- он будоражит, врывается в тебя и ты начинаешь резонировать. Вот и я подпевал. Иногда и громко. Однажды это услышал руководитель клуба Абрам Израилевич Давыдов и говорит мне: «А ну иди сюда, порепетируем». После нескольких репетиций доверил участвовать в концертах. Замечательные песни я пел,   проникавшие прямо в сердце: «Я люблю тебя, жизнь », «Бухенвальдский набат»… Исполнял их на городских и республиканских фестивалях , стал лауреатом. Это дало возможность поехать на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москву.

 

Да, 1957 год…  Песня «Хотят ли русские войны?» сделала вас лауреатом, вам вручили диплом

— А по возвращении из Москвы Давыдов поставил оперетту И. Дунаевского «Белая акация», в которой я сыграл главную роль – Кости Куприянова. Успех был громкий. Но даже после этого я не мог предположить , что дальнейшая моя жизнь будет связана с искусством.  Вернулся на корабль, опять приступил к своим обязанностям второго механика.

 

Талант – как огонь, его не спрячешь. А в вашем роду были еще одаренные люди?

— У отца одаренность была другого рода – как сегодня бы сказали – управленческий талант. Крепость духа.  Цельность характера.

Мало у кого в те годы было благополучное детство, время было трудное. А отец еще и сиротой рос.  Рано начал трудиться. Поначалу был типографским работником. Потом вступил в партию и в 1936 году, когда формировались районы, его назначили первым председателем Карабудахкентского райисполкома. В начале 1937 года я появился на свет, а в конце этого же года отца ждало новое назначение.

Великая Отечественная война застала его на должности председателя Дагрыбтреста. И несмотря на то, что у него была бронь, отец решил во что бы то ни стало попасть на фронт.

С друзьями  Мажидом  и Рустамом  хотел поехать.  Вернули прямо с поезда.  Следующая попытка оказалась более удачной.  В 1943 году   он получил ранение, отправили в госпиталь в Моздок . После выздоровления дали отпуск на неделю, приехал домой.  В  Махачкале его тут же «схватили». Назначили председателем Рыбкоопа.

А война продолжалась и мы жили по ее законам … Помню, как мать потеряла хлебную карточку и сказала об этом отцу. Он ответил, что новую карточку не может ей дать, хотя у него они были. Я сам  их видел – в высоком шкафу у него в кабинете . Помню его слова , обращенные ко мне: «Я не могу у кого-то забрать хлеб , чтобы свою семью накормить. Ты поймешь меня, когда вырастешь».

 

Вы хорошо усвоили отцовский урок.  Общаясь с властьимущими, не ищете личной выгоды, только за других радеете.

—  По большому счету то, что мы делаем для других –  мы  делаем для себя. С чем сравнить это чувство, когда люди тебе верят, на тебя надеются, и тебе оказывается под силу им помочь?

Все эти тридцать лет на посту руководителя союза театральных деятелей Дагестана, 24 года на посту секретаря союза России я ощущаю себя единым целым с коллегами. Мы можем бурно выяснять отношения, иметь разногласия какие-то , но мы – команда. И я за них готов в бой.

Главам  республики, председателям правительства  прямо говорил, что  у актеров нищенская, оскорбительная зарплата, неподобающие условия труда. Хизри Исаевич Шихсаидов отреагировал в свое время – начали строится театры, повысили зарплату на 70 процентов. Потом зашел к Муху Гимбатовичу Алиеву. По его распоряжению еще на 70 процентов подняли. Казалось бы, неплохо. Но не успели порадоваться, как инфляция все съела. Рамазана  Гаджимурадовича  Абдулатипова просил : «Прибавьте хоть 60 процентов, наши получают меньше всех на Северном Кавказе, до 25 тысяч рублей». Но он не решил вопрос. Даже не пригласил ни разу.

 

А Васильев? При нем же собирались открыть Дом актера?

— Владимир Абдуалиевич мог больше всех для нас сделать, все к этому шло. С его стороны было понимание.

2019 год  был  объявлен Годом  театра. В Ярославле  в его рамках  состоялось совещание с Путиным. Пригласили туда 20 человек из разных театров страны.

 

А, это где вы рядом с Президентом сидели за столом?

— Я как таблички увидел, растерялся слегка: Калягин, Путин , Айгумов…

— Саш, ты чего? – спрашиваю Калягина. А он  улыбается – ты говорит достоин , не скромничай.

 

Вы же там и выступили?

— Ну как я мог не воспользоваться моментом? За мной же мои собратья, я о них думаю все время.

Я так сказал: «Владимир Владимирович, вот  мы здесь слушали директора Ярославского театра, который поднял вопрос, что им нужен в городе Дом актера. В Ярославле три театра. А в Дагестане – двенадцать. Я обращаюсь к вам от имени дагестанцев,о которых вы сказали , что полюбили их» .

Еще я напомнил , как трудно пробивало себе дорогу искусство в нашей республике, где  было стойкое убеждение,  что актер – это не профессия. Где главы ,  депутаты  и правительство отодвигают на второй план заботу о работниках культуры.

А  о Васильеве я хорошо отозвался. Отметил, что наконец –то пришел к нам понимающий человек.

Когда вернулся из Ярославля, начались «последствия» моего выступления.

Прилетел   ночью, а   8 утра звонок:

— Айгум Эльдарович, с вами будет говорить глава РД…

Владимир Абдуалиевич тогда мне по телефону сказал:

— Ну что, будем создавать Дом актера?

Потом дело быстро пошло, указ издал.  Все необходимые распоряжения были сделаны и минимуществу и администрации Махачкалы.

Но как только Васильев покинул республику, решение вопроса застопорилось.

Теперь вот добиваюсь аудиенции у Сергея Алимовича Меликова…

 

Не сомневаюсь, что у вас все получится. Вы же человек удачливый. Кто еще мог  так круто попасть – прямо с корабля в театр?

—   Меня в море отыскали, в нейтральных водах неподалеку от Ирана. На судно пришла радиограмма: «Механику Айгумову срочно вернуться в Махачкалу и зайти к главному режиссеру Кумыкского театра Г. А. Рустамову». В то время Гамид Алиевич исполнял еще и обязанности заместителя министра культуры республики и курировал театры. Оказывается, видел меня в спектакле «Белая акация».

Встреча состоялась, а вскоре меня пригласили в Министерство культуры Дагестана. Предложили поехать учиться в Москву в театральный институт имени Б. В. Щукина, при котором была создана кумыкская студия.

Сомнения отпали, когда сказали, что не только актерскому искусству обучусь там, но и петь буду.

Там  многие известные актеры учились: Л. Целиковская, Ю. Яковлев, В. Лановой, А. Ширвиндт, А. Миронов, А. Збруев…  А какие были педагоги!  Прославленные И.  Толчанов, Ц. Мансурова, Д. Андреева, Л. Калиновский.

 

Как  не сказать, что пареньку из Карабудахкента  удалось поймать большую рыбу…

— …а с учетом того, что этот театральный институт называли по-свойски Щукой, вырисовывается причудливый зигзаг судьбы.

 

У вас же еще одно, не менее удивительное совпадение получилось. Встретить в институте девушку из родного села, красавицу Ларису…

— Я так и сказал ей – у нас с тобой получилось как в  известном советском кинофильме. Она уже там училась, когда я поступил. Наша любовь была чистой и возвышенной. И  было у нас две свадьбы. Одна комсомольская,  в общежитии института. Другая в Махачкале, в клубе рыбников, с соблюдением всех наших традиций.

 

Вас же на второй курс приняли?

— Да, за полгода сдал экзамены за первый курс , а уже с третьего курса стал отличником и получал именную стипендию им. Б. В. Щукина.  Избрали меня председателем профкома . Я с душой относился к общественной работе , по справедливости распределяли путевки, помогали заболевшим, следили как налажено питание студентов в столовой.

 

А первое публичное выступление запомнилось?

— Еще бы. Я же сразу в Кремль попал.  В 1960 году  это было. Я тогда на  четвертом  курсе учился. В Москве проходила первая декада культуры Дагестана . Меня вызвали на заключительный концерт

— Ты должен срочно выучить   Расула Гамзатова «Горцы у Ленина».

Этой поэмой открывался заключительный концерт. В зале было политбюро в полном составе.

 

Как у вас не случилось головокружение от успехов?

— А я об этом и не думал. Я просто этим жил и живу, как дышу. Мы же не хвалим себя за дыхание- оно естественно.

Дипломный спектакль у меня был «Аршин мал алан». Я играл Аскера Вот когда был счастлив. Спектакль же музыкальный, и я пел.

 

И поразили своим исполнением самого Лемешева…

— Он случайно услышал меня. Я сдавал спектакль , был на сцене , а Лемешев возвращался из студии, проходил через зал.

— Это что, консерваторские поют?- спрашивает.

— Нет, щукинцы,- отвечают ему.

Так он сел в зале и слушал, пока я не завершил сцену. Потом мне сказали, что такого никогда не было. У него же бешеная популярность была, поклонницы  караулили у входа.

По окончании института пригласили на работу в Академический   театр  им. Пушкина. Дали комнату в общежитии. И вот я уже три месяца в репертуаре, все меня хвалят. И вдруг вызывают к директору, а перед ним приказ самого министра культуры РФ : выпускника Айгумова направить в Дагестан.

Я был очень удивлен: где я , а где министр. Сам директор не мог понять, в чем дело. А когда я вернулся в общежитие, все стало ясно. Там меня ждали министр культуры Дагестана Зумруд Гаджиевна Губаханова и Рустамов. Сказали,  что вот – вот и Роза Басировна Эльдарова  приедет.

— Ты нам на родине нужен,- заявили мне они. – Мы уже три года как  взяли в репертуар  пьесу Яхьяева Йрчи Казак , ждем вас…

 

Роль поэта – бунтаря вас прославила  в Дагестане. В этом спектакле вы продемонстрировали весь диапазон – мощная игра, ваш замечательный баритон…

— Я не играл – я жил этой ролью. Она у меня любимая с тех пор. Публика устраивала овацию всякий раз, вызывая меня и исполнительницу главной женской роли Барият Мурадову.

 

Тогда вам и звание дали?

— Да, уже через пару лет получил звание «Заслуженный  артист Дагестана». В рекордно короткие сроки.

 

А народного ?

— Это было интересно . Прихожу утром на работу, а коллеги на меня поглядывают и шепчутся. И у некоторых очень уж недовольный  вид. Не выдержал и спрашиваю: «Вы что так смотрите? Что случилось?»

— А ты не знаешь? Вот тебе газета. И протягивают номер «Дагправды» с указом о присвоении мне звания Народный артист Дагестана.

Потом я узнал, как было принято решение. Оказывается, на бюро обкома партии  первый секретарь  обкома  ВЛКСМ Абдуразаков  говорит:  такой кумыкский артист есть, всем на зависть.  И называет мое имя. А Шихсаид Исаевич  добавил, что  ему тоже очень нравится  моя игра.

— Так давайте отметим его, звание дадим,- поступило предложение.

М.-С.  И. Умаханов  поддержал . Наутро дали задание министру  культуры срочно подготовить документы.

В 60 лет получил звание Народного артиста России.

 

Ваша жизнь – как увлекательный сериал. Вы выступали в   Ленинграде в Октябрьском зале. В Москве в Октябрьском зале. В Колонном  зале Дома Союзов, в Кремле. Когда пели в Болгарии «Широка страна моя родная»– пять тысяч человек  стоя аплодировали. 

— Да, в Большом  театре  это недавно было .  Объявляют: « Народный артист Айгум Айгумов на сцену» , а у меня волнение такое…

 

Ваш кабинет как музей . Столько фотографий, столько наград. Золотая маска ! Ее же ни у кого больше нет на Северном Кавказе!  А вот и вовсе уникальная —  Хрустальная шапка Мономаха …

—  Золотую маску мне вручили в 2017 году за выдающиеся заслуги перед театральным  искусством.

А Шапка Мономаха – за роль Маттиаса Клаузена в спектакле «Перед заходом солнца»

Показали его на  международном  фестивале русских театров  Северного Кавказа и стран Черноморско – Каспийского региона, состоявшемся в г. Владимире. Приняли в нем участие  123 российских  театра  и 134 зарубежных .

Отыграл я, пошел в  гримерку.  Я обязательно должен после  спектакля десять  минут в одиночестве побыть, в себя прийти. В тот раз не дали. Вызвали срочно в кабинет директора. Там и  жюри было в полном составе.

Известный критик Симонова, председатель жюри ,  говорит: « Я  видела   в этой роли  мастеров высочайшего класса: Царева. Яковлева, Лаврова. Эту роль играли все по-разному, но никто не сыграл,  как вы, настолько правдиво, с точным попаданием в авторскую задумку.

Она и предложила вручить мне  шапку Мономаха. А положение об этой награде таково, что ее вручают только коллективам. Ко мне она попала в порядке исключения. Получается, я единственный ее обладатель.

 

А вот эти красные «корочки» у вас на столе – о них расскажите, пожалуйста.

—  Вот эта  уникальная в своем роде. В  1997 году я играл в спектакле « Свадьба на войне» роль героя.  Пьеса была написана по реальным событиям.   Герой – выходец из с. Аксай, разведчик,  погибший смертью храбрых.  И после премьеры мне вручили удостоверение  почетного  гражданина  с. Аксай.

Потом  глава  администрации Саид Амиров  отметил мои заслуги перед столицей званием почетного гражданина Махачкалы. Потом были   Чох, родной Карабудахкентский район, Хасавюрт , а совсем недавно  — после открытия театрального сезона избрали почетным гражданином  Каякентского района.

 

Знаю, что вы  с супругой воспитали достойных детей.

— Их у нас двое  – Наида и Сиражутдин.  Дочь в Москве работает, востребованный невролог.

Сын работал заместителем  министра транспорта и дорожного хозяйства РД. А с августа этого года —   начальник Управления федеральных автодорог «Новороссия».

Подросли внуки, получили хорошее образование.

 

Ловлю себя на том, что никак не могу поставить точку в этом тексте. Хочется еще о многом рассказать – материал благодатный  и неисчерпаемый. Хочется  слышать этот  глубокий бархатный голос , смотреть на эту царственную посадку головы.

Айгум Эльдарович, думаю, не будет против  многоточия, тем более, что в конце прошлого года , на Внеочередном съезде , он был вновь избран председателем дагестанского отделения Союза театральных деятелей РФ.

 

Беседу вела Тагират Гасанова