Когда человека настигает известность при жизни, это не награда, а испытание. Мало кому удается не забронзоветь в коконе славы, не стать памятником самому себе.
Глянец коварен. Он не обрушивается водопадом, а ложится легкими мазками. Но потом сквозь это покрытие уже не разглядишь главного – нежного и хрупкого ростка , взорвавшегося в назначенный час ослепительным фейерверком…
А на Айгума Айгумова смотришь — и видишь . Вот же он — как не было годовых колец – взволнованный юноша, что пришел однажды в махачкалинский Клуб рыбников. И время непостижимым образом замедляется, сгущается…
Айгум Эльдарович, как же так получилось, что механик с рыболовецкого судна вдруг отправился петь?
— Пение было уже после. Я посещал сначала самодеятельный художественный оркестр, играл на тубе. Ну вы знаете, что такое духовой оркестр? Это же невозможно спокойно слушать- он будоражит, врывается в тебя и ты начинаешь резонировать. Вот и я подпевал. Иногда и громко. Однажды это услышал руководитель клуба Абрам Израилевич Давыдов и говорит мне: «А ну иди сюда, порепетируем». После нескольких репетиций доверил участвовать в концертах. Замечательные песни я пел, проникавшие прямо в сердце: «Я люблю тебя, жизнь », «Бухенвальдский набат»… Исполнял их на городских и республиканских фестивалях , стал лауреатом. Это дало возможность поехать на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москву.
Да, 1957 год… Песня «Хотят ли русские войны?» сделала вас лауреатом, вам вручили диплом …
— А по возвращении из Москвы Давыдов поставил оперетту И. Дунаевского «Белая акация», в которой я сыграл главную роль – Кости Куприянова. Успех был громкий. Но даже после этого я не мог предположить , что дальнейшая моя жизнь будет связана с искусством. Вернулся на корабль, опять приступил к своим обязанностям второго механика.
Талант – как огонь, его не спрячешь. А в вашем роду были еще одаренные люди?
— У отца одаренность была другого рода – как сегодня бы сказали – управленческий талант. Крепость духа. Цельность характера.
Мало у кого в те годы было благополучное детство, время было трудное. А отец еще и сиротой рос. Рано начал трудиться. Поначалу был типографским работником. Потом вступил в партию и в 1936 году, когда формировались районы, его назначили первым председателем Карабудахкентского райисполкома. В начале 1937 года я появился на свет, а в конце этого же года отца ждало новое назначение.
Великая Отечественная война застала его на должности председателя Дагрыбтреста. И несмотря на то, что у него была бронь, отец решил во что бы то ни стало попасть на фронт.
С друзьями Мажидом и Рустамом хотел поехать. Вернули прямо с поезда. Следующая попытка оказалась более удачной. В 1943 году он получил ранение, отправили в госпиталь в Моздок . После выздоровления дали отпуск на неделю, приехал домой. В Махачкале его тут же «схватили». Назначили председателем Рыбкоопа.
А война продолжалась и мы жили по ее законам … Помню, как мать потеряла хлебную карточку и сказала об этом отцу. Он ответил, что новую карточку не может ей дать, хотя у него они были. Я сам их видел – в высоком шкафу у него в кабинете . Помню его слова , обращенные ко мне: «Я не могу у кого-то забрать хлеб , чтобы свою семью накормить. Ты поймешь меня, когда вырастешь».
Вы хорошо усвоили отцовский урок. Общаясь с властьимущими, не ищете личной выгоды, только за других радеете.
— По большому счету то, что мы делаем для других – мы делаем для себя. С чем сравнить это чувство, когда люди тебе верят, на тебя надеются, и тебе оказывается под силу им помочь?
Все эти тридцать лет на посту руководителя союза театральных деятелей Дагестана, 24 года на посту секретаря союза России я ощущаю себя единым целым с коллегами. Мы можем бурно выяснять отношения, иметь разногласия какие-то , но мы – команда. И я за них готов в бой.
Главам республики, председателям правительства прямо говорил, что у актеров нищенская, оскорбительная зарплата, неподобающие условия труда. Хизри Исаевич Шихсаидов отреагировал в свое время – начали строится театры, повысили зарплату на 70 процентов. Потом зашел к Муху Гимбатовичу Алиеву. По его распоряжению еще на 70 процентов подняли. Казалось бы, неплохо. Но не успели порадоваться, как инфляция все съела. Рамазана Гаджимурадовича Абдулатипова просил : «Прибавьте хоть 60 процентов, наши получают меньше всех на Северном Кавказе, до 25 тысяч рублей». Но он не решил вопрос. Даже не пригласил ни разу.
А Васильев? При нем же собирались открыть Дом актера?
— Владимир Абдуалиевич мог больше всех для нас сделать, все к этому шло. С его стороны было понимание.
2019 год был объявлен Годом театра. В Ярославле в его рамках состоялось совещание с Путиным. Пригласили туда 20 человек из разных театров страны.
А, это где вы рядом с Президентом сидели за столом?
— Я как таблички увидел, растерялся слегка: Калягин, Путин , Айгумов…
— Саш, ты чего? – спрашиваю Калягина. А он улыбается – ты говорит достоин , не скромничай.
Вы же там и выступили?
— Ну как я мог не воспользоваться моментом? За мной же мои собратья, я о них думаю все время.
Я так сказал: «Владимир Владимирович, вот мы здесь слушали директора Ярославского театра, который поднял вопрос, что им нужен в городе Дом актера. В Ярославле три театра. А в Дагестане – двенадцать. Я обращаюсь к вам от имени дагестанцев,о которых вы сказали , что полюбили их» .
Еще я напомнил , как трудно пробивало себе дорогу искусство в нашей республике, где было стойкое убеждение, что актер – это не профессия. Где главы , депутаты и правительство отодвигают на второй план заботу о работниках культуры.
А о Васильеве я хорошо отозвался. Отметил, что наконец –то пришел к нам понимающий человек.
Когда вернулся из Ярославля, начались «последствия» моего выступления.
Прилетел ночью, а 8 утра звонок:
— Айгум Эльдарович, с вами будет говорить глава РД…
Владимир Абдуалиевич тогда мне по телефону сказал:
— Ну что, будем создавать Дом актера?
Потом дело быстро пошло, указ издал. Все необходимые распоряжения были сделаны и минимуществу и администрации Махачкалы.
Но как только Васильев покинул республику, решение вопроса застопорилось.
Теперь вот добиваюсь аудиенции у Сергея Алимовича Меликова…
Не сомневаюсь, что у вас все получится. Вы же человек удачливый. Кто еще мог так круто попасть – прямо с корабля в театр?
— Меня в море отыскали, в нейтральных водах неподалеку от Ирана. На судно пришла радиограмма: «Механику Айгумову срочно вернуться в Махачкалу и зайти к главному режиссеру Кумыкского театра Г. А. Рустамову». В то время Гамид Алиевич исполнял еще и обязанности заместителя министра культуры республики и курировал театры. Оказывается, видел меня в спектакле «Белая акация».
Встреча состоялась, а вскоре меня пригласили в Министерство культуры Дагестана. Предложили поехать учиться в Москву в театральный институт имени Б. В. Щукина, при котором была создана кумыкская студия.
Сомнения отпали, когда сказали, что не только актерскому искусству обучусь там, но и петь буду.
Там многие известные актеры учились: Л. Целиковская, Ю. Яковлев, В. Лановой, А. Ширвиндт, А. Миронов, А. Збруев… А какие были педагоги! Прославленные И. Толчанов, Ц. Мансурова, Д. Андреева, Л. Калиновский.
Как не сказать, что пареньку из Карабудахкента удалось поймать большую рыбу…
— …а с учетом того, что этот театральный институт называли по-свойски Щукой, вырисовывается причудливый зигзаг судьбы.
У вас же еще одно, не менее удивительное совпадение получилось. Встретить в институте девушку из родного села, красавицу Ларису…
— Я так и сказал ей – у нас с тобой получилось как в известном советском кинофильме. Она уже там училась, когда я поступил. Наша любовь была чистой и возвышенной. И было у нас две свадьбы. Одна комсомольская, в общежитии института. Другая в Махачкале, в клубе рыбников, с соблюдением всех наших традиций.
Вас же на второй курс приняли?
— Да, за полгода сдал экзамены за первый курс , а уже с третьего курса стал отличником и получал именную стипендию им. Б. В. Щукина. Избрали меня председателем профкома . Я с душой относился к общественной работе , по справедливости распределяли путевки, помогали заболевшим, следили как налажено питание студентов в столовой.
А первое публичное выступление запомнилось?
— Еще бы. Я же сразу в Кремль попал. В 1960 году это было. Я тогда на четвертом курсе учился. В Москве проходила первая декада культуры Дагестана . Меня вызвали на заключительный концерт
— Ты должен срочно выучить Расула Гамзатова «Горцы у Ленина».
Этой поэмой открывался заключительный концерт. В зале было политбюро в полном составе.
Как у вас не случилось головокружение от успехов?
— А я об этом и не думал. Я просто этим жил и живу, как дышу. Мы же не хвалим себя за дыхание- оно естественно.
Дипломный спектакль у меня был «Аршин мал алан». Я играл Аскера Вот когда был счастлив. Спектакль же музыкальный, и я пел.
И поразили своим исполнением самого Лемешева…
— Он случайно услышал меня. Я сдавал спектакль , был на сцене , а Лемешев возвращался из студии, проходил через зал.
— Это что, консерваторские поют?- спрашивает.
— Нет, щукинцы,- отвечают ему.
Так он сел в зале и слушал, пока я не завершил сцену. Потом мне сказали, что такого никогда не было. У него же бешеная популярность была, поклонницы караулили у входа.
По окончании института пригласили на работу в Академический театр им. Пушкина. Дали комнату в общежитии. И вот я уже три месяца в репертуаре, все меня хвалят. И вдруг вызывают к директору, а перед ним приказ самого министра культуры РФ : выпускника Айгумова направить в Дагестан.
Я был очень удивлен: где я , а где министр. Сам директор не мог понять, в чем дело. А когда я вернулся в общежитие, все стало ясно. Там меня ждали министр культуры Дагестана Зумруд Гаджиевна Губаханова и Рустамов. Сказали, что вот – вот и Роза Басировна Эльдарова приедет.
— Ты нам на родине нужен,- заявили мне они. – Мы уже три года как взяли в репертуар пьесу Яхьяева Йрчи Казак , ждем вас…
Роль поэта – бунтаря вас прославила в Дагестане. В этом спектакле вы продемонстрировали весь диапазон – мощная игра, ваш замечательный баритон…
— Я не играл – я жил этой ролью. Она у меня любимая с тех пор. Публика устраивала овацию всякий раз, вызывая меня и исполнительницу главной женской роли Барият Мурадову.
Тогда вам и звание дали?
— Да, уже через пару лет получил звание «Заслуженный артист Дагестана». В рекордно короткие сроки.
А народного ?
— Это было интересно . Прихожу утром на работу, а коллеги на меня поглядывают и шепчутся. И у некоторых очень уж недовольный вид. Не выдержал и спрашиваю: «Вы что так смотрите? Что случилось?»
— А ты не знаешь? Вот тебе газета. И протягивают номер «Дагправды» с указом о присвоении мне звания Народный артист Дагестана.
Потом я узнал, как было принято решение. Оказывается, на бюро обкома партии первый секретарь обкома ВЛКСМ Абдуразаков говорит: такой кумыкский артист есть, всем на зависть. И называет мое имя. А Шихсаид Исаевич добавил, что ему тоже очень нравится моя игра.
— Так давайте отметим его, звание дадим,- поступило предложение.
М.-С. И. Умаханов поддержал . Наутро дали задание министру культуры срочно подготовить документы.
В 60 лет получил звание Народного артиста России.
Ваша жизнь – как увлекательный сериал. Вы выступали в Ленинграде в Октябрьском зале. В Москве в Октябрьском зале. В Колонном зале Дома Союзов, в Кремле. Когда пели в Болгарии «Широка страна моя родная»– пять тысяч человек стоя аплодировали.
— Да, в Большом театре это недавно было . Объявляют: « Народный артист Айгум Айгумов на сцену» , а у меня волнение такое…
Ваш кабинет как музей . Столько фотографий, столько наград. Золотая маска ! Ее же ни у кого больше нет на Северном Кавказе! А вот и вовсе уникальная — Хрустальная шапка Мономаха …
— Золотую маску мне вручили в 2017 году за выдающиеся заслуги перед театральным искусством.
А Шапка Мономаха – за роль Маттиаса Клаузена в спектакле «Перед заходом солнца»
Показали его на международном фестивале русских театров Северного Кавказа и стран Черноморско – Каспийского региона, состоявшемся в г. Владимире. Приняли в нем участие 123 российских театра и 134 зарубежных .
Отыграл я, пошел в гримерку. Я обязательно должен после спектакля десять минут в одиночестве побыть, в себя прийти. В тот раз не дали. Вызвали срочно в кабинет директора. Там и жюри было в полном составе.
Известный критик Симонова, председатель жюри , говорит: « Я видела в этой роли мастеров высочайшего класса: Царева. Яковлева, Лаврова. Эту роль играли все по-разному, но никто не сыграл, как вы, настолько правдиво, с точным попаданием в авторскую задумку.
Она и предложила вручить мне шапку Мономаха. А положение об этой награде таково, что ее вручают только коллективам. Ко мне она попала в порядке исключения. Получается, я единственный ее обладатель.
А вот эти красные «корочки» у вас на столе – о них расскажите, пожалуйста.
— Вот эта уникальная в своем роде. В 1997 году я играл в спектакле « Свадьба на войне» роль героя. Пьеса была написана по реальным событиям. Герой – выходец из с. Аксай, разведчик, погибший смертью храбрых. И после премьеры мне вручили удостоверение почетного гражданина с. Аксай.
Потом глава администрации Саид Амиров отметил мои заслуги перед столицей званием почетного гражданина Махачкалы. Потом были Чох, родной Карабудахкентский район, Хасавюрт , а совсем недавно — после открытия театрального сезона избрали почетным гражданином Каякентского района.
Знаю, что вы с супругой воспитали достойных детей.
— Их у нас двое – Наида и Сиражутдин. Дочь в Москве работает, востребованный невролог.
Сын работал заместителем министра транспорта и дорожного хозяйства РД. А с августа этого года — начальник Управления федеральных автодорог «Новороссия».
Подросли внуки, получили хорошее образование.
… Ловлю себя на том, что никак не могу поставить точку в этом тексте. Хочется еще о многом рассказать – материал благодатный и неисчерпаемый. Хочется слышать этот глубокий бархатный голос , смотреть на эту царственную посадку головы.
Айгум Эльдарович, думаю, не будет против многоточия, тем более, что в конце прошлого года , на Внеочередном съезде , он был вновь избран председателем дагестанского отделения Союза театральных деятелей РФ.
Беседу вела Тагират Гасанова