ПРИКОСНОВЕНИЕ

К 100-летию Республиканского драматического русского театра

им. М. Горького

 

Долгим, очень долгим был путь Главного режиссера Дагестанского русского драматического театра им. М. Горького Скандарбека Данияловича Тулпарова к Федору Михайловичу Достоевскому. Как говорят, у самого Достоевского, порыв вдохновения кончался конвульсиями эпилептического припадка. Такими эмоционально насыщенными, глубоко психологическими и философскими представлены произведения великого писателя широкой читательской аудитории.

А как такую глыбу перенести на сцену, сохранив глубину произведений писателя? Было прочитано колоссальное количество инсценировок по мотивам романов Достоевского и все оказывалось не тем, что могло подойти для переноса их на сцену, пока Тулпаров не открыл для себя пьесу Виктора Розова «Мальчики» по роману «Братья Карамазовы».

«Купаться в океане событий и страстей романа «Братья Карамазовы» — блаженство», — писал Виктор Розов, но в своей пьесе драматург рассматривает всего лишь один мотив романа — историю Алеши младшего брата Карамазовых.

Он мятущийся в поисках смысла жизни, ведь недаром несколько раз в репликах Алёши звучит: «Я смысл жизни ищу, я понять хочу!» Вероятно, этим он и стал интересен и близок Розову и Тулпарову. Но режиссер, отказавшись от второго, более позднего названия пьесы «Брат Алеша», все же делает именно Алешу главным героем спектакля.

Художник-постановщик спектакля заслуженный работник культуры республики Марий Эл Борис Голодницкий четко определяет задумку режиссера. На фоне множества куполов строится мощный забор с громоздкими воротами, разделяя духовную жизнь от мирской.

Начинается спектакль с хореографической композиции ( хореограф Анастасия Рыжакова) нарочито распутной, грубой, циничной и развязной толпы, вывалившейся из трактира. А затем сцена с избиением Дмитрием Карамазовым ( арт. А. Хидирнебиев) несчастного штабс-капитана Снегирёва (засл. арт. РД А. Приходько), за которого вступается его сын маленький и тщедушный Илюша Снегирёв (арт. Д. Ганюшкин). Артист очень тонко показывает нравственные, а затем физические страдания своего героя.

И в этот жестокий и несправедливый мир приходит Алёша, юный праведник, чистая душа, младший из братьев Карамазовых, чтобы сделать этот мир благороднее и сострадательней, и это ему удается, ведь в финале все закончится всеобщей любовью, массовым братанием у Илюшиного погребального камня.

Алеша в исполнении артиста Антона Артемова внешне неловок и нескладен, но тот душевный свет, что он несет в себе преображает мальчиков, героев спектакля, делая их добрее и милосерднее. В сцене со штабс-капитаном Снегирёвым (это один из самых ярких образов спектакля), когда он приносит тому деньги, чтобы искупить избиение, Алеша получает один из показательных уроков нравственности от «маленького человека», но гордой личности. Снигирев, невероятно нуждающийся в деньгах, отказывается от них, так как он в первую очередь подумал о своем сыне, как он унизится в глазах его, если возьмет деньги. «А что ж бы я моему мальчику-то сказал, если бы у вас деньги за позор наш принял?». И Алеша понимает, что одним из основных принципов жизни является ответственность за свои поступки. Тема ответственности за поступки красной нитью проходит через понимание Алешей всего смысла жизни.

Следуя вместе с героями спектакля через трагические испытания, он все же приходит к пониманию, что «все-таки ура жизни! Ура!»

Прикосновение Скандарбека Тулпарова к Федору Достоевскому оказалось путем самопознания, самосовершенствования и приглашением актеров и зрителя пройти с ним этот путь, чтобы в конце спектакля заявить, что по словам Алеши, по жизни нужно идти «рука в руку, рука в руку» и только тогда жизнь станет гармоничной, ведь именно этой гармонии так не достает сегодня людям.

 

Наталья Газиева

заслуженный деятель искусств РД, театровед