В цивилизованном обществе уважение к иной культуре – непременное условие человеческого общения. На уважении, признании равноправия и терпимости основывается все созидательное в мире: добрые межличностные и межнациональные отношения, достижения в области экономики, политики, образования и многое другое.
Особое место в налаживании и обеспечении добропорядочности и стабильности во взаимоотношениях людей, этносов и народов, независимо от расы, национальности и вероисповедания, принадлежит культуре. Неслучайно в историко-культурном наследии народов сконцентрированы и с учетом различных ситуаций систематизированы и представлены ценности нравственной, умственной, правовой, политической, эстетической, физической, экономической, экологической культуры. Однако проблема в том, как формировать в великом государстве, где проживает множество народов, максимальное уважение к культурному наследию каждого из них?
Документов, призывающих общество к межкультурной толерантности, много, есть и соответствующая законодательная база для решения проблемы. Но при всем этом очевидно, что граждане великой России до сих пор лишены возможности лучше понять и глубоко осознать многонациональное культурное величие своего государства.
Замечено, что иногда даже наиболее образованная часть российского общества, многие представители интеллигенции зачастую затрудняются точно охарактеризовать географические, социальные, национально-региональные условия проживания какого-либо народа, не говоря уже об особенностях исторических, психологических или культурных. Путаются в наименованиях народов, непростительно легко искажают географические названия, термины, относящиеся к истории и культуре, духовные, материальные ценности, исконно присущие одному народу, нередко преподносятся как достижения другого. Дошло даже до того, что все многочисленные народы Кавказа стали называть «лицами кавказской национальности».
Особую тревогу вызывают результаты опросов специалистов разного профиля и различного уровня, в том числе и военнослужащих, в последние годы волею судьбы оказавшихся на Кавказе, в частности, в Дагестане. Большинство из них до приезда в республику не только не знали, каковы основные историко-культурные особенности народов Дагестана, но и никогда не представляли себе, какие народы проживают здесь. Для них все, что находится южнее Ростова, – это Кавказ, населенный «ЛКН». Многие из них были приятно удивлены искренним гостеприимством и щедростью, мужеством и стойкостью, а особенно единством и дружбой дагестанских народов как между собой, с соседними народами, так и с русским народом.
Более всего опрашиваемые подчеркивали тот факт, что дагестанцы хорошо владеют русским языком, знают и любят русскую литературу, русских ученых и полководцев, чтят русских учителей и деятелей науки, при необходимости легко опираются на эти знания. У наших гостей неоднократно возникал вопрос: «Почему вы, дагестанцы, знаете нас так хорошо, а мы, русские, знаем вас так плохо? Ведь мы учились в школах и вузах, где общие российские образовательные программы?». Аналогичные вопросы, уверен, могли бы возникнуть у опрашиваемых, да и у самих дагестанцев, в любом другом регионе России.
Каковы причины этого явления, которое уже много лет ведет только к обособлению народов России? Для поиска ответа на этот и другие вопросы я проанализировал программно-инструктивные документы и учебно-методическую литературу по ряду гуманитарных предметов, изучаемых в школе, потому что истоки многих проблем лежат в образовании и своевременном просвещении будущих граждан страны.
Оказалось, при отборе и систематизации содержания учебников и пособий по русской литературе, истории Отечества, отечественной культуре часто нарушается принцип единства и целостности, обеспечивающий равное представление в рамках учебных программ интернационально значимых литературных произведений, исторических фактов и событий, материальных и духовных ценностей культурного наследия разных народов России. Программа и учебное пособие под названием «Отечественная культура» основываются только на материале истории культуры русского народа.
Это приводит к одностороннему восприятию литературного и историко-культурного наследия российского многонационального государства, лишает подрастающее поколение широкой, всеобъемлющей культурологической грамотности. И что более всего должно тревожить – односторонность изучения этих предметов создает предпосылки для возникновения чувства национальной исключительности или ущемленности, национализма или шовинизма. А как это сказывается на межличностных и межнациональных отношениях, хорошо известно.
Вспомним недалекое прошлое. В учебниках русской литературы советского периода были широко представлены Чингиз Айтматов, Кайсын Кулиев, Расул Гамзатов и другие национальные поэты и писатели, сыгравшие великую консолидирующую роль в сплочении многих поколений россиян. И сегодня этнокультурный потенциал произведений социально, национально и регионально признанных народных поэтов и писателей может и должен служить неиссякаемым источником духовно-нравственного воспитания поколений.
К сожалению, многие современные учащиеся, а нередко педагоги и даже руководители образовательных структур не сознают, что незнание культуры, прежде всего своей национальной и дагестанской многонациональной культуры, может пагубно сказаться на будущем страны и республики. Иначе как понять, что общеобразовательный предмет «Культура и традиции народов Дагестана», с 1992 учебного года стабильно изучавшийся в 4, 8, 9, 10, 11 классах школ республики, предмет, последовательно формирующий культурологические знания, умения и навыки обеспечения целостности и единства народов Дагестана, сегодня исключен из учебных планов. Разве наши дети с малых лет (4 класс) не должны учить, осмысливать и понимать такие ключевые вопросы жизнедеятельности человека (темы уроков), как «Идеал настоящего человека», «Народный кодекс чести», «Как правильно к людям обращаться?», «Как правильно приветствовать?», «Как к старшим проявить почтение, к младшим – уважение», «Семейные традиции», «Род и родовые традиции», «Традиции добрососедства», «Традиции дружбы и солидарности» и другие.
Или разве современному подростку не нужно системное изучение в 8-9- х классах нравственной, умственной, правовой, политической, эстетической, физической, экономической, экологической культуры народов Дагестана? Разве юношам и девушкам в 10-11-х классах не нужно знать такие проблемные вопросы жизни, как «Искусство создавать свой морально-этический, эстетический и физический облик» (статус идеального человека, внешний облик, атрибуты, гигиена, физическое развитие, одежда, украшения, досуг), «Искусство быть человеком» (характер и поведение в семье, в кругу родных и близких, в гостях и при гостях, в многонациональном коллективе), «Искусство быть хозяином (хозяйкой)» (мудрость хозяйствования, благоустраивания быта, кулинарии, экономии), «Искусство создания крепкой семьи» (знакомство, подготовка и проведение свадьбы, знакомство и налаживание добрых отношений с родными и близкими жены (мужа), укрепление и оберегание семьи), «Искусство быть отцом (матерью)» (подготовка к отцовству, материнству, мудрость выхаживания и воспитания детей) и другое?
Результаты игнорирования этих и других традиционно сложившихся в педагогической культуре народов Дагестана постулатов уже негативно сказываются на жизни и деятельности юных граждан республики, да и всей страны. Так, по данным городского Управления записи актов гражданского состояния, с начала этого года в Махачкале зарегистрировано 720 браков и 230 разводов. Соотношение браков и разводов – почти 30% . А в некоторых регионах России разводы по отношению к бракам достигли 50-70 и более процентов.
Отсутствие должного внимания к прогрессивным традициям своей родной национальной культуры может привести к нетерпимости к иному образу жизни, иной культуре, расколу этносов и разрушению этнических и моральных ценностей.
Известно, что в учебные планы общеобразовательных организаций с 2018-2019 учебного года включен предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Это в нынешних условиях архиважный подход к формированию юных граждан. Однако тут уместен вопрос: разве культура Дагестана, где проживают около 40 коренных народов и этносов, не является неотъемлемой частью культуры народов России? Чтобы знать культуру народов России, дагестанским учащимся нужно прежде всего знать, понимать, осмысливать и соблюдать культуру народов Дагестана. Нужно помнить и строить культурологическое образование учащихся на незыблемых педагогических принципах: от известного к неизвестному, от близкого к дальнему, от легкого к трудному, от простого к сложному.
Оздоровление дагестанского общества с опорой на общечеловеческие ценности, на что справедливо ориентирует руководство республики, возможно только при пристальном внимании к историко-культурному наследию народов Дагестана, прогрессивным народным традициям человечности, веками сложившимся в сознании и поведении дагестанского многонационального общества. А это под силу только работникам образования, прежде всего ученым-педагогам и учителям-практикам. Без последовательно осуществляемого культурологического образования людей, от мала до велика, думаю, немыслимо оздоровить дагестанское общество. Культура и образование – две неотъемлемые части исторического наследия каждого народа, это составляющие единого процесса, взаимодействие которых обеспечивает создание, приумножение, передачу и усвоение знаний и ценностей.
Для многонационального российского общества все культуры равноценны. Слишком много мы пережили и выстрадали вместе, чтобы теперь из-за чьего-то бескультурья или политической конъюнктуры игнорировать веками апробированные духовно-нравственные ценности национальных культур, обеспечивающих единство и целостность народов нашего Отечества – России.
Шайдабег Мирзоев,
отличник народного просвещения РФ, профессор ДГПУ