К 100-летию Республиканского драматического русского театра им. М. Горького
(Ирина Давидьянц народная артистка Республики Дагестан)
Когда в далеком 1967 году мама привела школьницу Ирину в театральную студию под руководством И. Сапожникова, девочка сразу же влюбилась в Его Величество Театр и остается верна этой любви более 50 лет. После окончания студии она готова была работать и суфлером, и помощником режиссера и кем угодно, лишь бы быть рядом со своим кумиром. Но тут в ее жизнь ворвался случай, (а может быть это ее возлюбленный Театр все устроил, убедившись в ее искренней любви к нему). Когда перед началом спектакля «А зори здесь тихие» выяснилось, что исполнительница роли Кирьяновой старшего сержанта, помкомвзвода девушек-зенитчиц не пришла, Ирину ввели в спектакль. С этого спектакля началась творческая жизнь Ирины в театре.
Более 100 ролей от ярких комедийных до глубоких драматических, сыграно Ириной Давидьянц на сцене одного единственного любимого ею театра Республиканского драматического русского театра им. М. Горького. В галереи ролей Ирины Константиновны были такие образы, как Гранина в «Четырёх допросах» А. Ставицкого, Собирательница историй в «Али-баба и 40 разбойников» В. Смехова, Аминат в «Истина известна только тебе» Т. Асланова, Соня в «Энергичных людях» В, Шукшина и ещё множество других ролей. И хотя Ирина Константиновна говорит, что ей близко амплуа характерной актрисы, она невероятно достоверна и в драматических образах. Так ее Марья в одноименной пьесе А. Кудрявцева завоевала искреннее признание зрителей и критиков. И подтверждение тому ряд публикаций в республиканской прессе.
Женское сиротство
Главная героиня спектакля Марья ( Заслуженная артистка РД Ирина Давидьянц) — немощная женщина, подавленная неудачной любовью и грузом лет. В свое время влюбилась в военного летчика. Но не успела оформить брак.
Тем не менее Марья считает Григория своим мужем. В данном случае и драматург, и театр отдают предпочтение чистоте и силе чувств, а не брачным формальностям, хотя и не выступают против брака. Воображение Марьи настолько сильно, что она собственными силами воздвигла любимому обелиск и соорудила перед ним могилу, хотя в ней Гриша не лежит.
«Eе героям веришь безоговорочно»
Автор Джамиля Магомедова
Как говорит сам режиссер-постановщик спектакля, заслуженный деятель искусств Дагестана и России Скандарбек Тулпаров, он не случайно выбрал именно эту актрису для главной роли: «Ирина Давидянц практически с самого детства играет на сцене, и театр для нее второй дом, она — большой мастер, поэтому, кому как не ей, доверить такую серьезную роль. Я знал, что актриса станет единым целым со своей героиней Марьей. В спектакле вы не услышите ни одного выстрела, хотя он про Великую Отечественную войну. Героини — одни женщины, благодаря силе, мужеству которых мы и победили в войне».
Анна Безрукова, актриса Русского театра, с большой любовью и теплотой говорила об актрисе: «Мягкий, добрый и отзывчивый человек, для молодой части труппы она как мама. Мы учимся у нее самому главному в жизни и на сцене — трудолюбию, которое она демонстрирует нам с каждым своим выступлением. Ирина даже над маленькими эпизодическими ролями много думает, ищет характер, походку. По моему мнению, в этом спектакле она открылась всем в совершенно новой для себя ипостаси. В основном она играет комедийные роли, а тут она играет женщину с тяжелой судьбой, которая одинока всю жизнь».
А как убедительна и достоверна она в роли Анны Петерс матери главной героини спектакля «Перед заходом солнца» по пьесе Г. Гауптмана. Как любая любящая мать, она желает счастья своей девочке, и когда она видит, как сжимается вокруг той кольцо ненависти, естественно она встает на ее защиту, прекрасно понимая, насколько неравны силы в этой борьбе.
Её героини совершенно разные, поскольку актриса находит для каждого персонажа особые сценические краски и выразительные средства.
Беззаветно любя театр, Ирина Константиновна понимает, что театр жив, пока у него есть умный и образованный зритель. А такого зрителя надо готовить.
Именно поэтому она активно включается в работу с молодежью, с энтузиазмом принимая участие во всех творческих встречах с юным зрителем.
Вот такая история взаимной любви Ирины и Театра.
Во время нашего разговора на мой вопрос: «хотела бы она что-то изменить?» Ирина ответила: «НИ ЗА ЧТО», как будто вторя Белле Ахмадулиной
«Стихотворения чудный театр,
нежься и кутайся в бархат дремотный.
Я ни при чем, это занят работой
чуждых божеств несравненный талант.
Я лишь простак, что извне приглашен
для сотворенья стороннего действа.
Я не хочу! Но меж звездами где-то
грозную палочку взял дирижер».
А еще есть у Ирины Константиновны мечта создание аллеи плакучих ив между которыми бы стояла скульптура скамейки с молодым улыбающимся парнем участником СВО, смотрящим в небо. Вот только, как любой творческий человек, совсем не приспособленный к реалиям жизни, она пока не знает, как осуществить свою мечту, но с каждой своей нехитрой зарплаты откладывает определенную сумму на приобретение хотя бы их.
Наталья Газиева,
театровед, заслуженный деятель искусств