Становление и развитие образования в республике, дагестанской общеобразовательной школы, шло весьма сложным и тернистым путем. Несмотря на большие трудности, обусловленные религиозными и патриархальными пережитками, многоязычием, отсутствием единого языка обучения, учебников, грамотных подготовленных учителей, 20–40 годы прошлого столетия ознаменовались существенным прорывом дагестанского общества в области образования. Руководство республики создавало все предпосылки для достижения реальной доступности образования широким слоям населения и перспективного установления высокого образовательного уровня дагестанцев. В самое сложное для страны время, в разгар Великой Отечественной войны, правительство осознавало необходимость качественного обучения детей: в далеком 1943 году постановлением Совнаркома РСФСР в Дагестане был создан Научно-исследовательский институт школ (ныне педагогики). Принятие такого решения в тяжелейшее для страны военное время явилось проявлением заботы и внимания со стороны правительства о народном образовании многонационального Дагестана.
В рамках Института школ велись исследования по родным языкам и литературам, русскому языку и литературе, истории, географии и естествознанию, математике и физике, иностранным языкам, а также готовилась учебная и методическая продукция для преподавания этих предметов. Особое внимание уделялось сохранению уникального языкового многообразия республики, ведь родной язык – это не только средство общения, но и часть национальной культуры, историческая память каждого народа. Бесспорно, свой родной язык должен знать и беречь каждый человек. Дагестан уникален в языковом и этнографическом отношении: на территории республики мирно уживаются представители более 30 коренных национальностей, свыше 110 наций и народностей, с самостоятельными языками и диалектами, культурой и богатыми традициями.
И вот уже на протяжении 80 лет сотрудники института проводят большую работу по разработке вопросов воспитания и обучения детей в дагестанской школе, по обеспечению школ республики учебниками, учебными и учебно-методическими пособиями, словарями и другой литературой.
У истоков становления Института стояли известные ученые и организаторы народного образования: Х.М. Фаталиев, Р.М. Магомедов, С.М. Омаров, М.М. Меджидов и др. Первым директором Института был известный в республике педагог, кандидат филологических наук, доцент С. М. Омаров, потом долгие годы возглавляли Институт А.Г. Сагидов, заслуженный учитель школы Дагестанской АССР, Г.И. Магомедов, доктор педагогических наук, профессор.
В разные годы здесь работали известные в республике педагоги: П.В. Виноградова, В.М. Криштопа, Ш.Д. Хасбулатов, З.М. Курбанов, М.П. Кропотов, З.З. Бамматов, Н.А. Ахмедов, А.Х. Махарадзе, Н.Я. Судакова, А.Ш. Алиев, М.Р. Раджабов, Г.Ю. Муркелинский, А.А. Моллаев, З.А. Клищенко, Б.Г. Ханмагомедов, Р.Ю. Юсуфов, М.М. Цурмилов, Д.М. Даудов, Х.Д. Даибов, И.И. Ханбалаев, К.К. Курбанов и др.
После создания Научно-исследовательского института школ было разработано Положение об Институте, в котором прописаны его основные задачи, и научные работники продолжают решать эти и новые задачи, которые ставятся перед Институтом в связи с меняющимися языковой ситуацией и образовательными реформами.
В 1969 году принято постановление Совета Министров ДАССР о присвоении Дагестанскому научно-исследовательскому институту школ имени Алибека Алибековича Тахо-Годи, одного из организаторов народного образования в республике, работавшего наркомом просвещения Дагестана в 1922–1929 годы, сыгравшего большую роль в становлении и развитии образования Дагестана.
Время ставило перед институтом новые задачи, которые успешно решались. Так, сотрудники сектора русского языка разрабатывали научно обоснованные рекомендации по совершенствованию методов обучения русскому языку в начальных и старших классах с учетом специфики дагестанской национальной школы. Открытие сектора родных и дагестанской литератур позволило обеспечить успешное обучение родной литературе и преподавание в школах республики истории дагестанской литературы на русском языке. Обеспечение программно-методической базой по предмету «Культура и традиции народов Дагестана» стало возможным благодаря открытию в Институте сектора этнопедагогики. Открытие сектора дошкольной педагогики позволило создать единую образовательную среду, создать основу для преемственности уровней дошкольного и начального общего образования.
Много сделано за эти годы для изучения бесписьменных родных языков. Так, при непосредственном участии сотрудников Института создана письменность для агульского, рутульского и цахурского языков. Разработаны программы и учебники для начальных классов по этим языкам в соответствии с требованиями новых федеральных стандартов.
Характерная особенность работы Института на всех этапах его развития– это тесная связь с жизнью, с практикой работы образовательных организаций, широкое изучение и обобщение передового педагогического опыта и организация экспериментальной работы. Институт также широко привлекает преподавателей вузов и научных сотрудников к работе над совершенствованием содержания образования, созданием новых учебников и учебных пособий.
В 1991 году Дагестанский научно-исследовательский институт школ реорганизован в Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики им. А.А. Тахо-Годи. Это были годы, когда в стране произошли большие изменения. Смена общественного строя в стране привела к усилению миграционных процессов в республике (жители высокогорных селений переселялись на равнинные земли в поисках работы и оседали там, в результате в те годы появилось около 150 населенных пунктов со смешанным составом населения), изменению языковой ситуации (выросли поколения людей, не знающих свой родной язык, оторванных от национальных корней). В итоге незнание родного языка привело к «языковому нигилизму». В 90-е годы начался качественно новый этап в деятельности Института по обновлению содержания образования, созданию учебно-методической базы по русскому языку и предметам этнокультурного содержания для всех ступеней непрерывного образования, начиная с детского сада.
Одной из основных задач Института на протяжении всей его деятельности была организация и совершенствование методики обучения русскому языку, так как русский язык по праву считается одним из родных языков в республике. Русский язык в многонациональном Дагестане не только служит средством межнационального общения, но и, будучи языком русской нации, являющейся носителем богатейшей культуры, хранит в себе интеллектуально-познавательную и эстетическую информацию.
В Институте выполнены фундаментальные исследования по вопросам обучения русскому языку в начальных и старших классах («Очерки по методике преподавания русского языка в старших классах дагестанской национальной школы», «Основные проблемы обучения русскому языку в начальных классах в условиях дагестанско-русского двуязычия» (М.И. Шурпаева, монография, «Обучение русскому языку в начальных классах дагестанской национальной школы» (Г.И. Магомедов, М.И. Шурпаева, 2000), «Методика русского языка»). Следует отметить, что в республике накоплен определенный положительный опыт по созданию учебников по русскому языку (авторы: З.А. Клищенко, А.А. Кузнецов, М.М. Цурмилов, А.Х. Махарадзе, Н.Я. Судакова, И.Г. Махмудова, Г.И. Магомедов, М.И. Шурпаева, О.Х. Хабибов, В.И. Двуреченская).
Наличие в Дагестане уникального Научно-исследовательского института школ способствовало не только разработке актуальных проблем образования и воспитания подрастающего поколения, координации научно-методической работы, но и обеспечило школы республики учебниками, учебными пособиями по предметам национально-регионального компонента на четырнадцати языках народов Дагестана. Этот труд не остался незамеченным: учебно-методические комплекты по родным языкам были удостоены серебряной медали ВДНХ СССР; за успешную работу по созданию учебно-методических комплектов для начальных классов сотрудники сектора дагестанских языков получили почетные звания (К.Р. Рагимов – «Заслуженный учитель школы РФ», В.Н. Джанаева – «Заслуженный учитель школы РД», А.Р. Рамалданов и Д.М. Хангишиев — «Отличник народного образования»).
В 2004 году Институт педагогики за значительный вклад в развитие науки и образования был награжден Грамотой Государственного Совета Республики Дагестан. В том же году монография «Национально-региональный компонент – в системе образования Республики Дагестан», авторами которой были директор Института, доктор педагогических наук, профессор Г.И. Магомедов и заместитель директора, доктор педагогических наук, профессор М.И. Шурпаева, удостоена Государственной премии РД.
За последние годы в Институте разработано и издано около 80 наименований учебных пособий по родным языкам и литературному чтению для начальной школы и родным языкам и литературам для основной школы: по аварскому (Х.С. Вакилов, Р.Г. Раджабова), даргинскому (Магомедова Д.Х., Гасанова У.У., Уружбекова М.М., Алибеков Б.О., Алиев Б.А.), кумыкскому (Н.Э. Гаджиахмедов, Н.Х. Ольмесов), лакскому (С.Р. Мутаева), лезгинскому (З.С. Исмаилова, Ж.Ш. Мейланова, А.Р. Рамалданов) и табасаранскому (Н. Э. Сафаралиев, Ш.Б. Джамалиева) языкам; для 5–6 классов: по даргинскому языку (Д.Х. Магомедова), кумыкскому языку (Н.Э. Гаджиахмедов), по лезгинской литературе (К.Х. Акимов), по лакской литературе (П.М. Магдиева). Также дагестанские школы получили методические пособия, тесты, рабочие программы по родным языкам и литературам народов Дагестана, наглядно-дидактические пособия по дошкольному воспитанию, истории и культуре народов Дагестана: М.И. Шурпаева «Методика обучения литературному чтению на лакском языке в начальных классах», «Русская речь» (соавторы З.З. Мадиева, Н.М. Эльдарова); Х.С. Вакилов «Методика преподавания простого предложения», С. Р. Мутаева «Обучение лакскому языку в 4 классе»; Ж.Ш. Мейланова «Обучение лезгинскому языку в 4 классе»; Б.А. Даудова «Методика изучения даргинской литературы в 5–6 классах»; М.М. Курбанов «Изучение фольклора на уроках табасаранской литературы в 5–9 классах» и др.
Среди них особо следует отметить работы таких авторов, как Акимов К. Х. «Духовно-нравственное воспитание на уроках лезгинской литературы»; Адильгиреева З.С. «Духовно-нравственное воспитание на уроках кумыкской литературы»; Курбанова З.Г. «Методика изучения литературы народов Дагестана в начальной школе»; Сафаралиев Н. Э. «Духовно-нравственное воспитание на уроках табасаранской литературы». Весьма своевременными стали учебные пособия Вакилова Х.С. и Раджабовой В.Г. «Аварский язык» для 1,2,3 классов; Магомедовой Д.Х., Гасановой У.У., Уружбековой М.М., Алибекова Б.О., Алиева Б.А. «Даргинский язык» для 1и 3 классов; Гаджиахмедова Н.Э., Ольмесова Н.Х. «Кумыкский язык» для 1 и 3 классов; Мутаевой С. Р. «Лакский язык» для 1 класса; Исмаиловой З.С., Мейлановой Ж.Ш., Рамалданова А.Р. «Лезгинский язык» для 2 класса; Джамалиевой Ш.Б. «Табасаранский язык» для 1 класса и многие другие.
По всей стране и за рубежом празднуется в этом году 100-летие Р. Гамзатова, народного поэта Дагестана. Не остался в стороне и Институт педагогики: проведена Международная научно-практическая конференция «Национальная литература как составная часть мирового литературного процесса», посвященную 100-летию со дня рождения Расула Гамзатова; для образовательных организаций изданы сборники: Расул Гамзатов «В горах мое сердце» (автор составитель – М.Ш. Муслимова) и «Духовно-нравственное воспитание учащихся на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова» (авторы-составители: Ш.А. Мирзоев, Э.А. Абдулатипова, Н.З. Мунгиева).
Немало делается и для приобщения дагестанских учащихся к национальной культуре. Выпущено учебное пособие для 1 класса «Мой Дагестан – край, в котором я живу» и рабочая тетрадь «Мой Дагестан: знаю, умею, учусь» (соавтор научный сотрудник Института М.Ш. Муслимова).
Сотрудники Института – обладатели различных грантов. По сектору русского языка и литературы выигран федеральный грант по направлению «Проведение крупных социально значимых мероприятий, направленных на популяризацию русского языка». Грант Главы РД в разные годы выиграли: М.И. Шурпаева в области образования и науки за проект «Развитие образования в Республике Дагестан», в рамках реализации которого издана монография «Методика обучения русскому языку в начальных классах в условиях национально-русского двуязычия»; М.М. Байрамбеков и У.А. Исмаилова за проект «Региональная образовательная программа дошкольного образования»; Ш. А. Мирзоев за научно-образовательный проект «Культура Дагестана – основа формирования человека (народный кодекс этнокультурного воспитания)».
Достижения сотрудников Института отмечены высокими званиями. В 2023 году за многолетнюю научно-педагогическую деятельность почетного звания «Заслуженный деятель науки РД» удостоились заместитель директора по методической работе, кандидат филологических наук Н.Э. Сафаралиев, заведующий сектором дошкольного образования, доктор педагогических наук М.М. Байрамбеков, заведующий сектором родных языков, кандидат филологических наук Х.С. Вакилов, главный научный сотрудник сектора дагестанской литературы К.Х. Акимов; звания «Заслуженный работник образования РД» – старший научный сотрудник сектора родных литератур П.М. Магдиева. Многие сотрудники получили звание «Почетный работник сферы образования РФ», награждены Почетной грамотой Министерства просвещения РФ. Высокое признание заслуг в научно-педагогической деятельности стимулирует сотрудников Института к достижению более значимых результатов в создании учебно-методической литературы с учетом современных требований.
Подводя итоги работы за 80 лет, планируя будущее, следует отметить, что Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики все эти годы был и остается единственным научно-методическим центром, который координирует проблемы этнокультурного образования и разрабатывает учебно-методическую литературу для образовательных организаций Республики Дагестан.
От всей души желаю коллективу Института новых успехов, научных и творческих достижений, энтузиазма и благополучия!
Альбина Арухова,
директор ДНИИП им. А.А.Тахо-Годи