Должно быть в учебниках

Роль Султан-Мута Тарковского в укреплении дружеских отношений между народами Кавказа и России.

 

«…Несмотря на происходившие трагические события, необходимо всемерно развивать и укреплять политические и торговые отношения с Россией. В условиях ведения обдуманной внешней политики и сохранения внутренней устойчивости, они могут стать гарантией мира и стабильности, развития многих сфер общественной жизни…»
Из заветов Султан-Мута Тарковского

Султан-Мут Тарковский является одной из выдающихся личностей в истории Кавказа, чье имя заслуживает быть вписанным золотыми буквами в летописи истории нашего Отечества. Он внес огромный вклад в сохранение независимости родного края, а также в укрепление дружеских отношений между народами Кавказа и России, в распространение ислама во многих регионах Северного Кавказа, развитие науки, образования и других сфер общественной жизни.

При этом, среди перечисленных аспектов его многогранной деятельности, роль Эндиреевского владетеля Султан-Мута в таком ключевом вопросе, как установление дружеских, политических и торгово-экономических связей с Россией, по нашему мнению, исследована недостаточно.

О глубоком понимании Султан-Мутом правильности этих стратегических ориентиров и последовательном проведении им работы в данном направлении свидетельствуют неоднократные обращения к России с предложением заключить договор о мире и торговом сотрудничестве.

«Несмотря на то, что война эта со стороны народов Северного Кавказа была освободительной, потому и справедливой и в силу этого увенчавшейся победой, — отмечает профессор, доктор филологических наук 3абит Акавов — Султан-Мут все-таки первым пошел навстречу переговорным процессам» с русскими и убежденный «в перспективности, конструктивности своей политики, первый в истории, выступает инициатором совершенно неожиданной в подобной ситуации, идеи мира с вчерашним противником, более того — автором и первым исполнителем ориентированного на многие столетия вперед проекта существования и созидательной жизни своего отечества в составе еще вчера с оружием в руках кровопролитно сражавшейся страны…».

Султан-Мут, прекрасно понимая перспективность налаживания политического и экономического сотрудничества с Россией, всемерно стремился к его укреплению и развитию. В этом ключе, хотелось бы особо подчеркнуть, что появившиеся в последний период попытки отдельных лиц представить или использовать образ народного героя в качестве символа непримиримости и вражды в отношении России, являются необоснованными и провокационными. Султан-Мут является символом единения народов Кавказа и России, символом мужества и непоколебимости, созидания и прогресса.

Особенности и политические реалии того конкретного исторического периода были таковы, что противники Султан-Мута всячески препятствовали установлению им дипломатических взаимоотношений с Россией, желая использовать военную силу Русского государства против него в междоусобных распрях. В силу складывающейся ситуации, Султан-Мут был вынужден искать союзников на стороне, принимая меры по сохранению независимости своего государства – Эндиреевского владения, которое, по свидетельству многих авторитетных исследователей-историков, играло на Северном Кавказе «все возрастающую роль».

В последующие годы, после происходивших трагических событий, Россия коренным образом изменила тактику действий за влияние в данном регионе. Царское самодержавие более 118 лет не совершало военных акций в отношении Да­гестана, а стало на путь привлечения его владетелей на свою сторону раз­ного рода торгово-экономическими привилегиями. Эта политика России на­шла большой отклик среди владетелей Дагестана, привела к установлению между ними и Россией тесных торгово-экономических связей. Большую роль в этом сыграла взвешенная, мудрая политика Султан-Мута. Его авторитетное мнение влияло на позицию многих удельных владетелей.

Политика мирного проникновения, проводившаяся московским правитель­ством в Дагестане, привела к тому, что в XVII веке, когда иранские шахи стали выступать с претензиями на Дагестан, его владетели стали обращать­ся за помощью и покровительством к Русскому государству, которое, буду­чи, заинтересованным в усилении своих позиций в Дагестане, с одобрением встречало подобные обращения дагестанских владетелей.

Царское правительство отправляло в 1615 и 1616 гг. посольства к шаху, чтобы добиться отмены планировавшихся походов его войск на Дагестан, Грузию и Кабарду. Результативность дипломатического заступничества Рос­сии за Дагестан перед иранскими шахами усилила политическую ориента­цию дагестанских владетелей на Москву.

Обзор политических сношений народов Дагестана с Русским государ­ством в XVII в. показывает, что установившиеся связи имели крупное значе­ние и для Кавказа, и для Руси — в первые десятилетия XVII в. в период наи­большего усиления персидского государства и его агрессии на Кавказе, эти связи помешали укреплению шахов на Северном Кавказе и планам постройки здесь шахских крепостей-городов.

В 1635 году, после смерти шамхала Эльдара, встал вопрос о шамхальстве и, как свидетельствуют исторические документы, «Кумыкские люди давали шамхальство Султан-Муту; тот «за старостью» поменялся со своим старшим сыном Айдемиром. Айдемира признала шамхалом «вся Кумыцкая земля». Хотя официально шамхалом был избран сын Султан-Мута — Айдемир, правителем фактически был Султан-Мут — считает профессор А.С. Акбиев. В период его правления произошло объединение кумыкских земель, улажены распри между бийликствами (удельными владениями), прекратились междоусобицы.

В период правления Айдемир-шамхала, ШамхальствоТарковское, став самым сильным и могущественным владением, влияло на политику во всем Северном Кавказе. Придерживаясь, главным образом, мнения своего отца Султан-Мута, он вёл лояльную политику по отношению к Руси, направленную на укрепление всестороннего сотрудничества и самых тесных связей. Айдемир-шамхал в марте 1641 г. принял участие в походе против враждебных Руси сил. Изложенное свидетельствует о том, что Султан-Мут, ставя стратегические задачи на налаживание политического и экономического сотрудничества с Россией, всемерно и последовательно стремился к их реализации.

В течение XVII в. русско-дагестанские связи растут и крепнут. Нередко между кавказцами и русскими поселенцами складывались и род­ственные отношения, происходило взаимопроникновение культур, горцы и русские перенимали друг у друга опыт возделывания сельскохозяйствен­ных культур, особенное развитие получили торговые отношения.

«Из-за насильственного единства, — пророчески писал А.И. Герцен, — виднеется единство свободное… единство, основанное на признании равенства и самобытности». «Если говорить по большому счету, т.е., если рассматривать и оценив; русско-кавказские отношения, следуя логике фактов, то нельзя не признать — пишет профессор Забит Акавов, что в процессе формирования исторической России, России как многонационального геополитического пространства, по крайней мере, в течение пятисотлетней ее хронологической протяженности, Дагестан и Северный Кавказ были и являются одним из важнейших ее составляющих субъектов… Роль России в исторических судьбах народов Дагестана и Северного (да и всего!) Кавказа настолько глубока, давно, впрочем, стала генетически органичной, что этой взаимосвязи и взаимозависимости другой альтернативы, пожалуй, не существует».

Можно утверждать, что один из краеугольных камней в фундамент дальнейших многовековых отношений Северного Кавказа с Россией, основанных не на вражде, а на конструктивном совместном развитии, заложил выдающийся полководец и государственный деятель, основатель Эндирееевского владения — Султан-Мут Тарковский, имя которого заслуживает того, чтобы быть внесённым в официальные школьные учебники по истории России.

При описании событий прошлого необходимо придерживаться исторической правды, какой бы она горькой ни была. Очень вредны попытки утаивания её отдельных периодов, неверной трактовки или еще хуже откровенной фальсификации. Это тупиковый путь. Он порождает совершенно противоположные результаты. Необходимо осознавать ответственность и быть осторожным, не делать также поспешных выводов и заявлений в отношении исторических персонажей. В том числе это касается и неверных трактовок моих публикаций некоторыми лицами, посвященных Султан-Муту, Ташав-хаджи и другим героям, которые я в них не закладывал.

Исторические труды должны нести конструктивное начало в отношении народов Кавказа и России, обязаны способствовать укреплению дружеских отношений между братскими народами. Этим необходимо руководствоваться всем исследователям. Великий Султан-Мут говорил: «Самым большим богатством Кавказа, его главным сокровищем являются не золото, алмазы и деньги, а дружба народов его населяющих». Жизнь и деятельность известных исторических личностей, в том числе таких масштабных фигур, как Султан-Мут, Ташав-хаджи и других, являющихся народными героями, должны служить примером для патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения, быть примером созидательной деятельности во имя мира и согласия, во имя Родины.

 

Багаутдин Аджаматов,

член Союза писателей России

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяОсенний призыв
Следующая статьяВЕСТИ с ФССП