Мудрость народного воспитания

(Продолжение 3. Начало в № № от 25.05.2023 г. и 08.062023г.)

 

Исторический опыт убедил трудящихся в необходимости чаще строить воспитание на стимулирующих методах: положительных примерах человека, находить положительное и в объекте воспитания, и в окружающем обществе и мире, делать его предметом первоочередного внимания воспитуемых. Детей сызмала учат видеть добро и делать его другим. Одобряя добрые поступки, слова и дела воспитатели прибегают к методу похвалы: «Вот молодец, что отцу помогаешь!», «Вот джигит, как смело скачешь!».

Особенно часто хвалят в народе малышей — инициативных тружеников, помощников взрослых. 60-летний Бабаев М. вспоминает: «Мне было пять лет. Иду как-то с матерью на базар и вдруг какая-то женщина спрашивает у нее: «Это твой сын? — Машалла, машалла, уже вырос». Мать отвечает: «Да, старший. Да, он у меня умница и хороший помощник». Разговор на этом и кончился, но я еще долго шел с гордой головой: «Мною довольны, меня считают уже способным человеком!».

Говорят старшие с детьми вполне серьезным тоном, не заигрывают, преднамеренно подчеркивают достоинства человека, который скоро станет равноправным членом общества. Детей старше 7-10 лет родители хвалят редко: «Пусть теперь похвалят его чужие за хорошие дела», негласно для ребенка решают близкие.

За достойные поступки хвалить детей не скупятся и в джамаате. Слова «машалла», «баркалла» (молодец, хвала и честь), «аферин» (честь и слава) эффективно используются для подбадривания детей в труде, игре, танце, состязаниях и т. д.

Народная педагогика Дагестана располагает весьма оригинальными приемами выражения похвалы. Одно из таких — традиционное восхваление достоинств человека перед джамаатом села устами клоуна (кваса) и акробата-канатоходца (пехлевана). В процессе игры, развлекая джамаат, кваса подходит к почтенным аксакалам, и те поочередно заказывают ему хвалу уважаемым членам своей семьи, друзьям, родственникам и т. д. Получив заказ, кваса останавливает музыку и в полный голос перекликается с пехлеваном, восхваляя достоинства названного:

— Пехлеван — браток!

— Скажи, что, дружок,

— Готов ли служить?

— Еще как, готов!

— Во здравие сына кузнеца Алимета, мужественного и Отважного Лазима — хвала!

Не прекращая движение по канату пахлеван громогласно произносит: «Сыну Алимета, отважному Лазиму, смелому джигиту — Хвала! — Хвала!

— Хвала!».

Все это оказывает весьма внушительное воспитательное воздействие на окружающих. Справедливая похвала укрепляет духовные силы детей и молодежи, стимулирует чувство ответственности личности и общества, проповедует доброту.

Обязательна в народе хвала покойнику. Отдавая ему последнюю дань, горцы вспоминают только его положительные качества, сознательно упускают из виду негативное. Все это служит испытанной народной формой облегчения горя близких и родных, а главным образом, формой акцентирования внимания молодых на достойных качествах человека.

Используя похвалу как стимулирующий метод в воспитании детей, горцы предельно осторожны. Труженики не раз убеждались в том, насколько горек результат незаслуженной похвалы. Поэтому, народная педагогика советует хвалить детей по достоинству и в меру.

Определенную роль в традиционной практике воспитания играет поощрение. В дагестанских семьях используют различные формы словесного и материального поощрения детей. В качестве словесных поощрений выступают, главным образом, одобрения: «Спасибо тебе, что помог, а то, что бы я делала без тебя?», «Спасибо твоему отцу, что вырастил тебя таким»; традиционные благодарности и пожелания за хорошие поступки: «Да здравствует твой отец!», «Да проживёт твоя мать еще сто лет!», «Да вырастишь ты смелым и отважным!», «Да продлятся годы твоего дедушки!». Словесные поощрения позволяют детям осознать нравственное значение своих добрых поступков.

Достаточно широко применяется в народе поощрение детей материально. В трудовом воспитании, например, поощряют путем преимущественного предоставления ребенку права пользоваться и распоряжаться продуктами своего труда. Почти у всех народов Дагестана ценится своеобразное воздействие на детей посредством слияния примера, одобрения и поощрения. Например, о предмете для всеобщего пользования (топорище, деревянные грабли, вилы, веник, корзина), изготовленном кем-либо из детей, в дагестанской семье говорят не иначе, как называя именем маленького труженика: «Магомедова коса (вилы, грабли)», «Дерево Алибека». При этом хорошее изделие служит своего рода семейной реликвией, трудовым памятником, примером трудолюбия, а упоминание имени труженика — одобрением и поощрением.

Опытные воспитатели знают довольно тонкие приемы поощрения: иногда они специально преувеличивают достоинства детей, как бы загодя называют их умельцами. И дети стремятся оправдать высокую оценку воспитателей.

Традиционными и эффективными являются и формы поощрения детей за усердие в труде: закрепление за детьми новорожденных ягнят, козлят, телят, катание их на молотильных досках, на ярме в процессе пахоты, на конях и т. д. Принято поощрять детей предметами первой необходимости: за чистоту, аккуратность — новой одеждой, обувью; за исполнительность, трудовое отличие — различными орудиями труда, музыкальными инструментами, свистульками, игрушками; за успехи в спортивных играх — игровыми предметами, традиционным спортивным снаряжением, национальными шелковыми платками, ягненком, жеребенком и др.

Народная педагогика видит в поощрении большую силу и поэтому рекомендует пользоваться им очень осторожно: «Вовремя сделанное поощрение умножает силы» (лезг.), «Если посадить на молотильные доски, даже заяц смолотит зерно» (дарг.), «Кошку погладишь — хвост поднимает», «Хорошее слово силы придает, а плохое губит» (общедаг.).

Педагогический анализ прогрессивных народных методов стимулирования, осмысление их значимости для современной практики воспитания позволяют сделать следующие выводы:

  1. Большое внимание в процессе воспитания труженики уделяют стимулированию положительного поведения, качеств, знаний и навыков молодого поколения. С этой целью народная педагогика выработала и ввела в практику воспитания такие высокоэффективные методы стимулирования как похвала и поощрение. Посредством этих методов одобряются поступки и действия, подводятся итоги деятельности и поведения детей, внушается уверенность в своих силах и возможностях.
  2. Специфические приемы похвалы и поощрения (похвала малышей, хвала устами канатоходца и клоуна при всем обществе, хвала покойнику; словесные и материальные поощрения) несут большой «заряд» воспитания. По своему содержанию они отражают педагогические интересы тружеников и способны давать ощутимые результаты в практике воспитания подрастающего поколения.

Особую роль в народной педагогике играют методы подведения итогов каждого конкретного этапа воспитания. К тому же, подведение итогов в жизни горского труженика — это обязательный завершающий этап буквально всех видов трудовой деятельности.

Народный опыт располагает многочисленными организационными формами подведения итогов. Например, итоги труда у дагестанцев с давних пор принято подводить на трудовых праздниках; итоги физической закалки—на соревнованиях по национальной борьбе, метанию и толканию камней, скачкам, лазанию, перетягиванию ковра; итоги умственного развития — на годекане, вечерах по отгадыванию загадок, осмыслению пословиц, на сельском сходе при решении важных общественно значимых задач.

Наиболее эффективным методом подведения итогов является испытание. Необходимость в испытании подсказана самой жизнью. «Испытав в езде, покупай коня, испытав коня, покупай седло» (авар.), «Хочешь узнать глубину реки, бросай камень» (лак.), — поучают пословицы. О необходимости испытания разума, мужества, любви к труду, преданности близким, родине и Родине говорится в дагестанских сказках: «Сорок братьев и сорок сестер», «Гугурчи», «Янтарное ожерелье», «Гроздь индийского винограда», «Али-великан» и многих других.

В устном народном творчестве приводится целый комплекс испытаний, свидетельствующих о том, что, напутствуя человека в большую жизнь, доверяя ему семью, хозяйство, судьбу общества и родной земли, народ самым серьезным образом, по-спартански испытывает его. Выдвигая в сказках невероятно суровые испытания (быть в огне и не сгореть, перейти море и не утонуть, бороться со сверхъестественными силами и победить, добыть нечто необычайное и т. д.), трудящиеся тем самым с ранних лет готовят детей к всевозможным трудностям.

Со дня рождения и до полного совершеннолетия человек проходит различные этапы испытания. Прежде всего это испытания, устанавливающие степень совершенства детей, их соответствие общественно значимым требованиям народа к тому или иному возрасту. Это своеобразные промежуточные испытания. К ним относятся: испытание младенцев (умение различать голос матери и отца, реагировать на цвет, музыку, шум, ползать, ходить); испытание малышей (умение аккуратно одеваться, самостоятельно накрывать стол, обслуживать старших, ухаживать за младенцами при отсутствии взрослых); испытание подростков (умение достойно держаться, почитать взрослых, точно выполнять различные нетрудоемкие работы по домашнему и сельскому хозяйству, проявлять добросовестность, усердие, ловкость и выносливость в традиционных играх); испытание юношей и девушек (умение в совершенстве выполнять любую домашнюю и сельскохозяйственную работу, традиционные физические упражнения, точно соблюдать общественные нормы приличия, уважения и гостеприимства).

Необходимость испытания подсказала народным воспитателям многочисленные приемы достижения цели названным методом. Например, для проверки физических способностей воспитуемых включают в игру, в национальную борьбу, в джигитовку, в состязание, берут на работу, на охоту, дают им поручения, требующие выносливости, упорства, стойкости.

Трудовые способности испытывают путем привлечения к общественным работам по уборке урожая, строительству дома, стрижке шерсти, путём испытательного включения их в более опытные коллективы пахарей, косарей, сеятелей, поливальщиков, обрезчиков и т.д.

Умственные способности проверяются путем поручений, требующих от детей и юношей смекалки и находчивости, понимания намеков, загадок. Например, в сказке «Мудрый юноша» для определения умственных способностей юноше дают задания: «Определи, какой у этого коня изъян», «Скажи, почему этот камень весит так много?»

Нравственные качества личности испытывают в повседневной жизни: на годекане, вечерних сходах, в процессе свадеб, торжественных мероприятий. Часто используют такой прием, как неожиданное для подростка или юноши приглашение его в общество старших, аксакалов, женщин, предоставление ему ответного слова на торжествах. Цель таких испытаний — проверка нравственной готовности молодого человека, определение зрелости его суждений; Чтобы получить оценку нравственности своих детей из чужих уст, опытные родители берут их с собой в гости, на работу, в общественные места, где просят джамаат испытать детей различными поручениями, беседами на моральные темы.

Народная педагогика располагает особыми приемами испытания смелости, мужества и бесстрашия: вызвать ночью кого-то из соседнего села, оперативно и в надлежащей одежде выйти на ночной зов о помощи соседа, односельчанина, путника. Например, в дагестанской сказке «Теймыр хан» женщина, переодевшись в мужскую одежду, вызывая ночью одного за другим сельских мужчин, испытывает их мужество. Найдя, наконец, смелого мужчину, она говорит: «Мне многих рекомендовали, и я вызывала их девять

ночей подряд по одному, но они оказывались не мужчинами, потому что выходили в нижнем белье. А ты оказался храбрым, на мой зов вышел одетым и вооруженным».

Довольно придирчиво испытывают дагестанцы искренность и сердечность, чувства дружелюбия, товарищества и взаимоподдержки. «Чтобы познать человека, надо оказаться с ним в трудных, суровых условиях гор», — напоминают мудрые горцы. Расул Гамзатов, перефразируя народную мудрость, отмечает: «Чтобы узнать настоящую цену человека, надо спросить у семерых: у беды, у радости, у женщины, у сабли, у серебра, у бутылки, у самого себя».

Народ знает разные приемы испытания дружбы и передает их из поколения в поколение. Например, в аварской сказке мать советует сыновьям, отправляющимся своими дорогами в мир, выбрать товарища: «Одному сказала: нарочно отстань в пути, а спутнику крикни: подпруга, мол, у коня ослабла, проезжай, догоню. Уедет, не предложит помочь — не товарищ он тебе. Другому сказала: проголодаешься, достань из хурджина лепешку, протяни спутнику, чтобы делил. Возьмет он себе большую часть лепешки, а меньшую отдаст — жаден, не иди с ним…».

Своеобразным приемом испытания чувств любви к родным и близким является в горах обычай одаривать ценным подарком доброго вестника, сообщившего о приезде гостя, о победе близкого, о рождении долгожданного ребенка.

Промежуточные испытания — это своеобразный трамплин к испытаниям на полное совершенство, т.е. к итоговому испытанию. Следуя как бы принципам дидактики: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, они помогают в определенной последовательности прививать детям необходимые знания.

Анализ многочисленных материалов по истории и этнографии, беседы со старожилами, наблюдения за воспитательной деятельностью умудренных жизнью тружеников дают возможность разграничить в народной педагогике итоговые испытания юношей: как сына-защитника; земледельца (пахаря, косаря, садовода…); животновода (чабана, табунщика, пастуха…); ремесленника; охотника; воина; испытание его готовности к семейной жизни и итоговые испытания девушек: как дочери-хозяйки; мастерицы (вязальщицы, портнихи, ткачихи…); доярки; испытание ее готовности к семейной жизни.

Каждое из итоговых испытаний имеет свои приемы достижения цели, предъявляет к человеку особые требования, выполнение которых гарантирует общественное признание испытуемых. Подвергая, например, юношу итоговому испытанию пахаря, общество на практике проверяет, насколько умело он может управлять сохой, правильно вести борозду, рассчитывать необходимую для той или иной земледельческой культуры глубину, равномерно распределять семена при посеве, бороновать, запрягать быков. Учитывается буквально каждое действие юноши, его подвижность, умение ценить время, беречь орудия труда, управлять рабочим скотом, соблюдать безопасность.

Значительные требования предъявляются и к теоретической подготовке молодого человека. От него требуется знать местные сорта пшеницы, ржи, полбы, сроки их сева, прополки, способы отбора и хранения сортовых семян, зерна и т. д.

Совершенно иные испытания проходит юноша при проверке его готовности стать животноводом. Об одном из них рассказывает дагестанская легенда: «Как-то три друга пришли к барановоду, чтобы наняться в чабаны. Тот решил их испытать: предложив попасти овец, насыпал в их обувь песок. К обеду ноги чабанов были в крови. Двое, проклиная хозяина за дурной совет, высыпали песок, вымыли ноги, намотали портянки и продолжили работу. Третий же решил проявить послушание. К концу дня первые двое рассказали хозяину, как было, а третий показал ему свои окровавленные ноги. Хозяин принял на работу тех, которые вернулись с пастбища здоровыми. А третьему сказал: «Тот, кто не бережет себя, не будет беречь и, овец, найди себе другую работу».

Особенно тщательно организовываются в народе испытания-юноши и девушки на готовность к семейной жизни. Например, перед замужеством девушек часто приглашают на общественные мероприятия; давая различные задания, следят, как они вяжут, ткут, шьют, готовят еду, стирают, соблюдают чистоту в доме. Наличие у дагестанцев таких испытаний констатирует и народная сказка «Янтарное ожерелье». Отец решил испытать невесту сына и сказал ему: «Я желаю, чтобы твоя будущая жена приготовила плов для моих воинов… Плов твоя невеста готовить мастерица, — похвалил отец, — теперь пусть соткет такой ковер, чтобы на нем улеглось отдохнуть все моё войско».

Способности невест традиционно изучаются и в ходе предсвадебного ознакомления соседей и сельчан с ее приданым, которое она собственноручно должна приготовить до замужества. У лезгин, например, считается, что хорошая невеста, еще до свадьбы должна готовить подарки для жениха и его родственников: связать несколько пар шерстяных носков, выткать мешки, переметные сумы, сумахи, ковры, сшить кисеты, носовые платки, полотенца. У лакцев «незадолго до свадьбы невесте посылали выкроенный костюм жениха, который она вместе с подругами должна была сшить».

Родители мужа испытывают невестку и после свадьбы. О таком испытании любила вспоминать моя мать Гурипери: «Как-то после свадьбы вызывает меня свекровь и говорит: «Вот тебе, невестка, мешок шерсти и вот чесалка, чтоб до утра шерсть была вычесана». Я, правда, не знала, как чесать шерсть, мать моя умерла рано и некому было меня научить. Но совесть не позволила мне признаться в этом свекрови. Я сидела целую ночь, исцарапала об зубья чесалки свои руки, но научилась. К утру шерсть была вычесана. И какова была моя радость, когда свекровь похвалила меня».

Доброй народной формой испытания трудолюбия, проверки бытовых знаний, хозяйственной жизни, правил межличностного семейного общения является поручение невестке уборки дома после свадьбы (мытье свадебных котлов, посуды, чистка сумахов, ковров), вывод ее на источник, приглашение к родственникам и многое другое.

Испытания юношей имеют свои особенности и не менее трудны. Помимо мужества, стойкости, физического совершенства, готовясь к женитьбе, юноша должен проявить определенные знания и навыки содержания семьи. Испытание юноши и девушки на готовность к семейной жизни является традиционной народной заботой о будущей семье. Семья, сложившаяся путем предварительных испытаний жениха и невесты на трудолюбие, как подтверждает практика, гарантирует прочные отношения между молодыми супругами.

Таким образом, испытание — это обязательный метод подытоживания эффективности ранее примененных методов воспитания. Он оправдан многовековой практикой дагестанских народностей и сегодня с огромной пользой может быть применен при воспитании детей в семье, школе и трудовых коллективах.

Анализ народных методов подведения итогов, осмысление их значимости для современной практики воспитания позволяют сделать следующие выводы:

  1. Методы подведения итогов в народной педагогике — это историческая необходимость в долгом процессе формирования личности. Основываясь на результатах промежуточных и итоговых испытаний, общество умело корректирует свою педагогическую деятельность, находит общественное применение всем способностям человека и резервам воспитания.
  2. Содержащиеся в устном народном творчестве многочисленные приемы испытания человека на зрелость, нравственное, трудовое, физическое совершенство, а также сохранение их в практике умудренных жизнью тружеников, говорят о том, насколько важна роль народного испытания в подготовке жизнестойкого труженика. Народный опыт учит тому, как важно в жизни, да и сегодня, когда наши люди «испытываются» разными общественно-политическими и социально-экономическими недугами, своевременно подводить итоги всех видов деятельности молодого поколения: общественно полезной, учебной, трудовой, экономической, научной и т.д.

 

Шайдабег Мирзоев,

профессор ДГПУ