Педагог, методист, наставник

Нынешний год – юбилейный для Дагестанского научно-исследовательского института педагогики имени А.А. Тахо-Годи (бывшего Института школ). 80 лет – возраст серьезный: время подведения итогов, осмысления сделанного и, конечно, планирования будущего. Созданный в период Великой Отечественной войны Институт школ стал настоящим научно-методическим центром, координирующим основные проблемы этнокультурного образования в республике.

В разные периоды деятельности института в нем работали известные в республике педагоги: П.В. Виноградова, В.М. Криштопа, Ш.Д. Хасбулатов, З.М. Курбанов, М.П. Кропотов, З.З. Бамматов, Н.А. Ахмедов, А.Х. Махарадзе, Н.Я. Судакова, А.Ш. Алиев, М.Р. Раджабов, Г.Ю. Муркелинский, А.А. Моллаев, З.А. Клищенко, Б.Г. Ханмагомедов, Р.Ю. Юсуфов, М.М. Цурмилов, Д.М. Даудов, А.Г. Сагидов, Х.Д. Даибов, И.И. Ханбалаев, К.К. Курбанов, Г.И. Магомедов, М.И. Шурпаева и другие. Научно-педагогическая деятельность каждого из них заслуживает пристального внимания, изучения, восприятия, достойного применения и продолжения на благо нынешних и грядущих поколений. Думаю, так и будет. В настоящей статье нам бы хотелось хотя бы бегло коснуться педагогической деятельности благородной русской женщины, полностью и всецело отдавшей себя образованию и просвещению народов Дагестана Зои Клищенко.

Есть люди, которые с первого взгляда располагают к себе. Я почувствовал это, когда еще в 1979 году впервые переступил порог сектора педагогики Дагестанского НИИ школ имени А.А. Тахо-Годи. Здесь на протяжении более 40 лет работала отличник народного просвещения, заслуженный учитель школ ДАССР и РСФСР Зоя Анатольевна. Всю свою жизнь она посвятила совершенствованию математических и речевых знаний, умений и навыков учащихся дагестанской национальной школы.

Нынче многие ученые затрудняются организовать учебный процесс с учетом социокультурных, этнопсихологических и этнопедагогических особенностей дагестанских учащихся. Зоя Клищенко была не доктор наук и даже не кандидат. Она была старшим научным сотрудником сектора педагогики института. «Не ставила я перед собой задачу, — говорила Зоя Анатольевна – получить ученую степень. Считаю, что она не показатель труда, да и некогда было думать об этом».

Биография Клищенко была непосредственно связана с послевоенной биографией Дагестана, когда и крайне необходимы были хорошо образованные люди. Тогда комсомолка Зоя Клищенко одна из первых педагогов поехала в селение Согратль Гунибского района работать учителем математики.

Ей очень повезло. Она попала в педагогический коллектив, который возглавлял опытный руководитель и замечательный человек – Магомед Махатилов. Согратлинскую школу тогда называли «академией Махатилова». «Магомед Махатилович, — вспоминала Зоя Анатольевна, — был не только прекрасным педагогом, он отлично владел методикой преподавания математики, мастерски сочетая теоретический курс с практической деятельностью учащихся. Вместе с детьми он готовил учебные пособия. Уже тогда наша школа пользовалась самодельными астролябиями, электрическим телеграфом, эклиметром. Мы все старались походить на него».

Вскоре чужое село, обычаи и традиции стали для молодой учительницы своими. Ее стали звать «нижер Зоя» (наша Зоя). Она стала желанной гостей каждой согратлинской семьи. Малограмотным в то время горцам девушка разъясняла решения партии и правительства, обсуждала с молодежью художественные произведения и даже давала хозяйкам советы по домоводству.

Трудолюбие Зои Анатольевны сказалась на ее дальнейшей судьбе. Ей предложили преподавать математику в махачкалинской средней школе №1 имени В.И. Ленина. Одновременно Зое Клищенко поручили разработку программ, тематических планов, учебников и методических пособий по математике для сельских школ Дагестана. Через год Клищенко перевели старшим научным сотрудником в Дагестанский НИИ школ. Многочисленные командировки в горные аулы, изучение состояния преподавания предмета, выявление упущений и недостатков в работе учителей, показательные уроки… Все это впоследствие вылилось в труды, адресованные учителям и учащимся дагестанских школ и подобных национальных школ России.

Сегодня в год 80-летия создания Дагестанского НИИ педагогики можно отметить, что перу исследователя Зои Клищенко принадлежит более 200 печатных авторских листов. По ее работам можно проследить буквально все изменения и сдвиги, происшедшие в последние 50 лет в народном образовании Дагестана.

Ей принадлежат работы: «Преподавание математики по новой программе во втором классе дагестанской национальной школы», «Индивидуальные различия в усвоении математических знаний, умений и навыков младших школьников», «Развитие мышления младших школьников в процессе изучения математики», «Оформление письменных работ по математике», «Система упражнений в курсе арифметики пятого класса», «Пути повышения эффективности уроков арифметики в первом классе дагестанской нерусской школы», «Некоторые вопросы методики преподавания арифметики в начальных классах дагестанской нерусской школы» «Планирование программного материала по курсу математики V-VIII классов», «Разработки уроков арифметики для подготовительного класса дагестанской национальной школы (с русским языком обучения)», «Преподавание математики по новой программе во втором классе дагестанской национальной школы», «Методика преподавания математики на русском языке в третьем классе дагестанской национальной школы», «Индивидуальные различия в усвоении математических знаний, умений и навыков младших школьников» и другие.

Многие из них и даже ее рукописи получили целенаправленное внедрение. Скрупулезно разработанное исследование «Внеклассная работа в начальной школе», став предметом специального курса, уже ряд лет читается на факультете начальных классов Дагестанского государственного педагогического университета.

Человек широкого кругозора, тонкий знаток детской психологии, Зоя Анатольевна является соавтором букваря русского языка для классов с родным языком обучения «Малыш», учебника русского языка для подготовительного класса «Русская речь», полюбившейся детям книги «Говорят орлята».

Зоя Клищенко принимала активное участие в повышении квалификации учителей школ, оказании помощи студенческой молодежи республики. Словом, вся научно-педагогическая деятельность неутомимого педагога-наставника и ученого методиста, умело направленная на поиск и нахождение самых оптимальных средств, форм, методов и оригинальных приемов привития учащимся необходимых знаний, умений и навыков, на решение проблемных вопросов дагестанского народного образования служит ярким примером подражания для нынешних молодых ученых педагогов, учителей и наставников. «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки», — говорят в народе. Так будем же продолжателями педагогического наследия Зои Анатольевны Клищенко, светлое имя которой запечатлено в истории образования народов Дагестана.

 

Шайдабег Мирзоев,

профессор ДГПУ