МУДРОСТЬ НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ

(продолжение, начало в № 25.05.2023 г.)

 

Народная педагогика установила, что по своему развитию, ин­дивидуальным и половозрастным особенностям многие дети не­редко нуждаются в более строгих методах воспитания. В качестве таковых в практике труженика закрепились поручение, требова­ние, внушение, осуждение и наказание.

Поручение как метод воспитания дает детям возможность лично участвовать в повседневной жизни старших; это источник их практических познаний, а также испытаний моральной и фи­зической выдержки под кратковременной «нагрузкой» получен­ного задания. Разовые поручения помогают выявить способности, позволяют воспитателям предусмотрительно закрепить за детьми посильные поручения.

Постоянные поручения по традиции дагестанской семьи дол­жны иметь буквально все взрослые дети. Их дают с учетом пола, возраста и физических способностей. В обязанности девочек и де­вушек входят ежедневная уборка дома и двора, стирка, дойка ко­ров, хождение за водой, уход за малолетними детьми… Мальчики и подростки колют дрова, провожают домашних животных в ста­до, встречают их вечером, поят и кормят домашний скот и т. д.

Постоянные поручения являются своеобразными упражнениями и наилучшим образом способствуют приобретению детьми хозяйст­венного опыта, формированию правильных отношений между чле­нами семьи.

Велико в народной педагогике и значение общественного пору­чения. С ним связана и общественная забота о сознании детей и молодежи и их подготовка к выполнению общественно значимых требований. К выполнению общественных поручений детей гото­вят еще в семье. Считается, что в джамаате, на годекане, в про­цессе труда или игры, несмотря ни на какую занятость, дети обязаны быть готовыми выполнять любые доброжелательные пору­чения взрослых.

Более того, народ считает, что дети должны знать последовательность их выполнения. В народоведческой книге патриарха дагестанской исторической науки Расула Магомедова «По аулам Дагестана» приведен весьма поучительный пример, где один из старожилов вспоми­нает. Будучи мальчиком, он бежал исполнять поручение отца и поэтому отказался выполнить просьбу аксакала, встреченного им по дороге. Отец узнал об этом и наказал сына. Когда мальчик спросил, за что отец его наказывает — ведь он выполнял его по­ручение, отец ответил: «Разве ты не мог сообразить, что этот человек старше меня?». Отсюда, если ребенку дается несколько поручений, то по правилам народной педагогики первым требуется выполнять то, которое дает самый уважаемый и старший член общества, а затем—остальные.

Требования, предъявляемые через метод-поручение, учат детей послушанию, порядку, точности, а самое главное, развивают в них добрые чувства уважения и почитания старших. Народ осуждает случаи, когда ребенок отказывается выполнять разумную прось­бу старшего.

Поручения старших принято выполнять своевремен­но и достойно, потому что — это своего рода признание старшими умений и способностей человека. Поэтому, когда у старших воз­никает необходимость дать поручение детям, в добропорядочных аулах желающих выполнять его поручение бывает всегда достаточно.

Мудрые воспитатели могут преподнести поручение так, чтобы оно воспринималось детьми как поощрение. В первую очередь, его дают тем, кто и ранее отличался высокой исполнительностью, умеет ценить слово старших. Это повышает ответственность за по­рученное дело, поднимает дисциплину человека и «авторитет» поручения как средства воспитания.

Своевременное и качественное выполнение поручений старших создает о детях определенное общественное мнение: «исполнитель­ный ребенок», «вежливый ребенок», «аккуратный ребенок», и наоборот, «неисполнительный», «рассеянный» и т.д. Обществен­ные отзывы помогают семье регулировать домашнее воспитание.

Народная педагогика знает коллективные поручения, даваемые детям и молодежи во время строительства дома, при уборке уро­жая, на праздниках и других общественных мероприятиях. Цель таких поручений — развитие у молодежи чувства коллективизма, сплоченности, взаимопомощи, сообщение им знаний и навыков, необходимых совершенному человеку.

Требование является весьма эффективным методом народной педагогики, который побуждает детей к правильному социально значимому поведению. Воспитание требованием проводится у народа двояко: путем демонстрации перед детьми требовательности к самому себе и путем непосредственного требования к воспитуемым. Высокую требова­тельность к самому себе народные воспитатели демонстрируют детям путем четкой регламентации видов деятельности: регуляр­ного раннего подъема, точного выполнения трудовых операций, ежедневного самоотчета и самоанализа выполненной и предстоя­щей работы и т. д. Добросовестность, усердие взрослых в состя­заниях, играх и труде становятся для детей образцом подража­ния.

Требованию к воспитуемым предшествуют такие методы, как разъяснение, пример, упражнение. Народная педагогика отмечает, что требовать можно лишь от того, кто приучен к делу, кому хоть раз показан образцовый пример требуемого поведения, трудолю­бия, приличия и т. д.: «Не вложив в котел, не вынешь из котла», «Не посеешь, не пожнешь», — предупреждают мудрецы. Считает­ся, что требования, не соответствующие возрасту, умениям и уровню подготовки детей — пустая трата времени, что они нередко ранят их душу, лишают их интереса к работе. Поэтому рекомен­дуется предъявлять только такое требование, которое ребенок может выполнить. Достигнутый результат сам по себе уже стимулирует ребенка, мотивирует его к продолжению работы, к очередному проявлению примерного поведения.

Требования к детям принято предъявлять с ранних лет. «Не знает—научи, научил—поручи, не хочет—требуй», — говорят в народе.

Народ знает различные формы организации разумных требо­ваний к детям, рекомендует не уступать капризам ребенка, не делать ему поблажек, но обязательно считаться с его физическим и душевным состоянием. «Как же иначе, — говорил отец восьме­рых детей из с. Шихикент Сулейман-Стальского района Магомедшериф Гаджиев, — если требовать слепо, проявить безду­шие, непонимание, дети даже самое простое поручение будут вы­полнять из-под-палки, постоянно ожидая понуканий. Криком и при­казом детей не убедишь, к ним нужно подходить ласково, вежливо. Образцовый опыт многодетных семей убеждает, что старшие требуют от детей только возможного, и требования их последовательны и опреде­ленны. Разумные требования организуют детей, делают их пос­лушными и дисциплинированными. В этих случаях слова «Отец сказал. Мать требует…» действуют на них с магической силой.

Народная педагогика советует быть предусмотрительным в требованиях. При гостях требование детям принято предъявлять намеками, особыми, лишь в семье понятными движениями, взг­лядами, жестами. При этом ребенку дают знать, что он—не один, кроме него, в семье еще есть дети, у родителей — свои заботы, неотложные дела. В исключительных случаях требование предъяв­ляют в категорической форме, не допускающей возражений.

Неред­ко требования предъявляются к детям и подросткам экспромтом: например, старшими к нарушителям общественного порядка. На­родная педагогика возлагает большую ответственность на стар­ших, не допускает, чтобы они проходили мимо недостойного пос­тупка человека, особенно младшего, не сделав ему замечания, не подействовав на него соответствующим образом. В этом и заключа­ется исторически заложенная педагогическая функция метода требования.

Значительную роль отводят в народной педагогике воспита­нию детей внушением. Понимание внушения у тружеников созвучно с научным определением И. Г. Шварца, который отме­чает: «Под методом педагогического внушения мы понимаем целенаправленное воздействие воспитателя, адресованное к нео­сознаваемой сфере психики воспитуемого, опирающееся на уста­новку как целостное состояние личности ребенка и порождающее ее стремление активно совершенствовать свои морально-волевые качества».

Народная педагогика располагает различными формами вну­шения, прежде всего словесными. Яркой формой словесных вну­шений выступают народные пословицы и поговорки. Например, обращаясь к лентяю, отлынивающему от труда, говорят: «Нелаю­щий пес похлебки не получит» (дарг.), «Отработав, что полагает­ся, съешь, что причитается» (дарг.). Тому, кто, проявляя неумест­ную смелость, задирает слабых, но пасует перед сильными, вну­шают: «В мышку стрелять мастер, а в льва стрелять не умеешь» (лак.) или «На смирного осла садишься, а резвого боишься» (лезг.). Такие внушения обеспечивают необходимую педагогичес­кую направленность личности.

Эффективность словесного внушения повышают путем срав­нения отрицательных и положительных примеров поведения. «Смот­ри, чем ты занят и чем твои ровесники», «Все полезным делом заняты, а ты…», «Стыдился бы имени своего, когда шел на такое дело», «Твой дед при таких условиях поступал иначе», «В твоем возрасте я занимался тем-то», — внушают ребенку родители, близ­кие и старшие.

Нередко родители и общественность прибегают к демонстративному внушению, т.е. к воздействию на детей путем каких-либо практических действий. Аксакал Алиев вспоминает: «Как-то уехал на заработки мой ровесник А. Прошло пять-семь лет, а он все не возвращается. За это время умерли от голода его старые родители, сельчане помогли сыграть свадьбы его братьев и сестер. Когда через восемь лет он приехал и люди узнали, что ничего ему не мешало заботиться о родителях, братьях и сестрах, что он просто эгоист, то все село отвернулось от него. Его перестали звать в гости, люди стремились не встречаться с ним. При его подходе к годекану прекращали разговор, собравшиеся расходи­лись, не отвечая на его приветствия. В скором времени А. насов­сем уехал из села. Говорят, теперь он вежливый хлебосольный и при встрече с односельчанами с горечью вспоминает совершенные в молодости ошибки». Об этом случае до сих пор помнят не толь­ко в Хнове, но и в окрестных селах Борч, Фия, Гдынк Ахтынского района. О нем рассказывают молодежи на сельских годеканах, в школе на уроках и на внеклассных мероприятиях.

Общественному внушению подвергают, как правило, тех, кто игнорирует требования родителей, мнение старших, не почитает обычаи предков, не ценит общественные памятники и сооружения. К нему прибегают после словесного внушения, если последнее не дает нужного результата. Общественное внушение считается в народе весьма эффективным методом мобилизации сознания тех, кто позволяет себе не считаться с нравственными нормами обще­ственной жизни.

Эффективность словесных и демонстративных внушений на­родная педагогика видит лишь при учете некоторых, испытанных на практике, условий.

Во-первых, опыт народа показывает, для внушения нужен повод. Поводом для внушения считаются, как правило, отклонения детей, подростков и молодежи от традицион­ных моральных норм разумной жизни.

Во-вторых, эффективность внушения зависит от авторитета внушаемого. Если беседовать, разъяснять имеют право многие, то по традиции народа настав­лять, внушать могут лишь почтенные. «У старого быка борозда глубже», — говорят дагестанцы.

В-третьих, весомое значение для эффективности внушения имеют место и обстановка, при которых делают внушение. Цель достигают тогда, когда внушение делают с учетом возраста и индивидуальных особенностей, уважаемые в семье и джамаате родители, аксакалы, на семейном совете, годекане аула, сходе джамаата. Все это говорит о педагогической проду­манности народных приемов внушения.

И сегодня успех воспитания детей очевиден в тех семьях, школах и селах, где наряду с други­ми педагогическими средствами умело применяют испытанные при­емы народного внушения. Словесное и демонстративное внушение позволяет педагогам своевременно предупреждать негативное и поощрять позитивное в поведении.

Эффективным народным методом предупреждения негативных поступков подрастающего поколения является осуждение. В народной педагогике в качестве приемов осуждения встречаются осуждающие взгляды, осуждающие слова и выражения, осуждаю­щие пословицы, поговорки и т. д.

В применении приемов осуждения народ придерживается опреде­ленной последовательности. Учитывает соответствие приема осуждения месту, времени, возрасту и правилам приличия. Например, осуждающие взгляды, жесты применяются к детям, главным обра­зом, при гостях, при чужих, на годекане, улице и т. д. Словесное осуждение считается эффективным в кругу семьи, при близких, или наедине с ребенком.

Мать-героиня М.Ахмедова рассказывает: «Моему Ахмеду шесть лет, однажды прибежал он домой с ревом и жалобами. Побил его соседский мальчик за то, что сын вытащил из гнезда птенчика. Выслушала я его и говорю: «Ты получил по­делом и еще получишь, если будешь реветь и бегать жаловаться». Понял меня сын, и я не помню после этого случая, чтобы Ахмед обидел беззащитных и маленьких. А глядя на него, никогда не сделают плохого младшие Махмуд и Гюльахмед».

Разумное осуждение практикуется и в джамаате. Обществен­ному словесному осуждению подвергают детей, подростков и юношей только в кругу односельчан, а если на годекане присутст­вует гость, чужой, то детские стремления к дурному поступку пресекают проницательными взглядами, жестами.

Народное осуждение принимает форму намека, иронии в песнях, высмеивающих пустословов, лентяев и хвастунов. Ярким примером осуждения отрицательных качеств юноши является аварская песня «Ну и парень».

 

Ну и парень, Смех и грех.

Ты — посмешище Для всех.

Если встретишься с джигитом,

Сходен ты с котом побитым

Встретится тебе Герой,

Ты как мышь перед горой.

Только в споре с хилой бабой

Ты могучий, а не слабый.

Если пред тобой калека,

Ты похож на человека.

 

Каждый проступок детей, молодежи, взрослых, бросающий тень на честь семьи, рода и аула, осуждается в горах семьей и джамаатом. Например, мы зафиксировали весьма типичную в го­рах картину: аксакал Узден, узнав, что его сын обманул уважае­мого в селе учителя Бедуллаха, пригласил сына, посадил возле себя и спокойно сказал: «Нас, Мустафаевых, много, но до сих пор ни один человек с этой фамилией не опозорил ее. А ты сделал это! Ты забыл о матери и отце, о брате и сестре… Если в твоих жилах есть хотя бы капля Мустафаевой крови,—найди мужество, признай­ся во всем и извинись».

Суровое, но заслуженное осуждение матерью-горянкой трус­ливого поведения сына дано в горской легенде «Беглец».

Семьи, где родители, сочетая строгость и справедливость пред­ков, своевременно пресекают и осуждают негативное поведение детей, поддерживают разумный порядок, всегда находятся на хо­рошем счету во всех аулах, селениях, районах и городах нашей многонациональной республики. Считается, что образцовым воспитанием своих детей такие семьи облегчают педагогический труд, как сельского джамаата, так и педагогических коллективов.

Весомое значение придает народная педагогика общественному осуждению. В образцовых аулах следует только услышать о не­достойном поведении кого-нибудь из членов джамаата, как акса­калы стекаются на годекан, выясняют причину случившегося, сообща думают, как справедливее решить проблему. В большин­стве случаев приглашают или приводят на годекан и самого ви­новника, его семью, и, отделив их от джамаата, ставят в извест­ность о том, чем «отличился» их род и кто в этом виновен. Осуж­дение, порицание джамаата действует не только на провинившегося, но и служит предостережением для остальных. В семьях, аулах, где удается своевременно применить приемы осуждения, не возникает надобности в применении наказания.

В педагогической практике народа нередко применяют и такой метод принуждения, как наказание. При использовании его воспитатели больше обращаются к сознанию и совести ребенка: «Плохое сделаешь, плохое увидишь». Съедает ребенок оставлен­ное брату лакомство, в следующий раз при раздаче сладостей его самого обделяют. Причинил (сознательно) младенцу боль—в та­кой же мере делали и ему больно. Разбивает ребенок намеренно свою глиняную миску— есть дают ему после всех. При этом де­тям разъясняют необходимость предпринимаемого наказания.

Народный поэт Дагестана Расул Гамзатов вспоминает: «Помню, как в детстве отец крепко наказал меня за ложь. «Это страшный сорняк на поле твоей души, — говорил он.— Если его вовремя не вырвать с корнем, он заполнит все поле так, что негде будет прорасти доброму семени».

У народа мы находим наказания, сходные с теми, которые отмечал еще В.Г. Белинский: «Суровый взгляд, холодно вежливое обращение, косвенный упрек, деликатный намек, и уже много-мно­го, если отказ в прогулке с собою, в участии слушать повесть или сказку, которую будет читать или рассказывать отец или мать, наконец, арест в комнате — вот наказания, которые, будучи упот­реблены соразмерно с виною, произведут и сознание, и раскаяние, и слезы, и исправление».

Народные наказания вытекают обычно из характера поступка: порвал новые чарыки — зашей, плохо выполнил работу — переделай. Такие наказания преследуют две основные цели: с раннего детства предостеречь детей от отрицательных поступков и закре­пить положительные.

Народная педагогика имеет свои взгляды и на физическое на­казание. Анализ произведений устного народного творчества пока­зывает, что в них не встретишь одобрения физическим наказаниям.

Но из бесед со старожилами Дагестана выясняется, что в воспита­нии иногда используют физическое наказание. Расул Гамзатов продолжает рассказ: «Отец спокойно, основательно прикрутил ме­ня к стулу, тихонько стукнул по лбу и показал на бумагу: — Все, что там, перенеси сюда!».

Народная педагогика требует, чтобы предпринимаемое наказание было соразмерно с виною, справедливым в глазах ребенка и выбрано с учетом каждого отдельного индивида. Констатируя такое требование, народные пословицы гласят: «Прежде, чем ударить кнутом, посмотри на коня», «Хорошему коню достаточно одного взмаха кнута» (лак.), «Осел не поймет, пока ушам больно не станет» (дарг.).

Но чаще всего считается, что воспитывать детей нужно любовью, заботой, человеческим отношением. На вопрос «Били Вы, Меджид-халу, когда-нибудь своих детей?» отец пятерых сыновей, 80-летний аксакал М.Гусейнов, воспитавший трех будущих докторов наук, ответил: «Ни разу не бил, — строго сказал он и сжал в щепоть тонкие длинные пальцы, чтобы по­казать крошечную детскую душу. — Когда бьешь ребенка, его тело привыкает к ударам, а душа злится. Нельзя бить одного, чтобы другие не повторяли. Дети в душе всегда за детей. Они после этого тебя будут только бояться. А потом, что скажет сосед, если у тебя во дворе плачет ребенок». Слова мудрого аксакала тесно перекликаются с народными изречениями, которые гласят: «Если обидеть — и муравей кусается», «Если есть ячмень, коню не нужна ногайка» (дарг.).

Из вышесказанного следует, что по опыту народа наказание — это метод вспомогательный. Уважающие себя и детей воспитате­ли прибегают к нему только после осуждения, когда уже без наказания нельзя обойтись, и если оно гарантирует положительный результат.

Таким образом, анализ прогрессивного народного опыта использования методов принуждения, осмысление их значимости для современной практики воспитания позволяют отметить, что именно повседневная забота о воспитания детей с учетом их индивидуальных особенностей и половозрастных различий, желание скорее поднять развитие детей до уровня совершенного человека, привели в народную педагогику более строгие методы воспитания, какими являются поручение, требование, внушение, осуждение и наказание. По характеру приемов методы принуждения отражают специфические особенности воспитания детей по принципам народной педагогики Дагестана.

Народные методы принуждения, используемые соразмерно с потребностями воспитания детей в семье, школе и по месту жи­тельства, способствуют эффективному формированию морально-этического облика настоящего человека, труженика, общественника, гуманиста и патриота своей семьи, своего рода, народа, способного к социально-экономическому и общественно-политическому благополучию своей республики и всей страны.

(продолжение следует)

 

Шайдабег Мирзоев,

профессор ДГПУ