Перед презентацией книги моего учителя Исы Исаевича Омарова «Куппа — очаг мой родной», я побывал на вершине горы «Тlалкьу», что орлом парит над моим аулом Куппа, захотелось подняться в горы. Солнце стояло на закате. До захода солнца добраться и вдохнуть ветер высоких гор. Карабкаясь меж скал и притропиночных трав, которые отдавали чудесным ароматом, я, соревнуясь с закатом, шёл на вершину. Удивительные чувства, прилив энергии, эйфорию испытываешь, когда преодолеваешь подъём. Пот начинает выступать на лбу, дыхание становиться глубоким и учащённым, вдыхая ароматы цветов и сосен, можжевельника и трав. Сердце бьётся будто не в груди, а по груди-тут-тук-тук.
И вот, с последними лучами солнца, карабкаюсь, взбираясь на утёс, который манил меня, как любовь. Упал на траву и вдохнул вольную свежесть.
Не знаю, сколько пролежал, но, когда проснулся, звезды мигали мне, а внизу под горой им вторили огоньки аульских фонарей. Мной овладело желание поговорить с природой.
Я спросил: «Что скажешь, мой Кавказ? посвяти и меня в свою мудрость». Вдруг в темноте среди сосен что-то шевельнулось и тихо склонилось надо мной.
Мне горы сказали «что хочешь проси
Дадим тебе все, о чём мечтаешь»
Я бы хотел, как у друга Исы
Доброты, что не растает.
Вершиной крутою склонился ко мне
Мой сокол — седой Дагестан
И тихо сказал в полуночной тьме:
«Сначала в очередь стань!»
Вся моя суть, вся моя плоть впитались советом моего мудреца Дагестана, седого Кавказа.
И я внял мудрости моих гор, — «много мне ещё набираться и доброты, и мудрости, терпения и трудолюбия, чтобы заслужить дары моих гор, как Иса». И тогда я крикнул вслед уходящему призраку во всё горло, чтоб услышал мой Дагестан:
Нет у меня орденов и медалей,
Что на вершины твои приколю.
Твой характер из камня и стали.
Я потомкам своим подарю.
Горянка моя! Мой ангел на свете,
Как могу я тебя не хвалить.
Ты символ чести, ты рай на планете.
Я готов весь мир подарить.
Политики ООНа! Советы!
Не вы ли должны быть в ответе?!
Что на нашей прекрасной планете
Страдают невинные дети?!
Не могут болтуны, политики эти
Даже на пленарном совете
Мир воцарить на нашей планете,
Как горянка — мой ангел на свете.
Взмах платка в священном полёте.
Джигиты стали как дети,
Блеск кинжалов в ножны одеты
Не нужны никакие Советы.
Яркими представителями нашего дагестанского общества всегда были, есть и будут те, кто поднимают не материальные ценности, не те, кто строит высокие дома и богатые хоромы, а те, кто воздвигают замки в сердцах своего народа.
Язык и культура, история и традиции даргинского народа, пословицы, поговорки — всё устное народное творчество цудахарцев — вот фундаменты твоих хоромов.
Они были, есть с народом и умрут вместе с ним. Погибнут языки, погибнет кавказский народ, уйдёт в забвение некогда гордый, достойный, непокорный горный край.
Чахнет болеет и стонет мой горный край.
Вместе с тобой болею, в печали и я, мой бесценный аул Куппа.
Если расцветаешь ты, то в цветах и на праздниках я.
Чтоб не болели, не чахли мы, есть у нас врачи, такие как Иса.
Твоя любовь к фольклору горного края — это факел. Этот факел любви раздул ты и в наших сердцах, и горит бабушкин очаг в твоей книге «Куппа-очаг мой родной». Красивой жизнью живёшь ты, наш старший брат. Растёшь и цветёшь! Цветёшь и маячишь на горизонте и нас за собой увлекаешь. Твои года — твоё богатство. Вместе с тобой растёт твоё добро и мудрость, ярче пламя твоего очага, выше твои горизонты, шире обзор и пространство.
Растёшь с детьми, внуками и правнуками, богатеешь друзьями, читателями и почитателями. Богат ты, мой народ, коли у тебя такие сыны.
Кто сказал, что беден Кавказ,
Тот на Кавказе не был ни раз.
А кто был и видел хоть раз,
Не забудет Кавказа прикрас.
Богатство любого из нас
Это, сколько чести у нас.
Совестью не торгует Кавказ.
Мой народ, ты — прекрасный алмаз.
Мой учитель! Ты памятник себе воздвиг.
По разным тропам из разных уголков нашей большой страны и из-за границ тянутся к твоему музею любители, знатоки, ценители духовных скрепов твоего народа.
Ты сегодня стал визитной карточкой, через своё детище, через музей.
Это бренд села, района и республики,
Это лицо нашего края в камнях,
Это лицо нашего народа с каменными характерами, железными нервами, глубокими корнями, славной историей своих бесценных отцов и матерей.
Яркие слова великого русского поэта и я повторю: «к тебе не зарастёт народная тропа».
Я слышал, что лучше гор могут быть только горы. Но я бы сказал моему брату Кавказу: Зачем мне вершины твои, если нет таких сыновей? Кому покажешь красоты свои без прекрасных твоих дочерей?
Иса! О тебе, о моём отце, о каждом вольном аксакале и твоей супруге, моей матери и о светлой прекрасной горянке, об учителях, друзьях, о всех добряках, мужественных и мудрых горцах и наших спутницах-горянках могу говорить сутками, но всё равно не выскажусь.
Иса! Вижу много наград у тебя на груди, но самая главная твоя награда не с тобой, она в наших сердцах — наше уважение, почёт и стремление быть похожими на тебя. Любовь твоя к народу передалась и нам и разжигает огни в аульских очагах. Вот она твоя награда высшей пробы — память, почёт, уважение и любовь потомков. Столетнего юбилея тебе. Приведу несколько строк из поэмы:
«Учителю, другу и наставнику».
Цудахарский воин вечный!
Вольных обществ аксакал!
Пожелаем, чтобы встречи
Ты с друзьями отмечал.
Друг, наставник и учитель!
Пусть над саклею твоей
Ангел кружится — хранитель.
Бережёт твоих детей!
Лет до ста расти без кашель
С твоей верною женой.
С каждым годом будьте краше
Как аул в цветах весной.
Я стихом своим бесславным
Презентую твой «…очаг…»
Цудахар очаг наш славный!
И наш бабушкин очаг!
Ты раздул очаг Куппинский
И прославил наш аул.
Вечный памятник даргинский.
Угольки отцов раздул.
Джалалутин Абдулазизов,
руководитель Центра «Цудахария»