Народ начинается с истории

Освоенное и усвоенное прошлое, т.е. историческое самосознание является символом, основой нашей современной национальной идентичности.

В день народного единства 4 ноября 2022 г. в своем выступлении в Центральном выставочном зале «Манеж» перед историками и представителями традиционных религий России Президент Владимир Путин подчеркнул о возросшем значении преподавания истории в вузах и школах. Он сказал: «Для государства, власти, общества, граждан крайне важны объективные, полные знания о нашем прошлом: и далеком прошлом, и близком, недавнем. Все здесь имеет значение, особенно сегодня, а значит, растет запрос и на работу высокопрофессиональных историков, ученых, вузовских преподавателей, школьных учителей».

Владимир Владимирович обратил внимание историков и на то, что помимо фундаментальных научных трудов важно популяризировать исторические знания, отметив: «Ведь отечественная история, культура – это база национальной идентичности, нашего менталитета, традиционных ценностей, воспитания подрастающих поколений и, что крайне важно, основа российской государственности». Поэтому гораздо более важным считается преподавание истории Дагестана в школе и вузе. Это дает еще один повод уважать, любить свою родину. Как писал создатель «Истории государства Великого» Николай Карамзин «историк должен ликовать и горевать со своим народом. Через интерес к истории усилить также преподавание родных языков». Надо сказать, что люди даже могут забыть родной язык, но корни свои запомнят благодаря знанию истории края. Поэтому, чтобы знать историю важно ее изучение, какая она была и есть. Главное – преподавать родную историю основательно в школах, в средних специальных, высших учебных заведениях. А для этого необходимо создание доступных, увлекательных учебников, учебно-методических и наглядных пособий. Должны быть написаны и изданы альтернативные учебники с привлечением преподавателей вузов и ученых.

В преподавании истории Дагестана следует сочетать формационный и цивилизационный подходы. Это позволит показать глубину и многомерность исторического процесса. Как в истории мира, истории страны, так и Дагестана, эти подходы не должны ни противостовляться, ни взаимозаменяться. Что такое мировая цивилизация, и какое место занимает история Дагестана в этой единой мировой цивилизации? Это должно быть осмыслено на широком историческом материале. В то же время необходимо выяснить комплекс вопросов: раскрыть историю Дагестана с древнейших времен до сегодняшнего дня; особый путь развития края; духовные истоки нравственности и т.д. Школьник ощущает мир через свое близкое, ближайшее окружение, свою народность, свою семью. Этот уровень восприятия мира мы должны чувствовать и воспитывать у школьника высокие качества не абстрактно, в масштабах больших территорий, а через доступное восприятию, через повседневное видение окружающего и его истории: территория, язык, одежда, семья. Учитель должен говорить о вкладе каждого народа в мировую цивилизацию. Каждый народ имеет самоценность в истории. С этих позиций нет больших и малых народов, нет отсталых и передовых народов. Каждый народ вносит свой вклад, который обусловлен его традициями, его укладом, его местоположением и т.д. Следует подчеркнуть взаимосвязь в мире, сказать о том, что мир может существовать только через обмен: культурный, материальный, духовный и т.д. Поэтому тема «Великого шелкового пути» — это не только тема торговли, но и тема общения между цивилизациями. Поход Петра I – это не только завоевание, но и связи народов Дагестана и России. Российская империя – это не только угнетение, но и экономическое и культурное развитие Дагестана. Отсюда вывод: целое должно состоять из частного, чтобы ученик, студент умел общее воспринять через частное и в то же время частное осмыслить как целое.

Важно преодолеть односторонний подход к изучению истории дагестанских народов. Для этого необходимо значительно расширить источниковую базу и критически переосмыслить ранее господствовавшие в исторической литературе, а ныне устаревшие взгляды, стереотипы и концепции.

В основу изложения истории Дагестана должно лечь стремление дать комплексную характеристику главных историко-комплексных процессов в Дагестане, магистральную линию многовекового развития дагестанских народов, выявить то общее, что было присуще народам, населяющим край, и вместе с тем показать особенное и единичное, самобытное и неповторимое в их истории и культуре, которые являются составной частью мировой истории и культуры.

Слабо освещены в литературе и в школьных учебниках темы по древней истории Дагестана: о происхождении дагестанских народов, периоде, связанном с вхождением Дагестана в Кавказскую Албанию, и др.

Исторически дагестанские народы всегда тяготели к Востоку. Связи с восточными странами были многогранными. Учащиеся школ и студенты вузов должны знать и о разносторонних связях дагестанских народов с народами Закавказья и Северного Кавказа. Народы Дагестана поддерживали торгово-экономические, политические и культурные взаимоотношения с чеченцами, ингушами, кабардинцами, грузинами, азербайджанцами, армянами и другими народами. Надо объективно говорить и о роли России в исторических судьбах народов Дагестана. Будучи евразийским государством не только в силу своего географического положения, но и потому, что она синтезировала в своем развитии элементы западной и восточной цивилизаций, Россия с давних времен являлась для многих дагестанских владетелей фактором политической стабильности. Не надо приукрашивать историю взаимоотношений феодальных владений Дагестана с Россией.      Современный подход к изучению истории Дагестана требует серьезного переосмысления взаимодействия, взаимопереплетения, взаимопроникновения и взаимосвязи объективных и субъективных факторов. Конечно, историко-культурный процесс нельзя сводить только к характеристике отдельных личностей, в нем участвовавших, пусть и выдающихся. Но неверно и недооценивать их роль в истории.

Значительное место в учебном процессе занимает освещение роли мусульманской религии в истории Дагестана. Религия не только питала духовно-нравственные истоки, но и сформировала во многом образ жизни дагестанских народов. Эта проблема долгое время замалчивалась, либо трактовалась извращенно. Между тем религия всегда занимала важное место в жизни дагестанского общества, влияя на его нравственное состояние, на социальную психологию всех слоев населения. Разносторонний и объективный показ положения религии и ее роль в истории дагестанских народов – одна из важных задач.

У дагестанских народов немало деятелей науки, культуры, о которых почти ничего не знают не только школьники, студенты, но и остальные слои населения. Нельзя преувеличивать историческую роль одних личностей и в то же время уменьшать других, а то и вовсе оставлять явления, факты, людей за бортом книг и статей.

В публицистике, в общественном мнении и отчасти в научной и учебной литературе существуют два полярных взгляда на историю советского периода. Одни полностью зачеркивают семьдесят лет нашей истории, считая их «ошибочным» вариантом развития, другие утверждают, что мы как раз сегодня теряем самое главное в своей истории – идею строительства коммунизма. Таким подходом мы автоматически исключаем себя из общего исторического процесса. Нельзя поддерживать тех, кто считает, что «совершенно неправильно учили истории». Подобное утверждение можно объяснить лишь незнанием дела, распространившимся у нас своеобразным мазохизмом, не допускающим, чтобы у нас было что-нибудь хорошее. Нынешний кризис будет преодолен. Надо оценить произошедшее. Крайне важно развернуть разработку теоретических и методологических вопросов с целью создания новых теорий общественного развития, применимых в историческом исследовании. Необходимыми условиями успешного изучения истории Дагестана является окончательное открытие архивов, более тесное сотрудничество с зарубежными специалистами, овладение новыми методами, подходами к темам. Первоочередная задача заключается в создании новых учебников и программ, отвечающих современному уровню. Смена исторических оценок не должна быть чисто конъюнктурной; необходимо, чтобы она опиралась на новые исследования. К сожалению, сейчас это условие не всегда соблюдается.

Важно объяснить школьникам и студентам характер, масштаб большого скачка, который совершило общество в 30-50 гг. XX века. На этом отрезке времени Дагестан стал аграрно-индустриальной республикой. В то же время нам важно понять, какие последствия имел этот рывок для духовной жизни, культуры, демократии и т.д.

При объяснении учебного материала главная трудность состоит в том, чтобы уйти от традиционной одномерности, которая закреплялась концепциями дружбы народов, складывания советского народа как новой исторической общности. Надо объяснить и то ценное, что рождено народом. Верные традициям добрососедства дагестанские народы за годы советской власти сохранили дружбу. В процессе преподавания истории Дагестана необходимо отметить, что сближению народов способствовали само время и жизнь. Веками народы Дагестана жили по соседству. Необходимость самовыживания заставляла их мириться с соседями, терпимо относиться к ним, их обычаям и традициям. Они знали, что конфликты и столкновения несли только страдания и лишения. Интересы дагестанских народов требовали, чтобы между ними царили мир и спокойствие. Если народы Дагестана дали бы восторжествовать вражде и противостоянию, то просто бы исчезли с лица земли. И то, что они сохранили себя, убедительнее всего говорит о мудрости, которая указала им единственный путь взаимного существования, — дружба, согласие, мир. Именно установление добрососедства помогло народам избежать трагедии самоуничтожения.

Доверие между людьми, дружба народов Дагестана были и есть величайшее богатство. И в дальнейшем народы Дагестана должны жить в мире и согласии.

Учителям и преподавателям истории Дагестана необходимо глубокое знание истории края, вместе с учащимися важно организовать поисково-исследовательскую работу по изучению местной истории; возбудить интерес учащихся к семейным архивам, преданиям, легендам, любовь к родной истории.

 

Магомед Гасанов,

профессор