Из серии рассказов «Я, Рашид и Вася»
Бытует мнение, что под утро, особенно в воскресенье, людям снятся радужные реалистичные сны. Насчет радужности сомневаюсь, а что касается реалистичности, то согласен полностью. Вот прошлой ночью я спал урывками, просыпался от мнимого стука в дверь, что предвещало или ошеломляющее известие, или появление непрошенного гостя. Так и случилось! Утром раздался стук в дверь, переходящий в глухие удары. Так могла стучать только комендантша общежития Клавдия Петровна. Она страдала манией, что студенты только тем и занимаются, что пьянствуют и приводят баб для утех, поэтому устраивала внезапные проверки на моральную устойчивость. Залетев как вихрь, она одной рукой прижала зазевавшегося Васю к стенке, а второй распахнула дверь шкафа. Не найдя ничего подозрительного, недовольно уставилась на Рашида:
— Чего рот разинул? Бегом в ленкомнату, там тебя декан дожидается.
Вернулся Рашид с озабоченным видом, засунул что-то в карман и заспешил обратно.
— Куда разогнался? – спросил я.- Зачем понадобился декану, тем более в воскресенье?
Рашид растерянно пожал плечами:
— Не знаю, сам не разобрался… Приду-расскажу, — бросил он на ходу и скрылся за дверью.
— Не нравится мне все это, — задумчиво проворчал Вася, подперев щеку ладонью. — Как бы чего не вышло.
***
Накануне Валерий Николаевич, сидя на конференции ректоров, тщетно пытался одолеть сон, сосредоточив внимание на пылинках в луче света, танцующих и закручивающихся словно протуберанцы на солнце. Увы, уловка не помогала – прилипчивая дрема возвращалась снова и снова, затуманивая сознание. Хорошо, что сидящий рядом Вадим Михайлович периодически тыкал его в бок, возвращая к реальности. Виной дремоты была не только хроническая усталость и недосып, но и монотонный доклад на тему «Повышение эффективности работы ВУЗов за счет внедрения тестовых технологий». Дослушать докладчика, несмотря на ухищрения, ректору так и не удалось- голова безвольно упала на грудь, он предался Морфею. Встрепенулся от шума аплодисментов и с облегчением понял, что конференция завершилась.
Обладая богатым опытом преподавания, ректор был категорически против подмены прямого общения учителя с учащимся бездушным тестированием на электронных экзаменаторах. Он был убежден, что при тестировании теряется возможность проверки культуры речи студента, сужается содержание учебного предмета, снижается квалификация преподавателя.
Очутившись на свежем воздухе, Вадим Михайлович дружески обнял коллегу за плечи и подтрунил:
— Ну ты даешь, братец, чуть было не захрапел басом как мой кот Персей! Тебе что, доклад не понравился?
Валерий Николаевич досадливо отмахнулся.
— Да ерунда все это, машина никогда не заменит человека! Во всяком случае в обозримом будущем.
— Какой же ты дремучий! Хоть и возглавляешь технический институт, не можешь понять, что преимущества машинного тестирования очевидны: это объективность и независимость контроля знаний, высокая разрешающая способность и точность оценки, оперативность контроля большого количества студентов, ну и все такое! Теперь мне понятно, почему показатели вашего вуза ниже нашего медицинского, — поддел Вадим Михайлович.
Валерий Николаевич пренебрег иронией. Они дружили с детства. Жили в одном доме, вместе гоняли мяч на пустыре, воровали яблоки, лечили гланды сосульками, делились самым сокровенным. Бывало, в пылу спора наставляли друг другу синяков, но тут же мирились.
Ну, и слава богу, я рад за тебя! – добродушно улыбнулся он. -Только мы не гоняемся за рейтингом, а стараемся развить у студентов аналитический склад ума, способность к изысканию, к достижению поставленной цели в экстремальных ситуациях, постижению тонкостей профессии. И все это, — подчеркнул он лукаво, — не прибегая к зубрежке!
Вадим Михайлович сузил зрачки:
— Валера, хочешь сказать, что твои студенты сплошь головастики, а мои тупые как пробка?!- внезапно разозлился он.
— Я этого не говорил, только знания мы с тобой измеряем в разных единицах. Один в килограммах, другой в вольтах.
— Так давай измерим в одних и тех же единицах! Там и выяснится, чей студент умнее.
— Каким образом?
— Устроим состязание на электронных экзаменаторах на знание своей специальности! Слабо?
Валерий Николаевич закрыл глаза и задумчиво пощипал переносицу.
— Добро, только судить о умственном багаже по одному критерию неправильно, – заметил он. — Давай договоримся так: если проиграешь — передашь нам электронный микроскоп. Для изучения анатомии лягушек он вам не нужен, а нам крайне необходим при формировании топологии интегральной схемы.
— По рукам! А если обыграю я, отдашь свои электронные экзаменаторы. Как я понял, вам они ни к чему.
На том и порешили.
***
Коротая время в ожидании результатов тестирования, Валерий Николаевич, смакуя кофе, окинул взглядом кабинет коллеги и наткнулся на книжный шкаф с многотомником «Библиотека приключений».
— Увлекаешься чтением фантастики? — поинтересовался он, кивнув головой на сборник.
— Увы! К концу рабочего дня на это не остается ни сил, ни времени. Если и удается выкроить часок — посвящаю внукам. Знаешь, что отколол мой семилетний баловень, когда спросил, что ему запомнилось из поездки в Москву? Сказал — Красная площадь. Спрашиваю: а в мавзолей ходил, Ленина видел? Конечно видел, — не моргнув глазом, ответил он. Представляешь, какой врун растет?!
— Представляю, — расхохотался Валерий Николаевич. — Весь в деда! Забыл, что это с твоей легкой руки в школе прижилась игра «Честное вранье»? А вот моя внучка ….
Продолжить беседу не удалось. Заглянул лаборант и жестом попросил Вадима Михайловича выйти.
Вернулся оттуда сам не свой, схватившись скрюченными пальцами за сердце и повторяя «Не понимаю! Этого не может быть! Абсурд какой то!».
Увидев друга в состоянии нервного возбуждения, Валерий Николаевич перепугался не на шутку:
— Вадим, тебе плохо? Может скорую вызвать? Что стряслось?
— Вот именно-стряслось! – простонал он, лихорадочно протирая носовым платком стекла очков. — Мой ответил на 8 вопросов из десяти, а твой на все!
— Фу-у! — облегченно выдохнул Валерий Николаевич. — Ну ты и паникер! Нашел от чего расстраиваться. У вас ведь тоже приличный результат!
Но тот словно не слышал собеседника:
— Вполне объяснимо, когда молодой человек знает, что оплодотворение – процесс соединения мужской и женской половых клеток, а матка имеет форму треугольника. Но, хоть убей, не могу понять, откуда он знает, что признак Горвица – Гегара — это появление размягчения в области перешейка, а признак Пискачека — это выбухание одного из углов матки? Может вы мне разъясните, господин ректор?!- съязвил он, перейдя на «вы».
— Постараюсь, только успокойся. Полагаю, что это твоя заслуга: сумел создать в институте опережающую среду обучения, благодаря чему твой студент обошел однокурсников в знаниях. Уверен, что из него получится классный специалист.
— Дурья твоя башка! — воскликнул Вадим Михайлович, постучав костяшками пальцев по своей голове – Ты так и не понял, что речь идет не о моем студенте, а о твоем!
У Валерия Николаевича от шока отвисла челюсть.
— Объясни толково, при чем тут он?
— При том, дорогуша, что наш лаборант по ошибке оба экзаменатора загрузил одинаковыми тестами. Вот я и спрашиваю: откуда твой технарь знает тонкости акушерства и гинекологии?!
— Дык ведь…- в замешательстве пробурчал Валерий Николаевич и замолчал, не зная, что ответить.
Утром он позвонил декану.
— Михаил Петрович, скажите пожалуйста, вы вчера говорили студенту, на каком экзаменаторе пройдет тест?
— Да, даже предупредил, что ему, как отличнику учебы, выпала особая честь защитить престиж института.
— У нас есть такие же машины?
— Есть, и не только такие. Весь склад забит ими. Наши архаровцы элементарно декодируют их, превращая в бесполезную груду железа. На днях вот у одного такого изобретателя изъял «шайтан-ключ», при помощи которого незаметно переключал экзаменатор из режима «Тестирование» в режим «Обучение». При этом на табло высвечивались номера правильных ответов.
— Ах, вон оно что! — приятно удивился ректор. — Гениально! Постарайтесь сегодня же передать этот хлам мединституту.
— Валерий Николаевич, ну почему хлам? — обиделся декан — Они же новые!
— Пожалуйста, делайте что попросил! Потом объясню. От них привезите электронный микроскоп. А за смышлёного студента вам особая благодарность. Что ни говори, правильная у нас с вами методика обучения, Михаил Петрович. Правильная!
Тем же вечером Рашид снисходительно бросил на стол путевки в санаторий-профилакторий. Заметив недоумение на наших лицах, добавил:
— За знание «женской топологии»! Учиться надо, учиться!
Нусрет Саркаров