Без языка нет народа

21 ноября 2022 года в Академии «Каспий» прошел семинар «Особенности преподавания и изучения родных языков в Республике Дагестан» для учителей родного языка г. Махачкалы. Семинар был посвящен памяти заслуженного деятеля науки РСФСР и ДАССР, доктору филологических наук Унейзат Азизовны Мейлановой. С приветственным словом к собравшимся обратился завотделом Министерства по национальной политике и делам религий РД Александр Гаджиев. Со вступительным словом выступил ректор Академии «Каспий», доктор экономических наук, профессор Магомед Абакаров. Он отметил, что семинар проходит в рамках инициированной Академией «Каспий» в начале года программы «Педагогическое наследие Дагестана». Магомед Идрисович подчеркнул, что сегодня на законодательном уровне закреплены положения поручения Президента страны по установлению правовых гарантий реализации конституционного права гражданина на пользование родным языком, свободный выбор языка обучения и воспитания, – касаемо образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Академия «Каспий» будет продолжать работу по развитию и поддержанию перспективных проектов в деле сохранения родных языков. В конце Абакаров пожелал участникам семинара успешной работы.

Выступившие спикеры – проректор ДГПУ Руслан Гереев, директор Центра изучения родных языков Марина Гасанова, директор Межвузовского центра по разработке новых методологических подходов к формированию культуры межнационального общения, Загидат Гасанова, заслуженный деятель искусств РФ, профессор ДГПУ Хан Баширов, научные сотрудники сектора родных языков Дагестанского НИИ педагогики им. Тахо-Годи Светлана Мутаева и Жаклина Мейланова, главный специалист Управления образования г.Махачкалы Рукият Абакаргаджиева, главный редактор газеты «Зори Табасарана» Гюлахмед Маллалиев и другие говорили: о состоянии преподавания родных языков и литератур в образовательных организациях городских и сельских школ, основных проблемах, тенденциях и перспективах обучения родным языкам и литературам на всех этапах непрерывного образования в соответствии с ФГОС; сопоставлении преподавания русского и родного языков в школьной практике; роли региональных национально-культурных автономий и других институтов гражданского общества в деле популяризации родных языков; языковой политике университетского образования в условиях полиэтнической среды; гармоничном развитии национально-русского двуязычия; необходимости введения изучения родных языков в дошкольных образовательных организациях.

Отмечалось, что в силу целого ряда причин происходит массовый отток сельского населения в города. Это привело к тому, что большая часть подрастающего населения проживает в городах и районах со смешанным населением в отсутствии речевой среды. Таким образом, изучение родного языка как учебного предмета становится единственным способом его сохранения и развития. Но ситуация такова, что учитель не сможет за один или два часа в неделю обучить детей родному языку, тем более, что ни родители, ни среда в обществе не способствуют этому процессу. И еще. В условиях когда в школах изучается 13 языков, вопрос обеспечения, причем, оперативного, школьников учебниками и учителей учебно-методическими комплектами – дело сложное. Предметом особого внимания становится разработка и издание учебных пособий по новописьменным языкам – агульскому, рутульскому, цахурскому, но из-за отсутствия для них учебных пособий, обучение им малоэффективно.

 

В принятом проекте резолюции участники круглого стола отметили актуальность состоявшегося обсуждения и взаимную заинтересованность в обмене опытом образовательных учреждений региона в вопросе сохранения и развития родных языков, приняли следующие рекомендации:

 

— считать задачи развития родных языков приоритетными в работе органов республиканских власти и управления, муниципальных образований;

— шире и эффективнее развивать контроль институтов гражданского общества за состоянием преподавания родных языков в образовательных учреждениях республики;

— принять дополнительные меры по своевременному изданию учебников, учебных программ, методических и наглядных пособий;

— развивать деятельность, направленную на формирование толерантности и гармоничного межэтнического и межконфессионального общения молодежи;

— обеспечить условия для гармоничного развития и преподавания родных языков с учетом этнолингвистических особенностей республики и более полного использования потенциала этнокультурных традиций региона;

-активизировать обмен опытом высших и общеобразовательных учреждений через проведение межрегиональных мероприятий, круглых столов, вебинаров по теме сохранения и развития родных языков в полиэтнической среде;

-предложить республиканским средствам массовой информации активнее освещать положительный опыт деятельности местных органов власти и образовательных учреждений в деле сохранения и изучения родных языков как важного фактора национального самосознания народов республики. Были приняты также конкретные предложения – включить в учебный план вузов спецкурс по методике преподавания родного языка в городской образовательной организации; проводить специальные курсы повышения квалификации учителей родного языка для городских школ; усилить работу с родительской общественностью по освещению роли родных языков при формировании полноценного гражданина.

 

Эдуард Эмиров