Источник народного единства

Воспитание возникло вместе с

человечеством, у народа —

вместе с языком, родное слово—

великий народный педагог.

Константин Ушинский

 

В последние годы как никогда часто мы говорим о бережном отношении к родным языкам, проводим различные форумы, конференции, семинары, встречи и на всех уровнях неустанно повторяем о необходимости возвращения родным языкам их исторического статуса, как в семье, так и в общеобразовательных организациях республики. А между тем «а воз и поныне там», изучению родных языков отведено минимальное количество часов.

А что вообще язык для народа, в чем его чрезвычайная необходимость для человека? Позвольте сообщить читателю, да и всем, кто заинтересован в данном вопросе следующие архиважные достоинства родного языка.

Язык является одной из основных форм проявления национальной жизни и деятельности каждого. В Дагестане насчитывается более 30 народностей и этнических групп и более 40 родных языков. Каждый из дагестанских языков испокон веков служил для своей народности незаменимым орудием передачи от одного поколения к другому мыслей, чувств и жизненного опыта старших поколений, т. е. находился на служении обществу.

Общественный характер языка, как подчеркивали мыслители прошлого, в высшей степени проявляется в производстве материальных благ, в процессе совместного труда, где требуется наличие единого средства общения, которое могло бы обеспечить большую согласованность и взаимопонимание в действиях людей. Таким средством являлся язык. «Язык так же древен, как и сознание; язык — есть практическое существующее и для других людей и лишь тем самым существующее и для меня самого, действительное сознание и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми», — писали всемирно известные мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс.

В развитии языка как общественного явления следует выделить два направления: во-первых, развитие самой структуры языка (изучением данного направления занимается языкознание) и развитие общественных функций языка. Общественная функция языка тесно связана с развитием общества. Каков уровень развития общества, таков и уровень развития языка. Вместе с тем родной язык поддерживает и в определенной степени осущест­вляет экономическое и культурное развитие данного народа. В этой сфере и проявляется наивысшая способность языка обучать и воспитывать подрастающие поколения. Именно эта способность языка находилась на педагогическом вооружении многих поколений трудящихся масс, в том числе и дагестанцев. Посредством языка старшие воспитывали детей, создавали средства, формы и методы педагогического воздействия на сознание молодого поколения. Язык для дагестанцев существовал не просто в словах. На родном языке пели колыбельные песни, рассказывали сказки, загадывали загадки, давали клятвы, произносили тосты, наставляли или указывали, проклинали или восхваляли, наказывали или завещали. Словом, язык для народа был той самой нитью, которая затягивала его носителей в единый кулак. И каждое такое единение имело свое название, перешедшее в название языка: аварцы — авар мац1, лакцы — лакку маз, лезгины — лезги ч1ал и т.д.

Народные мудрецы всегда хорошо чувствовали тонкость и изящество слов, знали манеры произношения, обращения, удивления, восклицания, повеления, указания и т.д.

Огромное значение народ придавал простоте речи, остроумию, ясности мысли, звучанию слова, вовремя сказанному. Слова в устах талантливых сказителей сверкали подобно острому кинжалу, выхваченному из ножен. У дагестанцев известно немало высказываний о значении слова. В частности, лезгины свои мысли на этот счет выразили следующими афоризмами: Сначала подумай, затем выскажись; Рана от руки проходит быстрее, чем рана от слова; Умное слово дороже золота; Палка делает больно телу, а слово — кости; Каждое слово имеет свое место; Сладкий язык и змею из гнезда выведет.

В народе искренне любили правдивое слово. Трудящиеся всегда с большим воодушевлением одобряли эмоционально насыщенное слово, его умелое использование, остроумный меткий ответ, красноречие. С целью выработки этих качеств в растущем поколении существовали специальные формы, правила, жанры (песенное состязание ашугов, чабанов и т.д.).

Так со знанием дела, постепенно, вырабатывались, а затем с учетом эффективности дорабатывались народные методы, приемы и средства воспитания. Практика их последующего применения в жизни требовала знания родного языка. Только знающий свой родной язык мог правильно ориентироваться в народной жизни, выбрать более результативные средства, приемы и методы для воз­действия на сознание окружающих, а также безошибочно проявить уровень своей воспитанности и культуры.

Каждый народ на своем языке создавал свои средства воспитания. Так появились у народностей Дагестана свои песни — средства эстетического воспитания, пословицы — средства нравственного воспитания, загадки — средства умственного воспитания и др. На свадьбах и торжествах на родном языке звучали тосты, призывая к преданности, мужеству, на родном языке перекликались дети в народных детских играх, закаляя себя физически; на родном языке мудрецы на вечеринках рассказывали сказки,            подчеркивая гуманность, ум, бесстрашие народных героев; на родном языке завещали быть достойными, честными и справедливыми.

Однако знание родного языка не было самоцелью народа. Трудящиеся Дагестана понимали, что знать язык это еще не значит быть воспитанным. Поэтому, овладев языком, требовалось знать, как им пользоваться, где, при ком, в какое время, что можно говорить и что нельзя. Следствием таких народных требований в языках Дагестана стали свои формы обращения к людям различного возраста, признания заслуг и величия старших, женщин и матерей. В языках Дагестана выработаны слова и выражения, которыми следует обратиться к человеку, учитывая одновременно несколько аспектов: время, его занятость трудом, возраст и пол.

Языки дагестанских народностей содержат рекомендации по поведению как детей, так и старших в гостях, в присутствии гостей, на улице, в общественном месте и многое другое. Кроме того, трудящиеся сумели вложить в свои языки, характерные только для этого языка манеры говорения, восклицания, удивления, тон и темп произношения и т. д. Взять, например, выражение удивления: аварцы говорят «вах», лезгины — «йоъ», дар­гинцы – «гьу йа», кумыки — «гьу йа», лакцы — «иягь». Даже само произношение отдельных звуков, слов и предложений, приносит слушающему эстетический эффект. Потому мы встречаем у дагестанских народностей имена, не понятные по смыслу, но звучащие красиво. Все это старшими использовалось для выполнения своих желаний — вырастить детей достойными людьми.

Воспитательная значимость родного языка высоко ценилась многими передовыми людьми общества. Педагоги-демократы подчеркивали, что в духовном богатстве личности исходным является богатство народа. В духовных сокровищах народа решающим является родной язык. Выражая нежнейшую и высокую любовь к своей родине, к своему народу, чешский педагог Ян Коменский проповедовал неиссякаемую любовь к родному языку. В «Завещании умирающей матери братской общины» им вложены в уста матери следующие слова: «Я советую тебе и моим сынам содержать в чистоте и блеске любвеобильный сердечной теплоты язык наших отцов, оставляя в неприкосновенности его дух, твердость и характер».

Основоположник русской педагогики Ушинский считал родной язык обильной и прочной связью, соединяющей отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое, живое целое».

Точку зрения педагогов-демократов полностью разделял Всероссийского старосты Михаил Калинин: «Каждый должен стремиться говорить своим языком, языком, какой ему мать дала. Самый лучший язык — материнский язык, поверьте моей совести». В целях усиления воспитательного влияния на детей он рекомендовал широко пользоваться родным языком. Путь к сердцу воспитанника он предлагал «прокладывать» на родном языке.

Слова Калинина не были простой констатацией фактов. Они имели свое основание и были в те годы крайне важны для становления молодой Советской республики.

Как известно, многочисленные нерусские народности царской России, в их числе и дагестанцы, не только сами были бесправны, бесправны были и их родные языки. Многие из языков Дагестана существовали только лишь в устном виде. Не было письменности, запрещалось вести делопроизводство, издавать газеты и книги, обучать детей на родном языке.

Всем «туземцам» и «инородцам» навязывался в качестве обязательного русский язык. При всей своей строгости и навязчивости царские чиновника сами этого не сознавая, были бессильны перед могуществом родных языков. Языки твердо хранились в устах народа, развивалась, совершенствовалась острота и внушаемость выражаемой мысли, крепились в нестираемой памяти трудового народа. Боле того, принудительное насаждение русского языка озлобляло народные массы, способствовало небывало резкому повышению интереса горцев к родным языкам. Пораженный такой реакцией наместник царя на Кавказе Воронцов-Дашков писал: «Отразившись понижением умственного развития в низшей школе, школьная политика, в то же время дала новую силу местным языкам…сделав знание их вопросом национальной чести и самолюбия».

Народ всегда боролся против тех, кто не сознавал цену родных языков, кто, без особой на это надобности, натаскивал в родные языки иноязычные слова. Ярким примером тому является известное стихотворение народного поэта Дагестана Сулеймана Стальского «Богачи – Чиновники».

Широчайшие возможности родных языков были определены после Великой Октябрьской социалистической революции. Коммунистическая партия всегда считала, что родные языки – мощный фактор прогресса, и поэтому требовала беспрепятственного их развития. В годы Советской власти развитие родных языков получило такой толчок, о котором не могли и мечтать национальные меньшинства царской России. Социализм возродил народы, ввел их в государственное управление.

Провозглашенное Советской властью равноправное и свободное развитие языков и их фактическое осуществление способствовало возрастанию роли родных языков в политической, экономической, культурной и духовной жизни всех советских народов. Значительно повысилась и роль родных языков в общественно-политической жизни дагестанцев. Широкое развитие получило дагестанское национальное искусство на родном языке.

Все это было и есть достижения Советской власти по глобального развития образования, здравоохранения, науки, экономики, промышленности и всего народного хозяйства. Но при всем этом, в современных условиях при так называемой свободы образования и воспитания, как показывают наблюдения, крайне недостаточно используются возможности в обучении родным языкам и воспитании подрастающих поколений. В сельских школах республики, например, большой редкостью являются кружки родного языка и литературы, выпуск стенной печати на родном языке. Мало уделяется внимания изобразительно-выразительным средствам родного языка, сбору устно-педагогических произведений народа силами учителей и учащихся. Отдельные учителя родного языка и литературы слабо разбираются в устном народном творчестве, редко используют в своей педагогической деятельности народные прогрессивные формы и методы воспитания.

Недостаточный интерес к родному языку проявляют и отдельные семьи. Глубоко ошибаясь в том, что воспитание детей дело лишь только учителей, воспитателей и школы, многие родители не придают должного внимания сложившимся веками народным традициям воспитания. Некоторые молодые матери не проявляют интерес к словам и мелодиям народных колыбельных, дети редко слышат от родителей народные сказки, легенды, реже и реже звучат поучитель­ные пословицы, поговорки и загадки на родном языке.

Невнимательность к родному языку наблюдается особенно в некоторых городских семьях. Здесь встречаются дети и молодые люди, совершенно незнающие ни языка матери, ни языка отца. Не зная родного языка, они бесспорно теряют естественную возможность говорить с родными о родном, понять глубокую мудрость их мыслей и чувств, их нравы и обычаи. Молодой человек лишается возможности знакомства с оригиналами устной и письменной культуры родного народа. Все это, на наш взгляд, приводит к незаметному отрыву от самобытной национальной культуры. «Человек, оторванный от национальных духовных корней, — как справедливо заметил мой научный наставник и руководитель академик Геннадий Никандрович Волков, — будь он русским или осетином, армянином или тувинцем, узбеком или адыгом — теряет многие духовные и нравственные качества личности, как и человек, замкнувшийся в свою национальную скорлупу». Необходимо признать высокую заветную функцию родного языка, его неугасимое значение для подрастающих поколений, использо­вать его как наилучший мостик к освоению русского языка, явля­ющегося для людей различных национальностей России универсальным орудием межнацио­нального общения и духовного обогащения.

Выбору единого средства общения всем россиянам, в том числе и народностям Дагестана, способствовало не навязывание какого-то языка извне, как это делалось в царской России, а сво­бодное развитие и расцвет национальных языков.

Функции единого языка межнационального общения в нашей стране не мог выполнить так успешно никакой другой язык, кроме русского. Народы Дагестана еще на заре Советской власти глубоко осознали высокие образовательные и воспитательные возможности русско­го языка. Проникновенны, трогательны и незабываемы в этой связи слова дагестанского писателя Эффенди Капиева, звучащие подлинным гимном русскому языку: «О великий русский язык! Стою перед тобою на коленях. Усынови и благослови меня, но не как приблудного, а как найденного сына. Радуюсь, торжествую и люблю… Родившись немощным и принадлежа к самому маленькому, затерянному в горах племени, я обрел тебя, и ныне я не сирота. О, как могуча, как светла и за­душевна твоя стихия… Без тебя нет и не было будущего, с тобою мы воистину всесильны».

В современных условиях возросла роль русского языка межнационального общения. Не случайно поэтому вопросы изучения и распространения русского языка в краях, областях и республиках России привлекают к себе самое широкое

общественное внимание. Объясняется это тем, что свободное владение, наряду с родным, русским языком, добровольно принятым в качестве исторического достояния всеми россиянами, способствует дальнейшему упрочению политического, экономического и духовного единства народов России.

Об успехах в распространении русского языка в нашей республике свидетельствует следующий факт. По данным переписи еще 1979 года, 1161,6 тыс. человек, или 71,3 процента всего населения республики русский язык указали в качестве родного и второго языка. «Гомер ХХ века» Сулейман Стальский верил в то, что русский язык в Стране гор получит повсеместное распространение, станет вторым родным языком дагестанцев. Обращаясь к молодежи, он еще в 1925 году призывал ее:

Учись ты русскому письму,

Учись родному — своему.

Таким образом, если наши отцы и деды пользовались возможностями одного языка, затруднялись за пределами аула объяснять свои мысли, то сегодняшние воспитатели вооружены двумя родными языками, вдвойне осведомлены и подготовлены.

Более того, если наши неученые деды и прадеды использовали возможности еще сырого языка, то сегодняшние образованные педагоги и родители имеют возможность опираться на довольно исследованные факты, как русского, так и родного языков. В педагогическом арсенале дагестанских воспитателей находятся языки, ставшие друг для друга опорой в деле обучения и воспитания нескольких поколений. Умелое применение их в повседневной педагогической деятельности учителей, воспитателей и родителей может стать хорошим стимулом повышения эффективности духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

 

Шайдабег Мирзоев,

профессор,

отличник народного просвещения России