Недопетая песня

Буглен – село в Буйнакском районе Дагестана, с именем протекающей рядом речки Буглен-озень, было основано примерно в начале XVII, являясь уделом Гайдарбека, одного из баматулинских биев.

Селение издавна славилось своими борцовскими традициями, в частности как центр национальной борьбы на поясах, потому неудивительно, что выходцем из этого селения был величайший борец Алклыч Хасаев – дагестанский атлет и силач.

Конечно, не только спортсмены прославили село, считалось, что Буглен – кузница политических деятелей. Именно отсюда на Дагестанском небосклоне появился Шихсаид Шихсаидов, секретарь Обкома партии. Говоря о нем, никак нельзя не упомянуть имя Магомеда Абуева, министра сельского хозяйства, заместителя Председателя Совета министров, хотя он не бугленец, но благодаря их совместным усилиям, организаторским талантам развивались все отрасли в республике.

Действительно, годы доперестроечного периода были временем подъема сельского хозяйства: виноградарство, строительство птицефабрик, закладка новых плантаций.

Не зря Нариман Алиев, Герой Социалистического труда тогда подчеркивал: «Виноградная лоза – богатство Дагестана.

И Шихсаид Исаевич и Магомед Шамильевич — знатоки сельского хозяйства, трудоголики, поэтому их имена не может стереть время. Они вместе делали все возможное и невозможное, чтобы лучше жилось людям.

Одной из ярких личностей Буглена была Барият Саидова, заслуженная артистка Дагестана, которая прославила свое село, район и республику своим талантом. Люди как звезды – одни рождаются и умирают, оставшись безымянными, безликими, другие, остаются навечно на небесном ковре, посылая на землю нескончаемый поток света, энергии и тепла.

Как ни счесть звезд на небе, так и ни счесть талантов на земле дагестанской. Одним из них в культурном созвездии республики являлась Барият Кагировна, со своим неповторимым голосом. С колыбельными песнями матери она впитала чудесные напевы и мелодии устного народного творчества, уже с малых лет дарила землякам свои волшебные песни. Следует отметить, что они в ее исполнении завораживали публику. Ее музыкальные композиции были способны возвысить и дух и чувства. Какую бы песню она не исполняла – все становились популярными и востребованными. В ее выступлениях была выражена вековая мудрость кумыкского народа.

Скромный по своей натуре человек, она была без грамма наигранности, помпезности, высокомерия, присущих некоторым звездам дагестанской сцены.

Известный немецкий писатель Томас Манн писал: «Скромность замечательных людей, которая нам часто кажется поразительной, во многом объясняется именно тем, что они, как правило, мало знают о самом себе, редко думают о своем «я» и по праву чувствуют себя обыкновенными людьми».

Конечно, нет леса без сучьев, нет человека без изъяна, но ее голос – ее песня – все одухотворяло.

На сцене Барият Саидова держалась с достоинством, она не подстраивалась ни под кого, у нее была своя особая манера исполнения, которая отличалась от других своей мелодичностью, тональностью звучания, тембром и неповторимостью голоса. Каждый человек уникален, а Барият Саидова была для всех подарком жизни. Но мы не сумели достаточно оценить и уберечь это сокровище, с уникальным голосом, идущим из глубины ее сердца.

По этому поводу, глубоко сожалея и переживая, народный поэт Дагестана Магомед Атабаев в своей статье «В мире песен», пишет: Ей надо было присвоить более высокие звания, но она была необычайно скромной, никогда не гонялась за званиями и наградами, просто и достойно делала свое любимое дело, с юных лет дарила людям свой волшебный дар, выражала свои мечты и надежды, радость и печаль, свою душу, непокорную, вольнолюбивую и мечтательную…».

Как говорил Пришвин, птица на лету не поет, ей надобен сучок. Да и ей нужно было человеческое понимание и поддержка. Многие годы работала в музыкальном обществе республики из-за сокращения штатных единиц в правлении ей пришлось переехать в г. Кизилюрт, где стала трудиться в отделе культуры. После ее отъезда в Махачкале реже стали слышать ее дивный голос, хотя ее приглашали на республиканские мероприятия.

Нужно сказать, что у нее было классическое музыкальное образование – окончила музыкальное отделение Дагпединститута.

Уже одна из первых ее песен «Космонавты», на слова Шарипа Альбериева, получила широкое признание у публики, а всего Барият Кагировна спела более 200 песен, среди них на слова Магомеда Атабаева. Он для нее писал слова и в основном первым исполнителем его песен была Барият. Ее песни – это музыка известных композиторов: Наби Дагирова, Казбека Шамасова, Хизри Батыргишиева, Абсалама Аскерханова, Саадулы Амирханова, ведь она всегда тщательно выбирала стихи, подбирала соответствующую музыку.

Поэт Джаминат Керимова написала стихотворение «Моя любимая тетя», посвященное Барият Саидовой, которую спела одна из ее племянниц:

 

Любимая моя тетя,

Пусть счастье льется на твою крышу

Мать, наверное, тебя родила

Для исполнения песен народу (подстрочный перевод)

 

Те, кто впервые слышал ее волшебный голос, посвящали ей стихи, писали теплые письма, публиковали статьи. И я через много лет хочу выразить ей свою благодарность за прекрасные мгновения в моей жизни, за те теплые встречи с моими односельчанами, земляками-кайтагцами, которым она дарила свои песни. Ее голос до сих пор звучит в горах Кайтага, она осталась в памяти как светлый образ, чарующего таланта.

Нужно оговориться, что Барият Саидова после окончания Дербентского музыкального училища была направлена в Маджалисскую музыкальную школу искусств, где преподавала музыку.

В те 70-е годы прошлого века я училась в Маджалисской средней школе. Где-то на месяц наш учитель пения отлучился, может быть и приболел. И тогда уроки пения нам преподавала Барият Кагировна. Только тогда, мы-дети поняли – какие должны быть уроки пения. В советское время, в нашей районной школе уроки музыки считались второстепенным предметом, все налегали на русский и математику, но именно здесь мы впервые услышали настоящее классическое пение, настоящий голос профессионала.

Эта учительница музыки нас заворожила. Даже самые задиристые, шумливые дети затаив дыхание, слушали ее песни… Урок пролетал как одно мгновение.

Через много лет, я случайно встретила свою учительницу Барият Кагировну в Махачкале. Вспомнилось детство…и приятные воспоминания забытые в памяти ожили. Как я поняла и у нашего педагога остались и сохранились самые теплые отношения с кайтагцами и ниточка связи ее с моими земляками не оборвалась в дальнейшем, благодаря нашим стараниям. На все мероприятия района и на свадьбы я ее приглашала. Барият Саидова была самой уважаемой и востребованной среди моих земляков. И когда я присутствовала на наших праздниках без нее, меня спрашивали – Где Барият, почему она не приехала, что случилось?

Она стала частью нашего дружного Кайтагского народа, завоевала уважение и любовь, потому что она сама относилась к людям так, словно никогда больше их не увидит.

Она научила нас любить песню, дорожить и беречь исполнителя. Сама Барият жила в мире музыки и появилась, наверное, на свет, чтобы петь и радовать людей. Лучше всех о ней сказал Магомед Атабаев, посвятив ей стихотворение «Почему пришла».

Как бы я не старалась сделать подстрочный перевод стиха не получилось. Там есть такие кумыкские слова, что после их перевода на русский язык терялся основной смысл – красоты звучания слов.

Лучше я напишу его мысли: «…Одно из великих, благородных проявлений человеческого духа человека – это, наверное песня, умение так петь, как Барият! Именно в песне проявились духовное богатство, талант, сама натура Барият Саидовой, в песне она утвердилась и нашла себя».

И сегодня среди нас нет Барият. Это тяжелая потеря для нас и музыкального общества. Всем не хватает ее прекрасного голоса.

Барият Саидова прожила очень короткую жизнь. Она ушла в иной мир 22 ноября 2006г., оставив добрый след и недопетую песню…

 

Патимат Тазаева