Воспитание детей

Дагестанская народная педагогика – это часть огромного педагогического опыта, выработанного на протяжении тысячелетия народами, населяющими нашу многонациональную республику. За много веков своего существования народности Дагестана накопили богатый опыт воспитания подрастающих поколений, создали великолепные обычаи, традиции, в которых аккумулирован созидательный творческий опыт масс, а также формы, методы и приемы воспитания человека.

«Будь человеком!» — такое короткое, но весьма емкое требование выдвигают перед ребенком, как только он начинает понимать. Под словом «человек» горцы подразумевают образцового носителя определенного кодекса морали и этики поведения в обществе.

Это представление человека гор о чести, о человеческом призвании, об обязанностях перед отцом и матерью, родом, аулом, народом. В народной педагогике существует целый комплекс правил добропорядочности человека, сформирован статус порядочной личности, семьи, рода, джамаата, народа. Игнорирование человеком хотя бы одного из этих правил влечет за собой потерю уважения к нему как личности.

Слово «человек» у дагестанцев составляет корень таких нравственных понятий как «гуманность», «порядочность», «человечность». Этим самым народ как бы заложил стержневую основу народной педагогики, гордое имя «человек» сделал ключом воспитательного процесса.

Очень удачно выразил методику такого воспитания народный поэт Дагестана Расул Гамзатов: Горец клянется: «Человеком родился – человеком умру!»; Хвала горца: «Таких людей больше нет. Он был человеком»; Проклятие горцев: «Пусть не будет в вашем роду человека, ни коня»; Правило горцев: «Продай поле и дом, потеряй все имущество, но не продавай и не теряй в себе человека»; Пожелание горцев: «Стань человеком».

Как бы объединив важнейшие педагогические требования к человеку, народ назвал их «Законом гор». Закон требует человеческой верности родине и народу, мужества и честности в борьбе и труде. «Пусть мать лучше умрет, чем родит труса», «Храбрец умирает раз, а трус тысячи раз», «Лучше слепота, чем бесчестие» — гласят народные изречения.

Понятие «труд» у народов Дагестана связано с деятельностью земледельца, животновода, ремесленника. «Знания, полученные в детскую пору, — высеченное на камне изображение», — говорят дагестанцы. Поэтому начинают трудовое воспитание очень рано, когда примерно 3 года. Именно в этом возрасте у детей проявляются первые трудовые стремления: одни, повторяя действия взрослых, стремятся подмести, вымыть посуду, накрыть стол, другие, желая смастерить задуманное, тянутся к отцовским инструментам.

Заботливые горцы всегда поддерживают трудовые начинания детей (подсказывают приемы умелого орудования молотком, резцом; показывают образцы аккуратной уборки комнаты, подбадривают действия поощрительными словами; наглядно демонстрируют красоту труда (готовят детям игрушки, свистульки, глиняные и тряпичные куклы); дают полюбоваться орудиями и принадлежностями собственного труда (чабанской ярлыгой, сумой, свирелью, буркой).

Значительное воздействие на сознание детей раннего возраста, оказывает положительный энтузиазм родителей в личном труде, добрые их отношения друг к другу. В ответах на анкетный вопрос «За что ты любишь отца?» многие дети отмечают такие действия отца, как помощь матери по хозяйству, умение выполнять различные трудовые операции, вести беседы на волнующие детей темы.

Ежедневные образцовые примеры и поучительные наставления старших прививают детям уважение к труду и почтительное отношение к труженикам. Воспитанные малыши уже проявляют заботу об уставшем родителе: Оказывают ему помощь в умывании, смене рабочей одежды, расстановке по местам орудий труда, обслуживают во время еды, внимательны к его работе, ценят и берегут продукты труда и многое другое.

Представление о труде, о трудовом поведении, о необходимых взаимоотношениях с людьми труда в народной педагогике расширяются путем вовлечения детей в обслуживающий труд: ухаживать за собой и своей одеждой, поддерживать порядок в доме, во дворе, ухаживать за малолетними детьми в семье, заготавливать дрова, кизяк, хворост, аккуратно складывать их, собирать полезные травы, фрукты, вязать, прясть шерсть, ткать.

В процессе становления и развития народная педагогика нашла весьма эффективные формы воспитания детей в обслуживающем труде. К таким относится труд по оказанию взаимопомощи. Народная взаимопомощь характеризуется тем, что, включаясь в нее, люди сознательно стремятся к добру, оказывают срочную безвозмездную помощь, моральную и материальную поддержку. Есть у народа средства, формы и методы морального стимулирования детского труда. Так во время прополки детей заинтересовывают рассказами о разновидностях съедобных и целебных трав, показом мест произрастания щавеля, козлобородника, черешни, земляники, ежевики, о методах их сбора и применения.

В народной педагогике создан глубоко осмысленный педагогический канал передачи детям примерных трудовых навыков. Например, когда отец плетет корзину, ребенок подает прутья и учится секрету плетения; когда отец вьет веревку, канат, ребенок держит противоположный конец веревки; когда мать выпекает хлеб, дочь подкладывает хворост. Все это исключает появление у детей признаков лени, способствует рождению трудолюбия, вырабатывает навыки хозяйственной и общественно полезной деятельности.

Особого внимания заслуживает развитие в детях чувства уважения к продуктам труда, главным образом к хлебу. Мудрецы говорят, что на Земле есть три главные ценности: хлеб, чтобы народ всегда был здоров и силен; женщина, чтобы не обрывалась нить жизни; книга, чтобы сохранилась связь времен.

Воспитание бережного и уважительного отношения к хлебу предусмотрено с раннего детства: малышу внушают, что нельзя есть на ходу, или стоя, что есть нужно только сидя, нельзя играть с хлебом в руках. Детей постарше учат правильно резать хлеб, бережно класть его на стол, заворачивать в скатерть, держать всегда вверх «лицом», «Хлеб – это добро (баракат) и к нему следует относиться бережно», — напоминают взрослые.

Большая роль отводится в народной педагогике профессиональной ориентации детей на местные промыслы. Народные школы воспитания мастеров – умельцев: кубачинских, гоцатлинских златокузнецов, унцукульских инкрустаторов по дереву, испикских керамиков, балхарских гончаров, лезгинских табасаранских ковровщиц, рахатинских, андийских бурочников, лакских сапожников, кузнецов, часовщиков, лудильщиков, плотников, цунтинских, цумадинских, агульских мастериц по вязанию носков, свитеров, сумок – являются образцовой формой профессионального становления и совершенствования личности.

Трудовое и физическое совершенство – это то, чем объяснялось преимущество дагестанцев в трудовых и боевых действиях. От степени физической подготовленности, от умения разумно использовать физические качества организма во многом зависело существование горца. Во время охоты, в бою и отчасти в труде плохое физическое развитие таило в себе угрозу смерти. Осознание этого привело горцев к постоянному физическому совершенствованию, к выработке в детях сызмала жизнедеятельных в горах физических качеств: силы, выносливости, подвижности, ловкости, смелости.

Рассказы о физически выносливых, стойких и сильных народных заступниках из чисто педагогических побуждений передаются из поколения в поколение, их ставят в пример воспитания «труженика и воина, способного выдержать любые испытания боевой жизни, презирающего малодушие, слабость и трусость». В горах ни стар, ни млад, не хотят показать слабость, трусость, бессилие, беспомощность.

Детей с малых лет принято включать в посильный труд, игры, национальную борьбу, обучать бороться с ровесниками, лазать по горам и многому другому, так как горцы ценят в человеке хорошую осанку, подвижность, изящество и благородство движений.

Народная педагогика признает только физические качества, направленные на пользу общества, оказание помощи соседям, попавшему в беду, престарелым, защита слабых, чести стариков, женщин, семьи.

Краеугольным камнем всей системы народного воспитания является нравственное воспитание. Мудрецы говорят: «Ученым стать проще, быть человеком гораздо труднее». Любая деятельность человека, любое проявление его интеллектуальных и физических качеств расцениваются в народе такими нравственными понятиями, как «честь», «совесть», «достоинство», «доблесть», «благородство».

Цель и задачи нравственного воспитания заключается в формировании у детей необходимых моральных качеств: гуманизма, честности, скромности, справедливости, трудолюбия, коллективизма, мужества, стойкости, преданности народу и родине.

Наиболее ярко народные представления о нравственности выражены в народных пословицах.

Преданность Родине, народу – «Родина – мать, а чужбина – мачеха (лак.);

«Кто потеряет любимую, будет плакать семь лет, кто Родину – всю жизнь», «Сокол не покидает гнезда». (лезг.)

Трудолюбие – «Дерево ценится плодами, человек трудами» (авар.); «Только труд кормит человека» (авар.); «Любишь почет – люби труд».

Правдивость и честность – «Чем без чести жить – корпеть, лучше с честью умереть» (лезг.); «Тяга к чужим местам – ногам в тягость, к чужим вещам – в сердце тягость».

Доброта – «Добро добром оплатишь – молодец, на зло добром ответишь – ты мудрец» (авар.).

Мужество и героизм – «Герои гибнут лишь однажды, а трус, что ни минута – дважды». (авар.); «Погибнет герой – имя останется, умрет мастер – дело останется» (лезг.).

Дружба и коллективизм – «Гора без гор других века стоит, свой жребий не кляня, а человек без человека не может обойтись и дня» (авар.); «Колос к колосу – сноп получается» (лак.); «Коль есть друзья, так сбереги; не сбережешь, они – враги» (авар.)

Непримиримость к врагам народа – «Если не разбить голову змее, то нет пользы от того, что разобьешь ей хвост», «Змею нужно убить, пока она еще не превратилась в дракона» (лак.)

Уважение к старшим – «Коль старика с тобою рядом нет, ты хоть со старым пнем держи совет»; «Кто советуется, тот не ошибается» (лак.)

Рассудительность. Стремление к знаниям – «Была бы голова, а папаха найдется» (лак.); «Хоть молод ты, хоть сед, но пусть всегда идет гнев за умом вослед, а не наоборот»; «Ум людей не ждет, когда станет борода седа».

Народная педагогика Дагестана сконцентрировала в себе ценнейший опыт формирования у подрастающих поколений патриотических чувств, знаний и навыков. Степень патриотического становления личности определяется тем, как человек в соответствии с общественными требованиями к его возрасту традиционно правильно строит свои отношения к матери, к семье, к родственникам, соседям, аулу (джамаату), к родине.

Народ приметил, что искренние патриотические чувства человека зависят, прежде всего от того, насколько всесторонне человек сознает сам себя, ценит свое человеческое достоинство, свое место в обществе. Отсюда приоритет самооценки человека. «Кто себе не полезен и для другого бесполезен», «Кто себя не знает, не знает и своего отца», «Кто себе мост не строит, народу мечеть не построит» (авар.).

Не менее значимо в народной педагогике отношение человека к матери. Не случайно народ считает мать началом всех начал. («Мать выше всех», «Всю жизнь день и ночь трудись – труд матери не возместишь» — дарг., «Чтобы сын оплатил матери свое рождение, он должен семь раз отнести ее на своих плечах в Мекку и обратно» – общедаг.) Неспроста понятие Родина сливается с именем матери в единое целое («Кто не любит родную мать, тот не любит и Родину», «От неуважения матери до предательства – один шаг»).

Весьма важное значение имеет в народе отношение человека к родному аулу и его джамаату. Осмысливание аула как наиболее близкой общественно значимой административной единицы позволяет человеку сызмала строить свои отношения с различными возрастными категориями населения, определить свое место в джамаате, выполнять обязательные для человека общественные функции. «Предавший аул да будет сожжен в ауле», «Если народ завязнет в омуте, и ты следуй ему», — гласят дагестанские пословицы.

Осознав свою причастность к конкретному обществу родного аула – джамаату, человек крепче привязывается ко всему родному народу. Крепость связей горца с родиной и народом подтверждают и такие крылатые выражения дагестанцев, как «Каждая птица свое гнездо любит», «Человек без родины, что соловей без песни».

У народов Дагестана среди народных форм общественного воспитания наиболее устойчивое место в обществе занимает годекан. Годекан – место в селе, где в свободное от домашней и сельскохозяйственной работы время собирается мужская часть населения. Педагогическая значимость годекана в том, что он формирует общность интересов, коллективизм, товарищество, теснее сплачивает людей и наглядно демонстрирует подрастающему поколению силу и единство народных масс.

Воспитательная направленность годекана обеспечивается соблюдением здесь традиционного порядка и дисциплины: определение почетных мест для уважаемых аксакалов, для семейных мужчин, для молодежи и подростков.

Каждый сельский джамаат, каждая семья ответственна за поведение человека на годекане. Действенным показателем такой ответственности считается внушение детям с ранних лет того, что годекан это место, где из суммы частных мнений вызревает разумное общественное мнение, где совместными усилиями мудрейших готовятся ответы на возникшие вопросы, решаются частные и общие проблемы, где на тебя смотрят, за тобой наблюдают, тебя оценивают десятки глаз, где следует строго соблюдать общепринятые нравственные нормы.

Семья и джамаат призваны наставлять детей, подростков и юношей как соблюдать этикет на годекане: кого и как приветствовать, выражать пожелание, благодарность, сочувствие, соболезнование, как приглашать в гости, как выражать внимание к старшим, слушать беседу, уступать место, демонстрировать свои умственные, трудовые и физические знания, умения и навыки.

На годекане, при его высокой организованности, часто происходят удивительно поучительные уроки нравственности. Вот один из них.

Приезжий студент М., забыв приветствовать стариков, минуя их, сразу подошел на годекан к своим сверстникам. Встал уважаемый Мирза – Али, подошел к юноше, низко поклонился ему и во всеуслышание сказал: «Алейкум ассалам, сын мой». Затем Мирза – Али с достоинством вернулся на место. Неожиданный поступок аксакала был встречен на годекане сначала с удивлением, а затем с большим одобрением сидящих. Что касается студента, тот покраснел, на миг растерялся, затем подошел к старшим, извинился и исправил свою ошибку. Вдобавок ко всему, он услышал в свой адрес назидательное изречение: «Стать ученым проще, стать человеком гораздо труднее».

Народные игры – это отражение действительной жизни наших отцов, дедов, прадедов, это особый вид исторически сложившейся педагогической деятельности трудящихся масс. Различные исторические, социально – экономические и географические условия жизни и деятельности плюс глубокое осознание роли игры в практике формирования личности человека, привели к тому, что у каждого народа возникли свои сугубо национальные игры и игрушки. Так, например, в Южном Дагестане, где много ореховых деревьев, лезгины создали такие игрушки, как «Гъар – гъар» (Ореховая трещетка), «Къархъу – писпи» (Ореховая свистулька).

Обилие природных камней позволило придумать игры, связанные с камнем: «Къванер хкажун» (Толкание камня), (Метание камня), «Къвани – къван» (Камешки).

С учетом различных аспектов демонстрации, народные игры и игрушки определены: по возрасту: детские и подростковые игры и игрушки; по полу: девичьи (женские) и мальчиковые (мужские) игры и игрушки; по времени: летние, весенние, осенние, зимние игры, дневные и вечерние игры и игрушки; по месту организации: домашние, уличные игры и игрушки; по числу привлекаемых участников: одиночные, парные, коллективные игры; по степени воспитательно-образовательного заряда: игры и игрушки, нацеливающие на умственное развитие, на трудовое, на нравственное, физическое совершенство.

В воспитании человека важное место принадлежит музыке, она сопровождает его всю жизнь – от самого рождения до смерти. С молоком матери впитывает ребенок нежные колыбельные песни. Музыка способна возбуждать в человеке смелость, воспитывать в нем благородство, гуманность, влиять на отношение человека к миру, к людям, к труду. Не случайно народная мудрость гласит: «Человек, который поет, танцует или играет, не совершит зла».

В народной музыке, сызмала близких сердцу каждого горца мелодиях, сопровождаемых чабанской свирелью, чунгуром, кумузом, зурной, барабаном, кеманчой, в национальных танцах выражена искренняя любовь к родине, красоте величественных гор. В них – вся духовная культура дагестанца.

Особое значение имеют народные песни. Их педагогическая направленность заключается в том, что они прививают воспитуемым чувства, необходимые человеку в колыбели (колыбельные песни), в раннем детстве (детские песни), на отдыхе и в игре (игровые песни, частушки, шуточные песни, в труде и быту, при защите родины (песни героев, песни призывы) в любви и дружбе (песни о любви).

В условиях нашей многонациональной республики исторический опыт народной педагогики более тридцати трех коренных народов Дагестана требует пристального внимания при воспитании и обучении детей. Максимальный учет местных условий, национальной специфики воспитания предполагает возрождение народных форм и методов морально-этического, физического и эстетического формирования личности. Все это обязывает использовать в воспитании детей народных колыбельных песен, потешек, пестушек, детских игр, сказок, знакомящих с основами национальной этики, морали, с оценкой поведения человека труженика, человека – друга, человека – патриота и защитника Родины.

В современных условиях пристального внимания к историко-педагогической и национально патриотической культуре народов нашей многонациональной родины, веками апробированный потенциал народной педагогики, ее воспитательные мелодии и песни, народные игры, трудовые традиции, словом все прогрессивное, извечно присущее народам нашей уникальной многонациональной республике, должны стать привычной естественной средой привития детям чувства любви к родному народу, его духовной и материальной культуре. Только так можно воспитывать настоящих граждан — патриотов нашей Малой родины Дагестана и Отечества России.

 

Шайдабег Мирзоев,

 зав. сектором педагогики ДНИИП, профессор