Накануне праздника

Открытие эры российского кино состоялось 2(15) октября 1908 года показом восьмиминутного фильма русского режиссера Владимира Ромашкова «Понизовая вольница» по мотивам русской народной песни о Степке Разине.

В 1918 году Владимир Ильич Ленин выступая на съезде Коминтерна сказал, что «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». В этом же году Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о национализации кинематографа и вся промышленность, кинотеатры перешли в подчинение народного комиссариата просвещения.

В советский период праздник назывался День Советского кино, а с распадом Страны Советов получил новое название «День Российского кино», который решили отмечать 27 августа.

Вот уже 114 лет в нашей стране отмечается праздник кино.

За это время отечественный кинематограф претерпел много изменений, начиная от документального, наблюдательного «Кино-Глаз» Дзига Вертова и до формата скриплайф и компьютерной графики режиссера Рустама Бекмамбетова «Ночной дозор», «Поиск», «Убрать из друзей». Рассвет Советского кино пришелся на вторую половину прошлого столетия. Это были самые гуманные фильмы в мировом кинематографе, герои которых учили народы многонациональной страны культуре, образованию, доброте, справедливости, любви к родине, преданности и долгу. Сегодня же примером подражания для наших детей являются герои зарубежных фильмов, типа Гарри Потера.

Придавая огромное значение дальнейшему развитию кинематографа правительство страны не скупилось на материальную поддержку.

В каждой Союзной Республике были свои национальные киностудии, во многих регионах были открыты документальные студии, которые обслуживали автономные республики. Только одна студия Северо-Кавказской кинохроники обслуживала семь республик Северного-Кавказа. Киностудия «Мосфильм» ежегодно снимала до 250 художественных фильмов, не считая киностудий Союзных республик, которые снимали по 4 плановых фильма и десятки документальных и научно-популярных. Благодаря студиям страны около 18 художественных фильмов было снято по дагестанской тематике.

К сожалению, эра Советского гуманного кино закончилась с распадом страны. С приходом новой власти были закрыты многие киностудии, в том числе Северо-Кавказская, кинотеатры проданы. Сегодня в стране снимается все меньше фильмов. Свердловская киностудия, «Ленфильм» можно сказать на грани развала, «Мосфильм» снимает от силы 50-70 фильмов, за 30 лет не снято ни одного фильма для детей и юношества. На 10 миллиардов рублей, которые выделяются правительством для фонда кино не снято ни одного фильма достойного нашего народа, его гуманности. Усиленно подражая западу, наши кинематографисты наводнили экраны тоннами крови, пошлости, сексуального насилия, аморальности. «Миссия Америки-опошлить Вселенную». Так сказал ещё Х1Х веке Чарлз Диккенс. В ХХ1 веке все расцвело махровым цветом пошлости. Раз это приносит деньги, значит хорошо. Что можно ожидать от кинематографа, от культуры вообще, если в конституции страны, которая была принята под диктовку американских советников, нет закона о государственной идеологии, нет закона о цензуре. Поэтому пишем, ставим, поём и снимаем, что хотим. За эти годы лихолетий наш народ морально деградировал. Выросло поколение нигилистов, а ведь им править страной. Взрослые стали сторожами диванов у телевизора, а дети не отрываются от гаджетов даже во время еды. Вот и вся культура

Народы наших республик с помощью кинематографа были тесно спаяны дружбой, нашей культурой. А за последние 30 лет ее отсутствия разобщены и нет той вековой дружбы. Из-за клочка земли готовы идти войной друг на друга.

Культура — явление многопрофильное, мультимедийное, она является мощным средством регулирования человеческого бытия, человеческой жизни. Кинематограф часть мультимедийной культуры, его центр, поэтому и сегодня несет на себе основную нагрузку в моральном и культурном воспитании масс. Даже развлекая, он воздействует на сознание человека, направляя его взгляд в определенное русло.

В нашей республике кинематограф появился в 1958 году, когда республиканское правительство изъявила желание организовать свою киностудию в городе Каспийске. Заводы «Дагдизель», «Точной механика», «Магомеда Гаджиева», Управления «Дагнефть», «Дагрыба», сложились и приобрели профессиональную аппаратуру. За время существования киностудия «Дагестан» с 1958 по 1991 год выпустила более 200 документальных фильмов и киножурналов. Ее фильмы стали лауреатами многих республиканских, российских и всесоюзных кинофестивалей. О фильмах киностудии писала пресса страны.

С развалом Союза кончилась эра и киностудии «Дагестан». В стране исчезла кинопленка, химикаты и многое другое. В 2002 г. по просьбе Никиты Сергеевича Михалкова, я открыл в Махачкале филиал, а в 2012г. отделение Союза кинематографистов России.

Сегодня в Дагестанском отделении Союза кинематографистов 18 профессионалов, которые снимают свои независимые фильмы, это Александр Евтушенко, Курбан Ибряев,Элдар Ферзиев, Магомед-Гаджи Гасанов, Мурад Абдуллаев, Арслан Мирзабеков, Камиль Алиев, Магомед Казиев, Ислам Казиев, Ислам Ханипаев, Магомед Сулейманов. Многие из них имеют Государственные награды не только Дагестана, но и России. В настоящее время мы очень хотим возродить Северо-Кавказскую киностудию.

Кинематографисты Северного-Кавказа обратились к Владимиру Путину с просьбой реанимировать Северо-Кавказскую киностудию. Нашу инициативу поддержал Президент России и издал указ о ее открытии и передачи 100% акций Северной Осетии, ждем решения Правительства наших республик. Они должны собраться и решить вопрос её финансирования.

Дагестан это кладезь для кинематографа, наша природа — это живые декорации для фильмов, обилие солнечных дней позволяет работать круглый год, а наша история, культура, быт — неисчерпаемый источник вдохновения для сценаристов. Мы неоднократно пытались создать свою дагестанскую студию, просили правительство помочь материально но, к сожалению, нас в высших эшелонах власти не слышат. И это заметно даже по тому, что на премьерах наших фильмов никогда не присутствуют представители этой власти.

Сегодня для нас остро стоит вопрос о том, чтобы возродить культуру кинопоказа, которая в советское время была сформирована. В Дагестане было 1700 клубов и кинотеатров, был самый большой на Северном Кавказе кинопрокат с 17000 кинокопиями. Кинопрокат отдали муфтияту республики, где в одну ночь уничтожили весь архив и в том числе золотой фонд дагестанских фильмов, а кинотеатры распродали. Вот так относятся у нас к культуре. Сегодня в Дагестане 4-5 кинотеатров частных, которые крутят в основном зарубежное кино. Поэтому в нравственное воспитание молодёжи не верится. В последнее время в регионах России всё более укрепляется понимание роли киноклубного движения. Однако, эта важная для развития кинематографа инициатива, сталкивается в процессе развития с рядом трудностей, преодоление которых без государственного участия невозможно. Это финансирование мероприятий, выделение помещений и т.д.

Поэтому хотелось бы пристального внимания к кинематографистам со стороны правительства, общественности. Ведь кинематограф это не только развлечение, но и школа культуры, познание других цивилизаций, школа образования, этики, эстетики, воспитания и нравственности.

Пользуясь, случаем хочу, заверить дагестанцев, что кинематографисты Дагестана будут и впредь снимать свои фильмы и прославлять Дагестан и дагестанцев в их ратном труде, создавая положительный образ.

Поздравляю всех кинематографистов Северного Кавказа, и Дагестана с наступающим днём Российского кино, желаю крепкого здоровья и новых творческих удач, а также поздравляю всех кинолюбителей, кто не равнодушен и поддерживает отечественный кинематограф.

 

Магомед  Сулейманов,

председатель Северо-Кавказского объединения и Дагестанского отделения Союза кинематографистов России