Время рубцует, затягивает раны, годы стирают многое из человеческой памяти, но есть события, которые никогда не забываются. Дагестанский народ никогда не забудет жаркий август 1999 года.

Народный поэт Дагестана Магомед Атабаев оставил потомкам душераздирающее стихотворение «Последняя песня», которое посвящено памяти солдат, погибших на горе Ослиное Ухо

Ах, какое смешное слово –
Ослиное Ухо – гора,
Ослиным Ухом сыт по горло
До зубов вооруженный враг…
Братцы, не поминайте лихом,
Россия вспомнит, как мать.
За гору Ослиное Ухо
Погибших своих солдат.

 

Война без жертв не бывает, но таких больших потерь, как на дагестанской горе «Ослиное Ухо», или когда из шести автомашин «Урал» с солдатами возвратились только две, не должно было быть. Столько бессмысленных потерь…

Вот такой дорогой ценой удалось отстоять родную землю. Народы Дагестана вступили в борьбу с бандитскими формированиями, чтобы сохранить единство и территориальную целостность многонационального и Дагестана в составе многоконфессиональной Российской Федерации. Успех в разгроме террористов и освобождении территории республики был бы невозможен без слаженной работы органов государственной власти Республики Дагестан, религиозных и общественных организаций, без своевременной и мощной поддержки Российской Федерации.

Сегодня мы отдаем дань уважения погибшим, внесшим решающий вклад в разгром и изгнание бандитов с дагестанской земли.

Память бессмертна, она передается из поколения в поколение. Долго еще отголоски этой войны не изгладятся, особенно из памяти ополченцев – героев событий тех страшных дней, когда смерть смотрела им в глаза.

Конечно, тема войны самая болезненная – она волнует нас, оставляет глубокий след у каждого, особенно в душах родных и близких людей, погибших на войне.

Итак, 16 сентября 1999 года – окончание 45-дневной войны в республике, то есть разгром международных террористов, вторгшихся в Дагестан.

В боях с бандформированиями в Дагестане погибло 275 и ранено 937 военнослужащих федеральных сил, внутренние войска и отряды милиции в ходе проведения антитеррористической операции потеряли 171 человек убитыми и 644 ранеными, более 20 человек потеряло и народное ополчение. Вспомним как все начиналось.

Началу событий предшествовала настоящая война «информационная». Журналисты реально оценивали ситуацию, поднимали самые острые вопросы, касающиеся приграничья, возможности начала военных действий с территории Чечни, усиления экстремизма и религиозного фанатизма в республике.

Население регионов, сопредельных с Чечней, практически находилось в зоне войны.

В этих условиях председатель Союза местных властей Дагестана Саид Джапарович Амиров созвал встречу глав администраций городов и районов республики для обсуждения складывающейся ситуации и принятия необходимых мер по предотвращению войны. Результатом было обращение от 25 мая 1999 года к гражданам Махачкалы и Дагестана в связи с угрозой вторжения бандформирований на территорию республики.

Это обращение непосредственно передает ту психологическую атмосферу, которая царила в дагестанском обществе.

В своей книге «События и политика» мэр города Махачкалы Саид Амиров пишет: «В этом направлении я прикладывал все усилия, как председатель Союза местных властей, объединяющего всех глав администраций городов и районов Дагестана, и как глава администрации столицы считал своим долгом использовать все имеющиеся мирные средства.

По моей инициативе было созвано совещание ведущих религиозных авторитетов, имамов мечетей, ученых исламоведов, представителей исламских джамаатов и широких кругов общественности. Путем трудных дискуссий и переговоров удалось составить обращение, которое должно было помочь найти выход из создавшейся ситуации. И сейчас я считаю, что этот документ имел огромное значение и не утратил своей актуальности».

Работа по предотвращению войны и возможного снижения масштабов отрицательных последствий, если она все же будет развязана, велась на уровне республиканских властей и муниципальных образований.

В связи с тревожной ситуацией в приграничных с Чечней районах мэр Махачкалы Саид Джапарович обратился к народу: «Сегодня я обращаюсь к вам в связи с многочисленными телеграммами и звонками в адрес столичной администрации от жителей Махачкалы и других районов, выражающих тревогу и озабоченность в связи с крайним обострением ситуации в приграничных с Чечней районах Дагестана и усиливающимися вылазками боевиков на нашу территорию…

Я как глава Администрации Махачкалы от имени городского актива и населения Махачкалы решительно заявляю, что планы экстремистов и сепаратистов никогда не сбудутся, мы не допустим раскола нашего общества, будем решительно пресекать любые попытки вооруженного вмешательства в наши дела. Те, кто играет с огнем, кто пытается военным путем решать свои проблемы, глубоко заблуждаются. У нас есть силы, возможности, политическая воля и мудрый народ, чтобы обеспечить стабильность и порядок в родном доме».

Итак, 8 часов 20 минут 2 августа 1999 года, вооруженные отряды боевиков численностью до 2000 человек, под командованием известных террористов Басаева и Хаттаба, с благословения лидеров международных экстремистских организаций вероломно вторглись с сопредельной Чечни, почти беспрепятственно миновав границу с Цумадинским и Ботлихским районами, на территорию Дагестана.

Воля народа позволила органам власти администрации г. Махачкалы в лице Саида Амирова, Госсовету Дагестана и Правительству России во главе с новым на тот момент председателем Владимировм Путиным выстроить систему власти в строгом структурном порядке, использовав мощную патриотическую энергию и направив волну негодования населения в правильное конструктивное русло. В этом встречном движении общества и руководства, в слиянии силы и разума, стихии и закона родилась Интербригада».

9 августа глава администрации столицы обратился по местному телевидению ко всем с призывом: «Дорогие дагестанцы, братья и сестры! Я обращаюсь к вам в этот час, когда на нас обрушилась беда. Нам надо восстановить конституционный порядок, освободить села, вернуть в свои дома беженцев…  Ни один завоеватель за всю историю не захватывал Дагестан. Это никому не удастся и сегодня».

Одним из наиболее ярких примеров гражданской позиции и патриотизма дагестанцев стало формирование Интербригады. И значение ее трудно переоценить, она оказала серьезное моральное влияние на ситуацию в Дагестане, перекрыла каналы подпитки противника человеческими ресурсами, обеспечила федеральные власти и вооруженные силы необходимой поддержкой во многих сферах.

В сложной ситуации Саид Джапарович проявил себя как человек сильной воли, высокого самообладания, личной ответственности, способный в трудную минуту использовать человеческий и материальный потенциал.

В таких событиях проявляется личность, ясно высвечивается человек – каков он есть на самом деле. Такие люди способны менять мир вокруг себя, творить новую историю, по другому смотреть на жизнь, легко преодолевать трудности и делать невозможное возможным.

Все мы знаем – ответственность за будущее Саид Амиров взял в свои руки в самое судьбоносное время для республики, открыто выступил перед людьми, настроил народ.

В своем обращении Саид Джапарович сказал: «Я как глава Администрации Махачкалы, выражая волю многонационального населения столицы, призываю добровольно записаться в Интернациональную бригаду для защиты конституционного строя и территориальной целостности Дагестана, в которой уже числится около 500 человек. Добровольцы будут защищать столицу республики и помогать войскам в очищении нашей территории..».

И только за один день в администрацию обратилось около 20 тысяч человек с предложением различных услуг.

В то же время город Махачкала под его руководством встретил и разместил тысячи беженцев, создав для них все необходимые условия, а также оказал значительную материальную помощь пострадавшим районам. В этой сложной ситуации это имело большое военное и моральное значение.

По инициативе Саида Амирова из Махачкалы машинами отправлялось продовольствие, а дагестанцы повсеместно обеспечивали солдат готовой пищей и водой.

Война сплотила народ, вызвав прилив патриотизма. Патриотический          подъем был настолько велик, что еще десятки тысяч дагестанцев составили вполне реальный резерв Интербригады.

Создание народного ополчения выбило из рук врагов России самое опасное идеологическое оружие. Стало ясно, что большинство населения Дагестана не видит своей судьбы вне России, не поддерживает экстремистов и с оружием в руках готово изгнать их за пределы родной земли.

А на войне как на войне. Наши женщины не потеряли самообладания перед лицом опасности и наравне с мужчинами участвовали в подготовке обороны. Именно они для российских солдат организовывали полевые кухни, с большой теплотой относились к бойцам.

Владимир Путин, отмечая патриотизм и энергию дагестанцев, подчеркнул: «В эти дни испытаний дагестанцы проявили лучшие свои качества – мужество, стойкость, смелость, бесстрашие, преданность Конституции и законам Дагестана и России, готовность встать на защиту республики, ее чести и достоинства любыми способами, в том числе с оружием в руках».

Командир Интербригады, полковник Шамиль Асланов в своей книге «Дагестан. Интербригада. Август-сентябрь 1999г.», пишет: «…Сегодня, анализируя события тех дней, меня не покидает мысль, как слаженно и без паники дагестанцы шаг за шагом добивались победы над врагом. В этой огромной деятельности главную и порой ведущую роль всегда играла личность. История учит нас, что личность в движении масс всегда являлась ее катализатором … Открывая главу «Солдаты народной армии, мы отдавая должное, первым ее бойцом считали Саида Амирова…».

Да, Саид Джапарович руководил Интербригадой, был опорой и поддержкой ополченцев до конца боевых действий в Ботлихе, Новолаке и Кадарской зоне.

Есть люди особой жизненной стойкости, для которых нет большой разницы, в какой они оказываются ситуации, именно таких людей имел ввиду поэт Николай Тихонов, когда писал: «Гвозди бы делать из этих людей – не было бы крепче в мире гвоздей».

Вера и стремление к победе – вот два основополагающих, необходимых жизненных фактора.

Большое видится на расстоянии, а ведь точнее, мудрее, пронзительнее не скажешь. Многие думали над тем, как наши предки преодолевали и более тяжелые и серьезные беды, значит, теперь настал наш черед вместе с россиянами, показать на что мы способны, достойно ли нынешнее поколение своих дедов, сумеет ли оно сохранить свое лицо и свой край».

Да, сумели!

Я уверена в том, что ополченцы и дагестанский народ и впредь приложат все свои знания и опыт в укрепление сил самообороны по защите Отчизны, а также внесут ощутимый вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения.

 

Султанат Салихова