к 350-летию рождения Петра I
Учитывая разностороннюю деятельность Петра I в истории России и в связи с исполняющимся в 2022 году его юбилеем Президент Владимир Путин в 2018 году подписал Указ «О праздновании 350-летия со дня рождения Петра I.
Фридрих Энгельс писал о Петре I: «Этот действительно великий человек … первый в полной мере оценил исключительно благоприятное для России положение в Европе. Он ясно разглядел, наметил и начал осуществлять основные принципы русской политики»
В исторической литературе существуют разноречивые оценки деятельности Петра I. Однако большинство исследователей считают, что его реформы имели выдающееся значение для России.
С XVIII века построенный по инициативе Петра I Петербург стал не только административным, но и общественно-культурным центром. Деятельность Петра I оставила крупнейший след в области науки и культуры.
Мысль об организации академии наук в России Петр I вынашивал долго, ещё в 1718 г. Создание Академии наук затянулось отчасти из-за занятости царя более неотложными делами, отчасти вследствие затруднений в привлечении для работы в ней иностранных учёных.
22 января 1724 г. состоялось памятное для истории Академии наук заседание Сената, на котором присутствовал Петр I, а также адмирал Апраксин, канцлер Головкин, князь Меньшиков и др. После четырёхчасового обсуждения было принято решение об основании Академии наук. Важнейшая особенность Петербургской Академии состояла в том, что она создавалась государством и с самого основания находилась на его обеспечении. На содержание Академии наук Петр ассигновал значительную по тем временам сумму – около 25 тыс. руб.в год.
В течение 1724 г. и большей части следующего года велись переговоры с иностранными учёными о приглашении их на службу в Академию наук. Открытие Академии произошло уже после смерти Петра – в августе 1725 г., когда состоялась первая конференция академиков. К учёным Академии наук предъявлялось требование связывать изыскания с запросами жизни.
В 1725 г. Академии были передана Кунсткамера (это был первый академический музей этнографии), библиотека дворца Петра I и другие здания. Таким образом, укреплялась материальная база Академии. Научно- исследовательская работа Академии была обширна. Исторические, географические и естественно-научные работы Академии раскрыли России её собственный облик. Из трудов учёных Академии, Россия и весь мир узнали о географии, народах, этнографии страны.
Если царское правительство, организуя изучение Дагестана, смотрело на него, как на объект эксплуатации, передовые учёные относились с симпатией к горцам, руководствовались интересами развития науки.
Развитие науки направлялось в это время преимущественно практическими потребностями. Производились поиски водных путей в соседние восточные страны. Сделанные открытия закреплялись картографическими работами. Много внимания было уделено изучению Каспийского и Аральского морей и прилежащих к ним местностей. Ф.Соймонов автор «Описания» Каспийского моря. (1728)
Петербургская Академия наук с первых лет основания оказывала содействие в изучении Дагестана. Серьёзно и глубоко изучением истории и географии, археологии и этнографии, языка и фольклора, а также природных богатств занялись С.Гмелин, И. Гербер, Г.Абих, Д. Анучин, В. Докучаев, П. Услар и многие другие.
Первым русским исследователем Дагестана был академик С.Гмелин (1745-1774), который путешествовал по западному побережью Каспийского моря. Он посетил г. Дербент, совершил путешествие в горы, осматривал остатки оборонительной стены «Даг-бары», описал растения, животных, птиц, опубликовал труд «Путешествие по России для исследования всех трёх царств в природе». Важные этнографические сведения о Дагестане содержатся в книге академика И. Гильденштедта «Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа из путешествия г-на академика И.А. Гильденштедта через Россию и по Кавказским горам в 1770, 71, 72 и 73-х годах», изданная в 1809 г. В его труде приведены и сведения о некоторых местных полезных ископаемых. Изучением Дагестана занимался также академик Г.Абих (1806-1886), труд которого представляет собой подробный энциклопедический сборник географических и исторических сведений о Кавказе. Около двадцати лет посвятил он изучению Дагестана.
Г. Абих занимался исследованиями в Андийском, Самурском, Темир-Хан-Шуринском, Казикумухском, Гунибском и др. округах. Учёный много внимания уделял изучению нефтеносных районов. Г. Абихом были накоплены многочисленные данные и он приступил к составлению сводных геологических обзоров. Он является автором ряда работ о почве и минеральных богатствах Дагестана, ему принадлежат слова: «Эта страна таит в себе гораздо больше природных ресурсов, чем обычно предполагается. Я убежден, что Дагестан будет процветать».
Научные экспедиции Петербургской академии настойчиво изучали разнообразные материалы по истории, этнографии, фольклору, дагестанским языкам, а также недра, флору, фауну Дагестана.
В конце XVIII в. с целью изучения Дагестана состоялась другая экспедиция академии под руководством академика П. Палласа. Обстоятельное изучение различных проблем истории Дагестана связано с именем известного ориенталиста, академика Б. Дорна (1805-1881). Наибольшую ценность представляют его труды: «Отчёт об учёном путешествии по Кавказу и южному берегу Каспийского моря», «Каспий. О походах Древних русских в Табаристан, с дополнительными сведениями о других набегах их на прибрежья Каспийского моря», «Известия о хазарах восточного историка Табари, с отрывками…», в которых содержатся весьма ценные сведения о Дагестане и его народах.
Важные материалы о Дагестане содержатся в трудах выдающегося историка-энциклопедиста В. Татищева(1686-1750). Научные интересы Татищева сложились в связи с его государственной деятельностью, под влиянием преобразований Петра I. В работе «Лексикон российской исторической, географической, политической и гражданской» он сообщает о Кавказской Албании, Дагестане, Дербенте, Каспийском море. Об Албании пишет: «Албанией римляне именовали ту часть, что ныне Дагестания зовётся. Её главный город Албана, ныне мнится быть Дербент».
Экспедиция академика Клапрота (1783-1835) в 1807-1808 гг. собрала этнографические, археологические, нумизматические и, особенно, лингвистические материалы о Дагестане, владениях Северного Кавказа, Грузии, о роли половцев в этногенезе карачаевцев, балкарцев, кумыков.
Особо следует отметить результаты поездки в Дагестан академика Д.Анучина. Его труд «Отчёт о поездке в Дагестан летом в 1882 году» является одним из основательных. Данные содержащиеся в его отчёте касаются различных вопросов социально- экономического, политического и культурного развития дагестанских горцев, в частности, земледелия, скотоводства, промыслов, взаимоотношений между собой и соседними народами и владениями. Около четверти века неустанно трудился член-корр. Российской Академии наук П. Услар, который посвятил фундаментальные исследования языкам Дагестана и Северного Кавказа. Он опубликовал содержательные труды «Древнейшие сказания о Кавказе», «Кое-что о словесных произведениях горцев» и др. Услар проявлял неустанную заботу о просвещении горцев. Он был не только последовательным пропагандистом новых алфавитов, но и создателем их. Обучение горцев «родной грамоте на русском основании, — подчёркивал Услар, — служит наилучшим подготовительным пособием к изучению грамоты русской. Выучите сначала ученика – горца грамоте на его родном языке и от неё перейти к русской».
Изучению почв Дагестана посвятил свои труды учёный В.Докучаев. Авторами ценных исследований, посвященных различным проблемам науки являются И. Березин, Н. Пирогов, М. Ковалевский и другие. Российская академия значительное внимание уделяла изучению языков Кавказа, в том числе и Дагестана. Видное место в этом принадлежит академику Н. Марру (1864-1934). В его работах «Непочатый источник истории Кавказского мира», «Племенной состав населения Кавказа» и др. содержатся весьма ценные материалы и суждения о дагестанских народах, языках и т.д. В духе времени Н. Марр сформулировал свой вариант миграционной теории происхождения кавказских языков, согласно которому их носители занимали в доисторическую эпоху огромный ареал в пределах Передней Азии. В одной из своих работ о кавказских языках он писал: «Эти многочисленные языки не порождение условий жизни и не случайно разрозненные последки, как предполагалось, великих переселений через Кавказ, а вклад постепенного оттеснения ветвями (если не всей семьей) на Кавказ, с незапамятной и для древней Европы эпохи, народов древнейшего культурного мира на юге, в пределах Ассиро-Вавилонии и Месопотамии и прилегающих к ним с севера и запада в Малой Азии странах». Наконец, Марр утверждал, что факт передвижения народов и языков на Кавказ с юга свидетельствуется уже самим их современным расположением.
Крупный вклад в изучении истории Дагестана внес член Петербургской АН с 1913 г. В.Бартольд. В его трудах «К вопросу о происхождении Дербенд-наме», «Арабские известия о русах», «Дербент», «Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира» и др. содержатся весьма ценные сведения о дагестанских народах.
Научные исследования в Дагестане, начатые учёными Петербургской академии были продолжены и развиты учёными Российской АН, с 1925 г. учёными и научными учреждениями АН СССР.
С первых лет советской власти огромный вклад в развитие науки в Дагестане внесли видные учёные Н. Вавилов, Н. Марр, И. Крачковский, В. Голубятников, К. Калинский, Е. Лискун, Н. Яковлев, Л. Жирков, А. Башкиров, И. Губкин, Б. Бакланов, П. Погорельский, П.И. Лебедев, И. Брод, А. Шейников и многие другие.
Огромны заслуги в изучении земледельческих традиций дагестанских горцев академика Н. Вавилова. В трудах Вавилова «Проблема происхождения мирового земледелия в свете современных исследований», «Мировой опыт земледельческого освоения высокогорий», «Центры происхождения культурных растений» и др. развитие террасного земледелия в горном Дагестане сопоставляется с некоторыми областями юго-восточной Азии и Южной Америки. Вавилов выделил в горных и субтропических областях ряд самостоятельных центров происхождения культурных растений и вероятных очагов самостоятельного возникновения земледельческой культуры. Он указывал, что Дагестан непосредственно входил в очаг первичного возделывания хлебных злаков, зерновых, бобовых и льна. Вавилов писал: «Земледелие в Грузии, Армении и Дагестане является весьма древним, начало его уходит вглубь тысячелетий».
7 октября 1975 г. в Кремлёвском Дворце съездов состоялось торжественное заседание Юбилейной сессии Академии наук СССР, посвященное 250-летию АН СССР, на котором приняли участие члены президиума Дагестанского филиала АН СССР во главе с председателем президиума Дагфилиала АН СССР Х. Амирхановым.
На встрече в Президиуме АН СССР накануне юбилейных торжеств, на котором присутствовали М. Келдыш, М. Котельников, П. Федосеев, К. Скрябин и другие члены Президиума АН СССР была положительно отмечена деятельность ДагФилиала АН СССР.
Члены дагестанской делегации были награждены юбилейной медалью, значком и Почётной Грамотой АН СССР 250 лет.
Магомед Гасанов,
Профессор, участник юбилейных мероприятий, посвящённых 250-летию АН СССР в 1975 г.