Художник рисует не то, что
видит, а то, что чувствует,
что значит для него увиденное
Пабло Пикассо, живописец
С героем моего рассказа я встретился впервые в шестидесятые годы прошлого столетия, когда я работал в кумыкской редакции вещания Дагестанского радио. Высокого роста, смуглый, с добрыми карими глазами и густой черной шевелюрой он пришел в нашу редакцию по приглашению старшего редактора Джанболата Бекмурзаева, чтобы рассказать о работе Союза художников Дагестана, который он возглавлял в те годы. Прежде чем войти в студию, он побеседовал с нами, живо интересовался работой нашей редакции и подарил нашему коллективу одну из своих последних работ, выполненную акварелью. Эта картина – пейзаж – долго украшала стену кабинета нашего редактора. Может эта короткая встреча и навела меня на мысль сегодня, спустя полвека, изучить жизнь и творчество мастера изобразительного искусства Салавата Салаватова и рассказать о нем читателям нашей газеты.
Салават Магомедович родился 21 мая 1922 года в Буйнакске, а его родовые корни находятся в селении Нижний Дженгутай. Когда его отец Магомед устроился полиграфистом в типографию имени С. Кирова, семья переехала жить в Махачкалу. Магомед выписывал и часто приносил домой красочно иллюстрированные художественные книги для детей. Салават, который едва научился читать и писать, так увлекся рисунками в книгах, что стал и сам рисовать. Учась в городской средней школе № 5, посещал студию изобразительного искусства при Доме художественного воспитания детей. Первый успех пришел к Салавату, когда он стал лауреатом Международного конкурса детского рисунка в Японии и был награжден не только дипломом, но и путевкой во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек».
Свой талант юный Салават развил, посещая позже студию при Министерстве культуры Дагестана, которую вел Дмитрий Капаницын, приобщивший к изобразительному искусству целую плеяду будущих мастеров. Заслуженный деятель искусств, мастер-реалист Дмитрий Акиндинович Капаницын, который в течение всей своей жизни почти каждую неделю выезжал на этюды, свое поэтическое восприятие природы передал и своему ученику Салавату. Это дарование у мальчика проявилось так рано, что уже в 1937 году его акварель «Аул Чиркей» экспонировалась на международной выставке в Париже, а иллюстрации к ранним произведениям М. Горького получили второе место на Всероссийском конкурсе книжной графики.
У Салаватова была большая и заветная мечта – получить высшее образование в Москве, в Государственном институте изобразительных искусств, но помешала Великая Отечественная война.
Он с первых дней войны, не дожидаясь повестки, добровольно ушел на фронт. Участвовал в ожесточенных боях за каждый сантиметр родной земли. В письмах-треугольниках к своим родителям и близким родственникам Салават отправлял наспех нарисованные в окопах карандашом зарисовки трудных фронтовых дорог. В 1944 году при освобождении Донбасса он был тяжело ранен. Салават Салаватов лечился в Махачкале, в госпитале, который был развернут в средней школе № 13. По состоянию здоровья он больше не вернулся на фронт, в те военные годы много рисовал карикатуры, листовки, плакаты, в которых высмеивал и позорил фашистских оккупантов.
В послевоенные годы Салават Магомедович работает художником-декоратором в Русском драматическом театре, а также активно сотрудничает с республиканскими газетами и Дагестанским книжным издательством. Большое внимание он уделяет оформлению художественных книг, особенно сатирических произведений. Так, сборник рассказов талантливого кумыкского прозаика Юсупа Гереева «Спутник Молла Насреддина», остро обличающий невежество, ханжество, пьянство, мракобесие нашел в лице Салаватова прекрасного истолкователя. Художник так усердно работал над иллюстрацией этой книги, что им было нарисовано 18 (!) вариантов обложки. И что примечательно, когда эта популярная книга была переиздана через пять лет, Салаватов почти все старые сюжеты создал заново. Так, с азартом занятого любимым делом человека, Салават Магомедович работал над целостным оформлением книги старейшего кумыкского сказителя Аява Акавова «Нарт», книги «Стихи и юмор» Ибрагима Хамау, сборника «Кумыкские народные сказки» и многих других.
Мастером пейзажа называли Салавата Салаватова в шестидесятые годы прошлого столетия. Салаватов-пейзажист страстно впитывал окружающий мир, пропускал через себя, через свое сердце, и отдавал любителям изобразительного искусства напоенные чистым, ароматным воздухом родные и милые нам леса, луга, горы, глубоко дышащую морскую стихию Каспия, залитые светом городские панорамы Махачкалы… Лирическим героем этих полотен был сам Салаватов – художник, живущий свободно, спокойно и цельно.
Салават Магомедович был не только пейзажистом, но и защитником природы. В его дневнике есть такие строки: «…Для меня это не просто пейзажи. Каждый рисунок, каждая картина – это целая программа. Программа восхищения нашим горным краем. У нашего Дагестана великая природа, но мы ее не ценим, а губим. А она нас любит – посмотрите, как щедро можно черпать от нее вдохновение. Не знаю другого уголка великой России с такой же одухотворенной природой. Я буду счастлив, что достиг своей цели, если человек, пришедший на мою выставку, задаст себе вопрос: «Что я сделал, чтобы эту красоту вокруг себя сохранить?»
Большую популярность Салаватову принесла персональная выставка его работ, которая была организована в Москве в конце 1971 года, в период самого расцвета его творчества. Эта выставка была приурочена ко Дню энергетика и потому носила сугубо тематический характер – раскрывала трудовой подвиг дагестанских гидростроителей. Выставка вызвала большой интерес у общественности и гостей нашей столицы, она функционировала двадцать дней. За эти дни бесконечный поток ценителей изобразительного искусства с восхищением рассматривал шестьдесят работ художника, которые разместились в уютных залах Центрального дома журналистов. Посетители тепло благодарили художника за его колоритные работы и оставляли добрые записи в книге отзывов. Высокую оценку творчеству Салаватова дал народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии Анатолий Яр-Кравченко: «Салаватов не любит мягкую, плавную манеру с размывками, особенно популярную сейчас и наиболее эффектную. Его акварель, оставаясь прозрачной, резка по теням и очень графична. Прекрасные горные виды лишены ореола многозначительности. Они одухотворены, опоэтизированы, но по-своему, по-салаватовски. Нужно быть Салаватом Салаватовым, чтобы так восторженно-поэтически, нежно и страстно рисовать свой край».
Летчик-космонавт В. Севастьянов писал: «Дорогой Салават Салаватов! Благодарю за удовольствие, которое испытал, посмотрев Ваши картины. Желаю Вам творческих успехов и удачи».
А вот, что написала В. Вавилина – главный редактор журнала «Работница»: «Уважаемый Салават Салаватов! Давно и нежно люблю Дагестан. Бывала в Чиркее, писала о строительстве Чиркейской ГЭС. Вам удалось передать стремнины гор и бешенство Сулака, поэтическую прелесть старого аула и то новое, что коренным образом меняет и облик, и самую жизнь в этом уголке Дагестана. Спасибо Вам!»
Подготавливая этот материал для газеты, я встретился со многими, кто был близок или причастен к творчеству Салаватова. «Мы с Салаватом жили рядом на одной улице Махачкалы, учились в одной школе, вместе ходили в студию «Юного художника», – начал свою неторопливую беседу со мной аксакал дагестанского изобразительного искусства, заслуженный деятель искусств РД, автор Государственного флага РД Абдулвагаб Муратчаев. – Салават был одаренным и талантливым от природы, от Бога. И живопись, и графика, и гравюра – все было подвластно его умным и умелым рукам. Любил писать портреты рабочих-передовиков производства. Когда он рисовал портрет, словно снимая слои изобразительных подробностей, умел проникнуть в глубинную суть человека. В 1961 – 1967 годах мне посчастливилось работать вместе с ним в Союзе художников Дагестана. Он возглавлял Союз, а я был директором Художественного фонда Дагестанского отделения СХ СССР. У нас с ним получился своего рода прочный тандем. Многие организационные и общественные вопросы решали сообща. Салават ко всем, кто его окружал, относился с исключительным уважением. Будучи требовательным к своим подчиненным, он всегда оставался справедливым. Большое внимание он уделял творчеству молодых художников, старался решать трудные бытовые и социальные проблемы предоставления жилья и помещений для творческих мастерских. По его инициативе многие молодые художники поступили в специальные высшие учебные заведения, были приняты в Союз художников СССР».
Главный итог творчества Салавата Салаватова в том, что реализовался как художник. Прошло более десяти выставок его работ на республиканском, всесоюзном и всероссийском уровне. Как иллюстратор он участвовал в Международной выставке книг в Берлине. Имеет почетные звания «Заслуженный художник РСФСР» и «Народный художник Дагестана». Награжден орденом «Знак Почета».
О творчестве Салаватова много сказано и много написано. Но мнение Татьяны Петениной, известного искусствоведа, более тридцати лет проработавшей в ДМИИ, члена Международной ассоциации искусствоведов, для читателей будет более авторитетным и убедительным. Вот что рассказала она в беседе со мной: «Салават Магомедович развивал свой профессионализм постоянным и кропотливым трудом. В течение многих лет в многочисленных поездках по республике художник пристально всматривался в краски и линии, вслушивался в ритмы и звуки родного Дагестана, чтобы затем переносить все это на холст и бумагу. Художник работал в разных графических техниках: уголь, тушь, перо, пастель. В начале 60-х годов занимался популярной тогда линогравюрой. Однако излюбленной его техникой всегда была акварель, и именно в акварели Салаватов реализовал себя как мастер пейзажа. Пожалуй, основная черта, определяющая творчество этого художника, – умение обобщать, способность несколькими мазками передать главное в природе и человеке. Именно это придает пейзажам Салаватова особую цельность и даже монументальность. Его пейзажи всегда узнаваемы, емки и лаконичны. Степень общения в них настолько сильна, что картина природы приобретает какой-то лунный, почти ирреальный характер, напоминающий пейзажи американца Рокуэлла Кента».
Значительная коллекция работ Салаватова находится в собрании ДМИИ им. Патимат Гамзатовой. В 2006 г. Музей организовал выставку, посвященную памяти художника, и издал небольшой буклет каталог всех его работ из собрания музея, большинство из которых участвовало в выставке. Директор музея, Салихат Гамзатова, в беседе со мной рассказала, что творчество Салавата Магомедовича высоко ценится и специалистами и любителями изобразительного искусства. Его произведения участвуют во многочисленных выставках, проводимых музеем. Большим успехом пользуется его серия, посвященная строительству Чиркейской ГЭС, замечательные пейзажные акварели. Также Салихат Расуловна рассказала мне интересную историю о том, что в ноябре 2011 года музей получил в дар от Ларисы Гавриловой большую серию графических работ художника и две его картины. Все произведения были выполнены Салаватовым в 1990-е годы, когда он уже переехал в Москву, где организовал курсы для любителей рисования. Одной из его учениц была Лариса Николаевна, и ей он подарил много своих работ. Лариса Гаврилова с большим уважением относилась к творчеству художника и бережно хранила его дары, но решила передать часть их нашему музею, и связалась с руководством музея. В ноябре 2011 г., будучи в Москве в командировке, Салихат Расуловна встретилась с ней и получила в дар прекрасные работы периода, который не был представлен в коллекции ДМИИ. Лариса Николаевна говорила, что творчество Салаватова повлияло на нее и других учеников художника, не подозревавших о скрытых в них талантах, помогло пробудить в них любовь к живописи и рисунку. Яркие декоративные работы, выполненные в необычной технике монотипии, лирические осенние и зимние пейзажи, натюрморты пополнили фонды музея и открыли для дагестанцев новые грани творчества Салавата Салаватова.
Наш рассказ о Салавате Магомедовиче был бы неполным, если бы я не встретился со старшей дочерью художника, Инессой Салаватовной, которая живет в Махачкале. Когда я переступил порог ее квартиры, то был приятно удивлен тем, что стены дома увешаны живописными, графическими и пейзажными работами, портретами, рисунками и линогравюрами ее отца. «Это же настоящий музей!» – воскликнул я в восторге. «Мои родители жили в этой квартире до 1972 года, до переезда в Москву, – начала свой рассказ Инесса. – Папу пригласили работать главным художником в издательство «Планета», известного во всем мире. Ему сразу же предоставили двухкомнатную квартиру и творческую мастерскую в престижном районе столицы, а маму – Тамару Константиновну, которая окончила филологический факультет ДГУ, обеспечили профильной работой. Нас у родителей двое, я и моя младшая сестра Умият. Мы обе получили высшее медицинское образование, работаем по специальности. Папа очень любил нас. Занятый целыми днями служебными и личными профессиональными делами находил время заниматься с нами, нашими уроками. Он учил нас всему хорошему – доброте, честности, благородству, а своих учеников – глубокому пониманию того, что они рисуют. Отец часто возил нас в Нижний Дженгутай, наше родовое селение, мы любовались неповторимой красотой местной природы. Отец очень много работал в своей творческой мастерской. Бывало, что он рисовал до утра и, не выспавшись, уходил на работу. Нам казалось, что его многоцветная палитра никогда не высыхала. Папа любил и умел дружить. Нашими дорогими гостями были Р. Аскерханов, Р. Гамзатов, А. Аджаматов, А. Айгумов, художники М. Шабанов, А.-В. Муратчаев, К. Мирзабеков и многие другие. Папа рисовал всех своих друзей и дарил им портреты. Мой папа как художник и человек на своем творческом пути не делал ничего, что противоречило бы его совести. Он никогда не изменял своим идеалам, любил свой родной кумыкский язык, жил по законам Всевышнего. Он, инвалид Великой Отечественной войны, ничего не просил ни у какой власти и всегда оставался свободным духом. Он никогда не был «скромной тенью» великих художников, хотя испытывал их большое влияние на свое творчество, никогда не расслаблялся, не плыл по течению, везде и всюду оставался самим собой. Каждый раз папа приезжал в родной Дагестан с любовью, хотя многое здесь в последнее время его огорчало. Папа умер в 2005 году, мама пережила его на четыре года. Оба похоронены в Москве. Всевышний не оставил наш род без последователя отца: внук его младшего брата Нариман Дамаданов окончил художественно-графический факультет ДГПИ, ныне известный художник, член Союза художников России».
Заканчивая рассказ о Салаватове, хочу сказать, что он оставил нам и будущим поколениям более тысячи своих работ. Некоторые рисунки, картины, композиции остались незаконченными. У Александра Пушкина в стихотворении «Недоконченная картина» есть такие строки:
Чья мысль восторгом угадала,
Постигла тайну красоты?
Чья кисть, о небо, означала
Сии небесные черты?
Я с полной уверенностью могу сказать, что герой моего рассказа, очень почитаемый ценителями живописи, своим титаническим трудом постиг тайну этой красоты. Его живопись будет востребована всегда, в любые времена, как достояние народа. В дань уважения памяти Салавата Магомедовича на стене дома № 3 по улице Коркмасова в городе Махачкале, где долгие годы он жил, установлена мемориальная доска. В Дагестанском музее изобразительных искусств им. Патимат Гамзатовой в ноябре текущего года откроется юбилейная выставка художника-фронтовика Салавата Магомедовича Салаватова. Об этом будет анонсировано в средствах массовой информации.
Магомед-Наби Халилов,
писатель, лауреат Государственной премии Республики Дагестан