УМСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДАГЕСТАНА

Это – важнейшая составляющая историко-культурного наследия каждого народа. Именно она с малых лет учила человека определенным манерам мыслить, умению логически включать свои умственные способности в различные виды деятельности, позволяет рационально и качественно с наименьшими затратами времени и сил человека направлять процесс созидания. Не случайно в советском образовании значительную роль отводили такой важнейшей дисциплине как «Логика». Человек, а тем более носитель определенной профессии, должен уметь логически верно строить свои мысли, в зависимости от профессии и выполняемого вида деятельности, и не только, обладать элементарным (конкретным), абстрактным, словесно-логическим, творческим, техническим мышлением и другими видами мышления.

Культура мышления – не врожденное качество. Она не дается человеку в готовом виде, а формируется и развивается в результате освоения им окружающей действительности и овладения знаниями, умениями и навыками, накопленными человечеством.

Дагестанские народы никогда не мыслили полноценность человека без наличия элементарных взаимодополняющих качеств, и прежде всего умственных: знаний, умений, навыков общения с людьми, обращения с растительным и животным миром, содержания себя, своей семьи, престарелых ро­дителей, противоборства с врагами народа, защиты интересов общества, родины.

Умственное воспитание детей в народной педагогике направлено на решение ряда задач. Одной из главнейших задач народ считает усвоение подрастающим поколением разнообразных знаний об окружающей их природной и социальной среде и формирование на их основе взглядов и понятий об окружающем мире. Народ, высоко оценивая знания, подчеркивает их важное значение в жизни общества и человека: «Ученый водит, неученый следом ходит», «Мир освещается солнцем, а человек — знанием», «Знающий победит тысячу — сильный победит одного» и многие другие.

Традиционное народное воспитание накопило богатый арсенал основных средств, способов и приемов обучения, умственного развития и воспитания человека. К ним народная педагогика относит следующие: фольклор (мифы, былины, сказки, загадки, скороговорки, пословицы, поговорки и т.д.), общение; осмысленный труд, включающий знания по земледелию, скотоводству, различным ремеслам; декоративно-прикладное творчество и т. д. Дети с раннего возраста наблюдали за трудом взрослых в земледелии, скотоводстве, торговле, ремесле и принимали посильное участие в нем. Человек должен быть трудолюбивым, иметь профессию, а желательно, быть мастером (уста) на все руки. Призывая к посильному труду, народ говорит: «Кто не способен дать молоко как корова, должен пахать как бык» (лезг.), «Работнику—полтинник, мастеру — рубль» (дарг.), «Ценят не папаху и нe слова, а каждодневные дела» (лезг.). Человек должен быть сообразительным, умственно развитым: «Когда в голове ум, глаза лучше видят», «Умный враг лучше глупого друга» (лезг.). Человек должен чувствовать красоту людей и природы, быть ее храни­телем и творцом.

В результате четких и ясных народных рекомендаций человек с ранних лет приобретал разносторонние знания, трудовые умения и навыки.

Например, участвуя в выращивании различных сельскохозяйственных культур, ребенок наблюдал все процессы, начиная от подготовки почвы к посеву или посадке и до сбора урожая. Это позволяло ему усвоить разнообразные земледельческие знания. Например, что земля является источником существования не только для человека, но и для всего растительного и животного мира: «Мать-земля», «Земля-кормилица»; о значении солнечных лучей; об особенностях времен года и учета их в сельскохозяйственном труде; об изменениях на земле в зависимости от солнца, воды, воздуха, ветра и других факторов и т.д. Эти знания формировали у детей понятия о законах природы, о постоянных связях, зависимостях и изменениях в ней, о вечном движении всего живущего на земле, о понимании себя как частицы мира, природы и т.д.

Труд ремесленников и строителей основывался на знаниях о сложных свойствах разных материалов, о технологии их обработки, измерениях, конструировании. Таким образом, дети усваивали начатки знаний по химии, физике, математике, геометрии и т. д.

В процессе торговли дети приобретали математические знания, учились определять качество продукции, сравнивать ее с подобной продукцией, рассуждать, аргументировать, оценивать.

Животноводство способствовало приобретению детьми знаний по ботанике, биологии. Элементы химических знаний усваивались ими в процессе обработки продукции животноводства: мяса, молока, выделки шкур, кости; получения растительных волокон, стирки белья и т.д.

Астрономические знания накапливались во время охоты и различных промыслов вдали от основного местожительства. Дети усваивали способы ориентировки, определения времени и местонахождения по солнцу и звездам, времени весеннего и осеннего равноденствия, зимнего и летнего солнцестояния. Можно еще долго перечислять знания, которые приобретали дети в процессе труда и повседневной жизни.

Важным средством развития ума народная педагогика считает язык. Знание языка народ рассматривает как важное средство расширения познания мира. Но в то же время советует с умом использовать язык: «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь», «Язык мой — враг мой». «Знание языка открывает путь к сердцу», «Знание ста языков — что сто умов» — заключает пословица. В духовном сокровище народа родной язык является самым близким и сокровенным. С первого родного слова матери, впервые услышав собственное имя, ребенок начинает познание мира; из нежных колыбельных песен он впервые узнает родную мелодию и на всю жизнь ее запоминает.

Язык в понимании народа — это важное средство познания мира. Жестокое слово способно убить человека, доброе — возвысить, окрылить его. Язык — это критерий ума человека: «У короткого ума — длинный язык», «Острый язык — дарование, длинный язык — наказание».

Ведущими средствами умственного развития детей в народной педагогике являются загадки, скороговорки, считалочки, игры, различные виды труда и др.

Загадки были повседневным занятием детей. Разгадывание загадок требовало напряжения мыслительных сил, способствовало овладению рядом мыслительных операций: анализом, синтезом, сравнением, классификацией предметов; учило выделению главных признаков, предметов, явлений и т. д.

Совокупность народных требований к целостному и всестороннему развитию человека выражены в точных формулах народных пословиц.

Ум, умственное воспитание, по мнению народа, это как раз то, что делает человека Человеком. Ставя стремление челове­ка к умственному развитию выше других стремлений, народная мудрость гласит: «Человек ценен не папахой, а умом», «Ум делает человека зрячим», «Глупец к богатству мира стремится, мудрец к поз­нанию мира» (лак).

Народ обращает внимание на необходимость заниматься умст­венным воспитанием буквально с малых лет. Целесообраз­ность раннего умственного воспитания утверждается тем, что: «Ум не от возраста, а от головы» (лак., лезг.), «Не в бороде ум, а в голове» (лезг.). В жизни,— замечает народ, — «Пустой мешок ни­когда не стоит», «Ученье в детстве — что резьба по камню» (дарг.), «Была бы голова, а папаха найдется».

Народная культура образования показывает человеку различные пути к умственному совершенству: «Чтоб мудрецом считаться меж людь­ми, не трать попусту время, перо возьми» (т.е. стремись к знаниям — дарг., «Услышанное береги, время придет-пригодится» (лак.), «Глупец сказал — пусть слушающий будет умным» (т. е. будь вни­мательным к разговорам, осмысли сказанное), «Семь раз отмерь, один раз отрежь» (т. е. прежде, чем сказать и делать — думай  — лезг.), «Наука — лучшая казна: не украдут, не сгорит, не сгинет, не пропадет — всегда при себе»; «Сильный одного победит, умный — тысячу; «Держись за перо — оно сын хлеба» — общедаг. Каждый из этих советов проверен на практике и имеет огромный смысл для осмысленной жизни и деятельности человека.

Разум человека формируется на протяжении всей его жизни. Поэтому народные мудрецы как бы шутливо, но вполне резонно советуют «Каждый день надо хоть одно словечко новое слышать, а не то уши, как у осла, отрастут» (лак.). В метких изречениях народа сокрыты важнейшие идеи и жизнедеятель­ные принципы, направляющие человека к умственному совершенству:

«Один раз увиденное лучше дважды — услышанного» (лезг.); «Лучше потерять слух, чем зрение» (лак.). – подчеркивает значение наглядности.

«Сначала думай, затем выскажись»; «Хотя сказавший глуп, слушающий обязан быть умным» (лезг.). – подчеркивает значение сознательности.

«Не берись за камень, который не сможешь кинуть» (лезг.); «Это мясо не для твоего пирога» (авар.), «Кол вбивают туда, куда он входит» (дарг.). – подчеркивает значение посильности выполняемого задания и дела.

«Чем ливень раз в три месяца, лучше мелкий дождь ежедневно» (лак.); «Капля зa каплей—озеро получается» (лезг.). – подчеркивает значение учения в труде.

«Если как следует взяться, всякое де­ло сделаешь»; «Огонь, который поверху бежит, быстро потухнет» (лак.) – подчеркивает значение деловитости.

«Торопливому — передняя ножка, тер­пеливому — задняя (лезг.); «Пусть сгорит поспешность» (дарг.) – подчеркивает значение настойчивости, упорства и выдержки (сабур).

«Слово лучше — короткое, веревка — длинная» (лак.); «Кто много знает, тот мало говорит» (дарг.) – подчеркивает значение чувства меры.

Народная мудрость предупреждает, что знание благодатно только тогда, когда оно служит народу, в противном случае оно — зло: «Знание в руках плохого человека подобно острому мечу в руках пьяного». Народ не порицает незнание, но не прощает отсутствие любознательности: «Не знать — не стыдно, стыдно не спросить», «Если не знаешь сам — знающих слушай». «Образование – гость, ум – хозяин». Прославляя ум, стремление к знаниям, учению, народ подвергает уничтожающей критике невежественных людей, которые ничего толком не знают и знать не хотят: «Невежество хуже темной ночи». И вместе с тем достоинство и величие человека народ видел в его разумности, смышлёности, всесторонней развитости, и самое главное, в мудрости его подхода к решению личностно и социально значимых проблем.

Народная мудрость утверждает, каким бы умным не был человек, коллективный ум выше: «Одна голова хорошо — две лучше», «Даже если народ тебя умным считает, учись у него уму-разуму».

Идеи и принципы, нашедшие свое отражение в народном опыте воспитания, являются обобщением многовековой культуры умственного труда народов Дагестана и представляют огром­ный интерес для повседневной практики каждого сознательного человека. Они являются основополагающими для последовательного и глубоко продуманно­го усвоения колоссальных народных знаний, умений и навыков по многочисленным отраслям жизнедеятельности человека: по народной биологии, геологии, математике, метеорологии, по народной медицине и т.д., чем годами руководствовались народы Дагестана, среди которых выросли и прославились известные мыслители и просветители исламского и светского образования: Магомед Ярагский, Абдурахман Хаджи Согратлинский, Али-Гаджи Акушинский, Джамалутдин Кази Кумухский, Магомед-Эфенди Османов, Али Каяев, Гасан Эфенди Алкадарский, Абусуфьян Акаев и многие другие. Народная школа умственного воспитания является и сегодня бесценным немеркнущим кладезем в упорном и последовательном формировании умственной культуры современного молодого поколения.

 

Шайдабег Мирзоев,

 зав. сектором педагогики ДНИИП, профессор ДГПУ