КУЛЬТУРА СПЛАЧИВАЕТ НАРОДЫ

В мире столько же национальных культур, сколько и наций. Каждая национальная культура является неотделимой частью общечеловеческой культуры. Национальная культура формируется вместе с формированием наций и развивается в национальных формах. Формами национальной культуры являются: национальный язык, психический склад нации или национальный характер, традиции, обычаи и обряды, быт, пища одежда, музыка, жилище и т.д.

Важной формой национальной культуры является первым долгом язык. Язык — это основное средство национального общения. Он создает среду понимания между людьми, способствует передаче, восприятию, осмыслению и применению культурных ценностей народа. Язык от поколения к поколению передает мысли, чувства о культуре и весь опыт национального жизнеустройства. В свою очередь национальная культура развивает и обогащает национальный язык.

Одним из основных признаков нации и формой национальной культуры является национальный характер, который складывается под влиянием общих для жизни людей географических, социальных и исторических условий. Национальный характер способствует формированию национально особых межличностных отношений, духовных и материальных ценностей людей, принадлежащих к данной нации.

Особенности национальной культуры проявляются более всего в быту. Быт как форма национальной культуры выражает исторически сложившийся у данного народа уклад жизни. Быт показывает особые, свойственные этому народу социальные, семейно-родовые отношения. В быту проявляются унаследованные от прошлого или вновь возникшие нравы, обычаи, традиции, обряды. Национальный быт представляет способы создания условий жизни: изготовления и применения национальной пищи, одежды, орудий труда, музыкальных инструментов, изделий национального искусства; строительства жилых и хозяйственных сооружений; регламентирования видов, способов труда и отдыха и многое другое.

Формы национальной культуры выступают в тесном единстве и имеют непосредственное значение для развития и становления человека — носителя и ценителя этнокультурных ценностей каждой конкретной нации.

Яркими формами проявления национальной культуры являются национальные традиции. Слово “традиция” имеет латинское происхождение (tradition) и означает “передача”. Традиция — это и процесс передачи от поколения к поколению устоявшихся образцов поведения, и сами образцы поведения, передаваемые от поколения к поколению.

Традиции различаются по содержанию, по выполняемым общественным и социальным функциям, по форме бытования в обществе, по общественной значимости результатов, по выполняемой социально-исторической роли и т.д.

По содержанию выделяются: традиционные национальные идеи воспитания, обучения, образования; национальные нормы и правила поведения (уважения старших, почитания престарелых, забота о младших и слабых, преданность семье, родным и близким, благорасположенность к соседям, к общественности, к труду и другие).

По социальным функциям различаются: традиционные национальные праздники, национальные обычаи (сватовство, соглашение, примирение и т.д.), национальные обряды и ритуалы (родильные, свадебные, поминальные и т.д.).

По форме бытования национальные традиции бывают: устные (традиционные фольклор, национальная музыка, верования, приметы…) и письменные (традиционные национальные адаты, рукописи, памятники изобразительного искусства, книжной культуры и т. д.).

По общественной значимости различаются традиции: положительные (прогрессивные), т.е., способствующие развитию человека и общества и отрицательные (регрессивные) т.е., ущемляющие интересы определенной части половозрастных групп населения, отдельных социальных слоев и т. д. Развитие и становление национальной культуры является результатом духовно-нравственного превосходства положительных (общенародных) традиций отрицательными (элитарными).

Каждый человек с рождения до последних дней своей жизни испытывает влияние национальных традиций. Нравственное, физическое и эстетическое становление человека зависит от того, в гуще каких положительных традиций он окажется. Традиции являются наиболее устойчивой частью национальной культуры. Они обеспечивают культурную преемственность поколений.

Национальная культура формируется под влиянием конкретных факторов. Важными из них являются географическая, социальная и национальная среда, а также исторические условия развития нации.

Под географической средой понимается климат, природные условия, земельные, водные ресурсы, лесные и горные массивы. В зависимости от особенностей географической среды, например, Дагестан, делится на три зоны: низменный Дагестан, предгорный Дагестан, горный Дагестан. Под влиянием географической среды сформировался характер трудовой деятельности, культура земледельческого, животноводческого, ремесленного труда народов Дагестана. Природа дала народу материал для строительства жилья, для создания орудий труда, изделий народного творчества. Природа подсказала человеку формы жилища, хозяйственных сооружений (мостов, родников, водоводов).

Природа дала человеку музыкальные мотивы, подобные пению птиц, шелесуи листьев, звучанию рек и водопадов. Природа представила человеку орнаментальные узоры, подобные растениям, птицам, животным, звездам, драгоценным камням и металлам. Свидетельством тому, например, элементы унцукульского, кубачинского орнамента, узоры дагестанских ковров, названных по внешнему сходству с природными фигурами. Природа показала человеку образцы звуковоспроизведения (пение соловья), цветоделения (радуга), графики и письма. И даже средства связи, передвижения, архитектурные сооружения и многое другое моделированы по образцам природы.

Другой фактор, формирующий культуру — это социальная среда. К социальной среде относятся межличностные и общественные отношения (нормы, правила), общественные институты (семья, тухум, джамаат, магал). Социальная среда создает национальные формы образования, обучения и воспитания, определяет пути и способы социализации и профессиональной ориентации человека на национальные профессии. Социальная среда обеспечивает статус человека в семье, статус семьи, рода (тухума), общества (джамаата), создает национальные традиции, обычаи, обряды, укрепляющие взаимопонимание различных структур общества.

Третий фактор, формирующий национальную культуру — это национальная среда. Она представляет конкретные этносы, специфику этнической и национальной жизни. Все это отражается в национальной литературе, музыке, языке (диалектах, наречиях), культуре речи, национальной одежде, украшениях и национальной пище и т.д. И географическая, и социальная, и национальная среда в тесном взаимодействии формирует культуру, и она в свою очередь преобразовывает среду, окультуривает ее.

Особую роль в развитии, сохранении и обогащении национальной культуры играют исторические условия проживания наций. Под влиянием исторических условий происходят изменения в звуковом и словарном составе языка. Новые элементы культуры появляются в быту и хозяйственной жизни, в производственной деятельности, национальной архитектуре, музыке, одежде и т. д. Так, например, принятие ислама еще в Средние века превратило Дагестан в известный центр арабо-мусульманской культуры. Дагестан славился как край ученых, богословов, снискавших высокий авторитет и в кавказском регионе, и в странах Ближнего Востока. Борьба с иноземными захватчиками показала дагестанцам пути сохранения этнического облика, укрепления национальной психологии, языка и культуры.

Народы Дагестана имеют богатую самобытную материальную и духовную культуру. Она достигнута историческим развитием самих народов, их хозяйственной деятельностью и природными условиями. Однако при знакомстве с культурой различных народов Дагестана легко заметить черты единства и родственности. Эта общность культуры является результатом многовекового сотрудничества народов Дагестана.

Черты культур народов Дагестана особенно ярко выступают в типе одежды, в форме сосудов, оружия, украшений, седел, в характере орнамента, в архитектуре жилых, хозяйственных, оборонительных сооружений, в типе музыкальных инструментов, в мотивах песен, в танцевальных движениях и многое другое. Например, почти для всех народов Дагестана национальным мужским костюмом является черкеска с газырями наборного серебра, узким поясом и кавказским кинжалом, бешмет и папаха. Мужчины каждой народности имеют папахи особой формы. Сапоги — обычно мягкие, без каблуков. Обязательной принадлежностью национального костюма является бурка — своеобразный тип теплого и непромокаемого плаща из шерсти.

Национальным женским костюмом является длинное платье. На голову надевается широкий платок, окутывающий большую часть тела красивыми мягкими складками. Отличительной особенностью женских костюмов является то, что у разных народов Дагестана они сильно отличаются покроем платья, цветом платка и способом его завязывания. Необходимым дополнением женского костюма дагестанок является национальные украшения: браслеты, ожерелья, серьги, кольца, пояса и другие. Национальный костюм отвечает условиям природы, образу жизни и деятельности человека в Дагестане.

Общие черты культуры нашли отражение и в основных формах различной посуды, домашней утвари, орудий труда, которые сходны почти у всех народов Дагестана. Возьмем, например, эллипсовидные глиняные и медные сосуды с одной ручкой, длинным и узким горлышком. Они очень удобны в горных условиях для ношения и хранения воды. Форма сосуда такая, что он плотно прилегает к телу и не затрудняет движений. Длинное узкое горло кувшина исключает возможность расплескивания воды при подъеме и спуске к горному роднику.

Общие черты культуры четко заметны и в дагестанской национальной архитектуре, национальных промыслах, ремеслах, национальной музыке, устном народном творчестве и т.д. У народов Дагестана, например, три типа жилья: дома с открытыми верандами; дома с обрамляющими террасами и дома с внутренними служебными помещениями. Дагестанцы (даргинцы, лакцы и отчасти аварцы) издревле славятся как искусные ювелиры, оружейники, медники, сапожники, каменщики. Аварцы издавна известны как искусные мастера инкрустации по дереву и резьбы по камню, как прекрасные мастера суконных и войлочных изделий. Во всем Дагестане и далеко за его пределами прославились ковры лезгинских и табасаранских мастериц.

В произведениях народного искусства, музыке, в песнях, сказках, героическом эпосе и танцах проявляется и своеобразие культур каждого народа Дагестана и многие яркие черты единства дагестанской многонациональной культуры.

Таким образом, резюмируя выше приведенные аргументы, заметим: культура — один из важных факторов сплочения общества, а в Дагестане — дагестанского многонационального, поликультурного общества. Для нашего многонационального государства воспитание у подрастающего поколения уважительного отношения к человеческой личности должно осуществляться на лучших ценностях национальных культур, вне зависимости от её этнической, расовой и религиозной принадлежности, должно рассматриваются в контексте укрепления и сплочения нашего Отечества России.

 

Шайдабег Мирзоев,

зав. сектором педагогики ДНИП,

профессор ДГПУ