Народная мудрость гласит: «Ученым быть проще, стать человеком гораздо труднее». Задачи воспитания настоящего человека, труженика, наследника, преемника достойных традиций предков, патриота, гражданина всегда находились в фокусе общественного внимания. Народы мира, страны, нашей республики накопили и сугубо национальный, и общечеловечески схожий опыт формирования общественно значимой личности. Педагогическая наука и практика выявили устойчивые закономерные связи, основополагающие принципы, средства, формы, методы и приемы, а также самые оптимальные условия воспитания человека с рождения до смерти. Это и другое представляют собой целый комплекс педагогических знаний, умений и навыков, крайне необходимых каждому учителю и воспитателю для постижения мудрости образования и воспитания достойного человека.
Формирование морально-этического и физического, т.е. общественно одобряемое воспитание детей извечно считается святой функцией семьи и родителей. Эта функция возложена на них самой природой человека. И чтобы воспитание ребенка было успешным, общество предписало родителям функциональные обязанности мужа и жены, отца и матери, дедушки и бабушки. А детям предписаны обязанности сына и дочери, брата и сестры, внука и внучки. Глубокое осмысление, понимание и выполнение этих обязанностей гарантирует сохранение прогрессивных семейных традиций взаимоуважения, послушания, братства, взаимопомощи, гостеприимства, добрососедства и т.п.
Принимая в школу «из рук родителей» благовоспитанного ребенка, сохранению, сбережению и приумножению добрых семейных традиций, прежде всего, должны способствовать весь педагогический коллектив школы, сами учителя, воспитатели и классные руководители призваны проявлять, самую что ни есть, «отеческую заботу» о морально-этическом и физическом облике ребенка, впервые ставшего учеником, вверенного класса.
Известно, что каждая из народных традиций, в том числе и семейных имеет свои механизмы выполнения, свою методику общественного претворения. Сегодня проблема именно в том, что многие современные семьи (особенно молодые и больше всего городские) подзабыли, или вообще не знают народную методику семейного воспитания. В этих условиях, если сегодня школа желает стать образцовым центром воспитания, поднять престиж образования, учителя и классные руководители должны искренне сотрудничать с родителями учащихся, следует пытаться безотлагательно понять исстари сокровенные для здравомыслящего общества азы традиционного народного и более всего семейного воспитания. При всяком общении с детьми и родителями следует руководствоваться прогрессивными семейными традициями человечности. Благо для этого в школах уже около 30 лет изучается специальный предмет «Культура и традиции народов Дагестана», есть программы, учебники, методические рекомендации. Есть идейная опора, ориентирующая и школу, и воспитателей на общечеловеческие и национально-региональные ценности.
Умелая реализация содержания предмета «Культура и традиции народов Дагестана», четкое руководство программно-методическими указаниями по его изучению, как показывает практика образцовых образовательных организаций № 11, 35, 38 г Махачкалы, дают весьма ощутимые всходы в оптимизации школьного, да и внешкольного воспитания.
Школу не случайно величают в обществе центром образования и воспитания. Справедливости ради скажем, не каждая школа сегодня может претендовать на статус центра воспитания. Есть неприятные случаи совершенно неподобающих межличностных трений между учителями и учащимися, игнорирование свято оберегаемых в народе половозрастных отношений, увлечение учащихся курением, наркоманией, сквернословие в общении и общественных местах и т.д. Дело, например, доходит до того, что отдельные вчерашние учащиеся, ныне студенты первых, вторых курсов порою не уступают дорогу преподавателю, позволяют себе курить, сквернословить на территории учебного заведения. Причина, на наш взгляд, кроется именно в том, что во многих школах у нас, как правило, преобладают не истинные, преданные делу образования, педагоги-воспитатели, а скороспелые учителя-урокодатели. Может одна из причин в том, что в последние десятилетия специально не готовили педагогов к организации воспитательной работы с учащимися. Дисциплина «Методика воспитательной работы» была по указанию сверху изъята из учебных планов педвузов. Нет в школах и методистов семейного воспитания. В последние годы в микрорайонах отсутствуют участковые воспитатели. Практически педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания совсем отдано забвению. В этих условиях нелегко получить школе статус центра воспитания.
Для оптимального решения проблем школьного воспитания, нужна профессиональная подготовка высококвалифицированных педагогов-воспитателей. Исключительную значимость для решения этой архиважной для российского, в том числе и дагестанского общества приобретают введенные в учебные планы педагогических вузов новые дисциплины: «Технология воспитательной работы» и «Основы вожатской деятельности».
Дагестанская школа должна стать центром не только общечеловеческого воспитания, но, прежде всего, центром дагестанского национального воспитания. Вот почему в дагестанской школе важно изучать предмет «Культура и традиции народов Дагестана». А к преподаванию данного предмета, к руководству классными коллективами, к работе с родителями учащихся, словом ко всем вопросам воспитания, следует допускать учителей, не случайных, а по призванию, имеющих высокий авторитет в обществе, как педагогов, и как воспитателей. Если мы подвергаем аттестации учителей предметников, не пора ли нам аттестовать уже и учителей — воспитателей и классных руководителей. Только так можно поднять престиж воспитания и воспитателя, создать оптимальные условия для совместного сотрудничества семьи и школы.
Сотрудничество семьи и школы основывается на взаимоуважении, взаимном доверии, взаимопонимании, и если хотите, на взаимном признании учителей и родителей. Такое доверие можно обеспечить, не взаимно обвиняя, а взаимно помогая. Для этого может следует разработать в школе кодекс родителей, кодекс учащихся, кодекс учителей, пытаться его соблюдать, практиковать в школе «День семьи» и т. д.
Наблюдения показывают, что именно учителя и классные руководители мало стремятся к сотрудничеству, к индивидуальной встрече с учащимися и их родителями. Сплошь и рядом встречаются факты, когда учителя видят в ребенке не столько человека, сколько лишь ученика, не столько положительное, сколько отрицательное.
Не только молодые, но и бывалые учителя зачастую игнорируют научно обоснованные принципы, т. е. основополагающие идеи воспитания. Мы имеем в виду принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; принцип опоры на положительных качествах в человеке; принцип сочетания педагогического руководства с инициативой учащихся и другие.
Порою учителя незаслуженно повышают голос на учащихся, не считаются с их мнением и интересами. Встречаются факты использования в речи учителей совершенно не педагогической терминологии, прозвищ, реплик, порою оскорбительных и унизительных для ученика выражений, намеков, мимики, жестов и т.д. Порою такое происходит буквально перед классным коллективом, что приводит к публичному унижению чести и достоинства ученика, что приводит к конфликтным отношениям учителя и учащихся.
Учителя, не способные управлять собою, уроком, руководить классным коллективом, нередко запугивают детей оценками. Совершенно очевидно, аналогичные методы дают только негативные результаты: порочат имя и педагога, и педагогического коллектива, отпугивают детей и родителей, создают атмосферу недоверия между семьей и школой. В воспитании детей могут быть издержки, промахи, упущения. Но сознательно создавать проблемы воспитания нельзя. Это не делает чести педагогу.
Воспитание достойного человека — дело благородных, бескорыстных, доброжелательных людей. Только посеяв добрые знания, проявив добрый характер в отношениях с людьми, можно пожинать добрые плоды человечности. В наш век научно-технических, социально-экономических, духовно-нравственных обновлений общества, воспитание детей — задача более архиважная и весьма ответственная. Будущее человечества, нашей страны России и нашего многонационального Дагестана зависит от того, насколько нынешние поколения будут компетентными, гуманными, взаимно уступчивыми, и самое главное добрыми. «Добро добром оплатишь — молодец, зло добром оплатишь ты мудрец» — говорят народы Дагестана.
Шайдабег Мирзоев,
профессор ДГПУ