ДАГЕСТАНСКИЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ

Проблемы воспитания всегда волнует педагогов, родителей, да и все общество в целом. Особенно остро они проявляются в периоды исторических переломов и смен моделей развития, поскольку в такие времена происходит переосмысление, а иногда и смена ценностных ориентиров в обществе. От их правильного решения в значительной степени зависит формирование молодых поколений, другими словами будущее страны. Как отмечено в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: «Воспитание человека, формирование свойств духовно-развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России». Все это обязывает еще и еще раз заглянуть в историю народного воспитания, «отделить зерна от плевел» и все ценное, социально значимое взять на вооружение современных педагогов, воспитателей и родителей

Основным стержнем всей системы народного воспитания является трудовое воспитание, а труд ключевой фактор очеловечивания человека. Трудовое воспитание основной первостепенный подступ к воспитанию личности, а трудолюбие – окончательный результат воспитания и итог формирования подрастающего поколения. Трудовое воспитание занимает главное место в системе воспитания личности. Как отмечал великий классик советской педагогики А.С. Макаренко «Труд всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия человеческой жизни и культуры».

Труд начало воспитания в подлинном смысле этого слова, трудолюбие — окончательный результат воспитания и итог формирования подрастающего поколения. Вне труда нет ни эстетического, ни физического, ни нравственного воспитания, без труда нет и полноценного умственного воспитания. По-своему метко зафиксировано это в опыте народа. «Труд — всему отец»,- предельно кратко, но весьма точно замечает дагестанская народная пословица.

Понятие труд в памяти народных масс Дагестана с давних пор закрепилось как деятельность земледельца, животновода ремесленника. И успех в воспитании достижим там, где дети приспосабливаются к труду последовательно и умело.

Народный разум располагает довольно поучительным опытом воспитания детей в труде. Начинается такое воспитание очень рано, когда детям примерно 2-3 года. Именно в этом возрасте дети удивляют взрослых своими поступками. Они начинают открыто проявлять свои трудовые стремления: повторяя действия взрослых, берутся за веник и стараются подмести комнату, вы­мыть посуду, накрыть на стол, забить гвоздь, хватаются за отцовские инструменты и т.д.

Первоначальные трудовые действия детей проявляются как результат подражания примеру взрослых. Они нуждаются в своевременной поддержке и одобрении. Для достижения воспитательной цели, в опыте народа прибегают к таким формам одобрения раннего труда, как деловая поддержка, подсказка приемов умелого пользования различными орудиями труда: веником, молотком, резцом, аккуратной уборки комнаты, мытья посуды, подбадривание действий словами: «Растет у меня помощник», «Моя дочь уже взрослая», «Мои сын бу­дет мастером» и т.д.; наглядная демонстрация красоты труда, изготовление детям игрушек: свистулек, глиняных и тряпичных кукол; разрешение прикоснуться к орудиям собственного труда и предоставление возможности любоваться ими и т.д.

Значительное воздействие на сознание детей раннего возраста, по мнению народа, оказывает отношение родителей к собственному труду. Опыт образцовых семей подсказывает глубоко впечатляющие способы уважения труда взрослых, такие, как забота об уставшем труженике путем оказания ему помощи в смене рабочей одежды и умывании; приоритет, оказываемый стар­шему за едой; беседы, ведущиеся с большой гордостью о результатах проделанной работы. Все это заставляет детей гордиться своими родителями, их успехами в труде, прививает им чувство уважения и почитания близких.

Обучение детей 7-10-летнего возраста самообслуживанию и обслуживающему труду в условиях дагестанской семьи издавна состояло в том, чтобы научить: ухаживать за собой и своей одеждой, содержать в чистоте дом; собирать полезные травы и фрукты; чинить одежду, вязать, прясть шерсть, ткать; ухаживать за маленькими детьми в семье, занимать их играми, кормить, укладывать спать; поддерживать порядок у себя в комнате и дома; заготавливать хворост и составлять из них поленницу; приучать пользоваться орудиями выделки шкур, чистки шерсти, витья ниток и веревок.

Испытанной формой передачи конкретных трудовых навы­ков в опыте народа являются трудовые действия, когда перед глазами детей возникает образцовый портрет трудящегося человека, где старший выступает в качестве ведущего, а младший в качестве ведомого. Например, когда отец плетет корзину, сын должен подавать прутья, наблюдать за особенностями плетения и т.д.

Разновидностью обслуживающего труда, обязательного для трудовой семьи горца, считается у народа труд по изготовлению хозяйственной утвари. В свободное от сельскохозяйственных работ время: зимой, вечером, во время отдыха на годекане, на вечеринках многие старшие перед окружающими наглядно демонстрируют возможности своих рук, смекалку, свое понимание красоты, раскрывают младшим индивидуальные секреты изготовления того или иного изделия. Дети представляют себе приемы изготовления традиционных деревянных и металлических изделий: половников, досок для катания теста, каталок, крюков для добывания сена из стога, орудий для дубления бараньих шкур, вил, грабель, музыкальных инструментов (бубен, свирель, зурна, чунгур, кеманча, барабан), плетения корзин, витья конопляных и войлочных веревок и канатов.

Женщины же, в свою очередь, показывают молодым приемы витья шерстяных и льняных ниток, вязания джурабов, носков и переметных сум, изготовления национальных мешков (чувалов), глиняных емкостей, лепки печей для сушки зерна и фруктов, выпечки хлеба и т.д. В процессе трудовой деятельности, наряду с демонстрацией приемов труда, основное внимание обращается на такие методы, как объяснение детям социальной необходимости и важности изготовления изделий.

Обслуживающий труд развивает у детей не только разносторонние трудовые навыки, здесь как нельзя лучше сознаются детьми морально-этические понятия: долг, обязанность, взаимопомощь, взаимовыручка, развиваются чувства самоудовлетворения и самосознания.

Процесс исторического развития укрепил в народной педаго­гике более организованные, высокопродуктивные формы воспитания детей в обслуживающем труде. К числу таких относится, например, обучение и воспитание детей в труде по оказанию взаимопомощи, известных у горцев Дагестана под названиями «гвай» (аварск.), «билхъа» (даргинск.), «мел» (лезгинск.), билкъа» (кумыкск.).

Взаимопомощь, в отличие от других видов обслуживающего труда, характеризуется тем, что, вливаясь в нее, дети сознатель­но стремятся к добру, учатся оказать срочную, безвозмездную помощь, моральную и материальную поддержку уважаемым людям, семьям, общественным ячейкам и т.д. В этой связи следует отметить, что взаимопо­мощь во всех видах (уборка урожая, вспашка земли, постройка жилища, устройство свадеб, чесание шерсти и т.д.) является самобытно народной благодатной педагогической формой включения детей в бескорыстный общественно значимый труд.

Взаимопомощь способствует развитию у людей чувства коллективизма, товарищества. Труд при взаимопомощи сближает детей, делает их взаимно понятными, щедрыми и добрыми. При этом дети получают огромное моральное удовлетворение, формируются их позитивные отношения к людям.

Традиционные формы взаимопомощи хороши и тем, что они служат образцовой средой передачи юному поколению трудового опыта, нравственных и эстетических традиций старших поколений. Здесь, как ни в каком другом труде, можно широко испытать умения и навыки детей, полученные ими при семейном воспитании, подсказать и восполнить пробелы родительского воспитания. Благоприятным стимулятором детского сознания служат здесь народные словесные средства воспитания: песни, загадки, пословицы, народные мелодии и мотивы, советы и наставления, умудренных опытом жизни старцев.

С 5-7-летнего возраста дети вовлекаются и в производительный сельскохозяйственный труд. Здесь дети с ранних лет познают все виды традиционного животноводческого и земледельческого труда. Более того, копая землю, сажая, сея, удобряя почву, ребенок становится созерцателем природы. Близкое знакомство с растительным и животным миром, уход за растениями и скотом прививают ребенку любовь к живым существам, наполняют жизнь ребенка ощущением его полезности, необходимости для блага людей и общества.

Народу известны своеобразные формы морального стимулирования при воспитании детей в труде. Так, например, в период прополки, чтобы вызвать у детей удовлетворение от выполняемого труда, им нужно рассказать о разновидностях съедобных трав, показать места произрастания щавеля, козлобородника, черемши, сурепки, земляники, ежевики, обучать детей методам их сбора и рационального применения в жизни.

Каждый вид традиционного народного труда предъявляет к детям комплекс требований и сулит им массу знаний, необходимых для профессионального землепашца или животновода. Остановимся, например, на профессии чабана. В наши дни некоторые ошибочно думают, что чабаном можно стать и без особых знаний. Однако, чабаны в совершенстве должны владеть знаниями народной ветеринарии (как ведет себя голодная, усталая, отравившаяся, больная овца, как определить лекарственные травы, готовить лечебные снадобья, накладывать траву на рану или ввести лекарство внутрь животному, как выправить вывихнутые кости, делать перевязки, каковы разновидности продуктивных кормов, молочных продуктов, в чем особенности их приготовления и т.д.).

Степень подготовленности молодежи к труду овцевода во многих аулах Дагестана (Куруш, Чох, Согратль, Шихикент и т.д.) определяют путем организации соревнований между юношами по стрижке овец, по быстроте свежевания и разделки туши, по знанию рецептурных тонкостей изготовления различных продуктов из овечьего молока и баранины и т.д.

Таким образом, традиционный вид трудовой деятельности дагестанцев профессия чабана — имеет оправдавшую себя на многовековой практике старших поколений разумную методику подготовки к животноводческой профессии. Она ярко свидетельствует о многогранности и широте необходимых чабану знаний, говорит о высокой и достойной оценке народом профессии чабана.

Воспитание детей, подростков и молодежи в труде у народов Дагестана не ограничивается одним лишь вовлечением детей в обслуживающий, домашний или сельскохозяйственный труд. Историческое развитие, географические и социальные ус­ловия привели дагестанские народности к созданию на местах промыслов, которые своей ежедневной производительностью и широким спросом дополняют и удовлетворяют домашний и сельскохозяйственный труд. Воспитание в труде мастеров-умельцев: златокузнецов, инкрустаторов по дереву, гончаров, ковроделов, бурочников, сапожников, кузнецов, плотников, каменщиков является образцовой формой развития всесторонне совершенной личности.

Труд родителей-умельцев даруют детям те знания, которые позволяют им еще сызмальства добиваться ощутимых результатов. Для примера можно проследить процесс воспитания детей в семье кубачинского златокузнеца: «Серебряная, медная или железная пластинка, на которой мастер намечает сделать узор, закрепляется на промасленной дощечке. Наложить смолу на дощечку отец поручает сыну. Что­бы придать металлу нужный оттенок, металлическая пластинка после гравировки нагревается на огне. Очистить пластинку пос­ле огня, отшлифовать ее до блеска, отец поручает сыну. Так сын учится работать, последовательно и планомерно перенимает опыт отца. То, что ему оказывается не под силу, отец тут же доделывает сам, в присутствии ребенка». Педагогический эффект такого трудового воспитания в том, что у ребенка в комплексе вырабатываются и знания, и умения, и навыки, и более всего социально значимые чувства удовлетворенности собой, любви к труду и труженикам и гордости за приобретаемую профессию.

Диапазон опыта воспитания детей в труде народных масте­ров-умельцев довольно обширен. Сюда относится специфический опыт трудового воспита­ния детей балхарских сулевкентских и испикских гончаров, унцукульских инкрустаторов по дереву, гоцатлинских медночеканщиков, кумухских ювелиров, андийских бурочников, лезгинских и табасаранских ковровщиц, даргинских мастеров по головным уборам, лакских обувщиков и т.д. На трудовом опыте народных умельцев дети усваивают приемы композиционного построения узоров, традиционные колористи­ческие особенности, орнаментальные мотивы и прогрессивные способы технологии изготовления. К примеру, опыт народных ма­стериц ковроткачества в селениях Капир, Микрах, Орта-Стал подсказывает детям утонченные мотивы создания ворсовых ков­ров, безворсовых односторонних ковров — сумахов, двусторонних ковров — паласов, войлочных ковров. Дети раскрывают для себя тайны народных красок, вникают в секреты изготовления об­разцов ковроткачества: «Сафар», «Тапанчияр», «Дербент», «Дубар», «Фурар», «Мурад» и др.

В морально-этическом и эстетическом воздействии на подрастающее поколение большая роль принадлежит традиционным трудовым праздникам народов Дагестана (праздник первой борозды, празд­ник прополки, праздник черешни, праздник проводов и встречи чабанов и т.д.). Трудовые праздники всегда насыщены песнями, танцами, музыкой, спортивными состязаниями и, как правило, проводятся на лоне природы. Труд и отдых на трудовых праздниках переплетаются, скрещиваются, образуя как бы неразрывное единство человеческого бытья, что наилучшим образом благоприятствует формирования позитивных чувств, сознания и социально значимого поведения подрастающего поколения.

Заботливое отношение старших к земле, к людям, к родной природе, достойная оценка народными судьями трудовых, физических, эстетических качеств отличившихся участников, прививают подрастающему поколению любовь к родному краю, наполняют личность эмоциональными переживаниями, которые усиливаются радостью широкого общения людей друг с другом, радостью встречи с людьми нелегкого труда, гордостью за тружеников.

Таким образом, труд в каждом его проявлении в многовеко­вом опыте народов Дагестана, как метко выразился еще Сухомлинский В. А., становится «великим воспитателем». И сегодня, когда трудовое обеспечение и профессиональная подготовка молодежи должны быть предметом пристального внимания общества, народный опыт трудового воспитания выступает как исторически апробированный важнейший фактор формирования социально значимой личности, как средство удовлетворения потребности народного хозяйства в обеспечении трудовых ресурсов республики и страны. Вот в чем смысл широкого использования века­ми оправдавшего себя прогрессивного народного опыта воспитания детей в труде.

 

Шайдабег Мирзоев,

отличник народного просвещения РФ, профессор ДГПУ