ПРОФСОЮЗНЫЙ ЛИДЕР

«Профсоюз – резервуар государственной власти, школа коммунизма, школа хозяйничанья»

Владимир Ленин

 

Глава Дагестана Сергей Меликов объявил нынешний год Годом образования в республике. Руководитель региона отметил: «Он должен дать импульс к тому, чтобы мы вместе определили критические точки и направления развития. Это не значит, что 2022 год завершится, и образование перестанет быть приоритетным. Но за это время нам нужно поднять планку в прорывном режиме и дальше её не спускать».

Накануне мы пригласили в редакцию газеты председателя Махачкалинской городской организации профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации Расула Гаджиева и попросили его рассказать об основных направлениях деятельности профсоюзного комитета.

 

Расул Ризванович,.в каком году была создана организация профсоюза, которую Вы сейчас возглавляете?

Она начала свою работу 28 июня 1999 года. А вышестоящая наша организация – Общероссийский профсоюз образования, куда мы структурно входим, функционирует с 6 февраля 1992 года, и уже отметил свое 30-летие. В целях комплексной реализации всех направлений деятельности его Исполнительный комитет объявил 2022 год «Годом корпоративной культуры».

Заданная им тематика ставит своей целью развитие пространства новых смыслов и ценностных установок профсоюзных лидеров и активистов, направленных на позиционирование профсоюза образования как современной, динамично развивающейся организации, способной определять и решать задачи, сообразные социокультурным вызовам.

 

Профессиональный союз работников образования и науки Российской Федерации имеет свою символику?

Это эмблема и флаг в виде разветвленной книжки с российским триколором и зеленой ветвью. Книга, естественно, символизирует образование, флаг России говорит о том, что Общероссийский профсоюз, а зеленая ветвь означает развитие.

 

Каким должен быть профсоюзный деятель руководящего уровня в современной России?

Прежде всего он должен быть лидером, именно в общепринятом понимании – душой, характером, харизмом, «гореть» новыми идеями, вдохновлять и эмоционально поддерживать членов своего профсоюза. Личным примером такой вожак обязан привлекать людей к активному участию в профсоюзном движении.

Немаловажное значение имеет умение общаться с людьми, говорить не заумными фразами, а на том языке, который понятен большинству работников образовательных и дошкольных учреждений. Нужно отойти от пустой говорильни, а стараться стимулировать дискуссии, чтобы коллективно выработать решения, которые можно было бы предлагать руководителям школ и детских садов. Профсоюзный лидер – это не «белый воротничок», он не должен бояться никакой черновой работы.

Лидер профсоюза должен сам обучаться и обучать своих членов юридической грамотности, самомотивации, наставничеству и другим нужным вещам. Необходимо работать в теснейшей связке, взаимопомощь необходима, она всегда выручает.

От его эффективности работы зависит многое, если он ленится, то от этого не будет пользы коллегам, семьям. Профсоюз должен быть их другом, совместно работать с ними, доверять людям, понимать чаяния и по мере возможности решать имеющиеся проблемы, не откладывая в долгий ящик.

И ещё лидер должен быть бойцом. Если, несмотря на договоренности, права работников образования попраны, он обязан быть готовым «идти на баррикады». Не в буквальном смысле, конечно, у нас всё-таки конституционное государство. Люди должны видеть в нем не аппаратную крысу, а защитника их прав.

 

Расскажите, пожалуйста, с какого года Вы возглавляете городской профсоюз образования и что в Ваши обязанности входит?

На должность председателя профкома я был избран на конференции в 2019 году сроком на пять лет. А до этого работал заместителем руководителя. На сегодняшний день в структуру профсоюза образования входят 170 первичных организаций, которые созданы в школах и детских садах города.

Профсоюзный комитет обеспечивает работникам безопасные условия труда, внедряет современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм и обеспечивает санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение их профессиональных заболеваний.

Помимо этого он проводит обязательное страхование всех работающих по трудовому договору от несчастных случаев и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом а также обеспечивает постоянный контроль за состоянием условий охраны труда в школе, участвует в оздоровлении детей сотрудников в летних лагерях и санаториях, оказывает материальную помощь членам профсоюза.

 

Часто можно слышать от людей такую фразу: «зачем нужен профсоюз в школе?». Что Вы можете сказать по этому поводу?

Первичная профсоюзная организация нужна хотя бы дл того чтобы не остаться один на один с работодателем, знать свои права и уметь их защищать, получать в срок достойную заработную плату, чувствовать себя частью сплоченной организации, иметь хорошие условия труда.

Только член профсоюза вправе рассчитывать на защиту при увольнении по инициативе работодателя, помощь профсоюзной организации и её выборных органов при нарушении работодателем трудового коллективного  договора, содействие в решении вопросов, связанных с охраной труда, возмещение ущерба, причиненного здоровью при исполнении трудовых обязанностей.

 

Какие первичные организации в городе, на Ваш взгляд, справляются со своими уставными задачами?

Практика показала, в тех школах и детских садах, где налажен хороший контакт с администрацией, профсоюз, как правило, тоже успешно работает. Могу перечислить, их в Махачкале немало. В их числе, школы 2, 6,10, 15 и 31, гимназии 13, 17, 27, лицеи 5, 8, 11, 39 и другие. В указанных образовательных учреждениях действительно ведется кропотливая работа. Я благодарен их руководителям, что они не игнорируют требования профсоюза.

 

Говорят, в свое время Ваш отец тоже возглавлял профсоюзную организацию в городе. Чему Вы от него научились?

Мой отец Ризван Юсупович посвятил профсоюзной работе десятки лет своей жизни. По оценкам коллег, он хорошо знал секреты этой профессии. Его часто выбирали делегатом различных конференций, съездов, где выступал с дельными предложениями об улучшении деятельности первичных организаций.

Я многому у него учился, спрашивал, уточнял, интересовался, чем живут профсоюзы, что их волнует. Он четко давал ответы на мои вопросы, разъяснял детально все нюансы профсоюзной работы, которая нужна многим людям для решения их проблем. По имеющейся информации не раз побеждал в конкурсах за звание «Лучший профсоюзный лидер». Стараясь быть похожим на своего учителя.

Слова благодарности хочу выразить также руководителю Дагестанской республиканской организации профсоюза работников народного образования и науки Магомеду Амиродинову. Он всегда интересуется нашими проблемами, старается их своевременно решить, активно выступает на совещаниях с целью улучшения деятельности наших первичек. У нас никогда с ним разногласий не было, только доверие и взаимопонимание.

 

Помимо Вашей основной работы, Вы занимаетесь общественными делами, или на это не хватает времени?

Являюсь членом Общественной палаты города Махачкалы. Вхожу в Комиссию по обеспечению законности, правопорядка и общественному контролю. Мне приятно работать с такими людьми как Хан Баширов, Зульфия Ильясова, Рамиз Сердеров, Заид Абдулагатов, которые всегда подскажут, помогут в любом трудном деле. Я во всем беру с них пример, они для меня образец трудолюбия и порядочности.

 

Спасибо за интервью. Успехов Вам в нелегком, но нужном и благородном деле.

 

Беседовал Гаджи Мирзаев