УЛОВЫ РЫБЫ РАСТУТ

По данным Северо-Кавказского Управления Росрыболовства Дагестан существенно нарастил объемы рыбного промысла. В минувшем году в республике выловлено свыше 38 тысяч тонн рыбы. По сравнению с 2020 годом рост составил более 2,5 раза.

Большой прорыв обеспечен благодаря активному килечному промыслу разноглубинным тралом с использованием судов. Отметим, что вылов кильки в акватории Каспийского моря осуществляли порядка 60 рыбопромысловых судов.

Напомним, кильку на Каспии ловят двумя способами. Первый – это рыбопромысловые суда, выходящие в открытое море. Второй – прибрежный лов с помощью ставных неводов. Разрешение ставить неводы у берега сегодня получили более 10 предприятий.

По действующим правилам рыболовства, для Волжско-Каспийского бассейна лов кильки разноглубинным тралом разрешается с июля по конец марта. С апреля по июнь она идет на нерест, поэтому действует запрет на вылов, а с июля рыбаки вновь выходят на промысел.

Массовый вылов начинается вместе с похолоданием в октябре или ноябре. Фауна Каспийского моря насчитывает 124 вида и подвида, промысловое значение имеют не более трех десятков рыб. Типично морских промысловых видов рыб – восемь, в их числе три вида килек, два вида пузанков, долгинская (бражнинская) сельдь и два вида кефали.

До 2001 года каспийскую кильку ловили в объемах до 200-300 тысяч тонн в год. Однако позже вылов практически прекратился. Промышленный вылов возобновили только в 2019 году – эксперты оценили запас рыбы в 450-500 тысяч тонн.

В том же году Россия впервые за последние 20 лет возобновила лов легендарной каспийской кильки. Это поразительная и уникально полезная рыба. Такой кильки, кроме Каспия, нет нигде, по питательным качествам балтийская и черноморская значительно уступают ей. Именно она попала в рацион советских космонавтов.

В 1990-е годы, когда у народа не было нормальной работы, ни денег, каспийская килька спасла немало людей от голода. Десятилетиями её на Каспии добывали сотнями тысяч тонн в год, но на рубеже 2000-х всё внезапно оборвалось. Еще в 1950-х годах советские изобретатели придумали рыбонасос, который впоследствии назвали промышленным бессетевым ловом. Килька ходит громадными стаями бешеной плотности, порой размерами с гигантский остров. Но стаи прячутся на приличных глубинах.

На 20-30 метров вглубь килька ещё довольно разрежена, на 40-70 м вниз – самое подходящее. Так на Каспий пришли первые суда «Дружба» с легендарными отечественными рыбонасосами РБ-150. Изобретение, которое между прочим, выпускается по сей день, было до гениального просто!

Под воду вертикально вниз на 25-40 метров опускали пару гофрированных труб. Свет привлекал к ним кильку, насос буквально втягивал стаю наверх. Объемы добычи настолько превзошли любой конусный лов, что от этих сетей на Каспии для кильки отказались совсем.

Вскоре насосы первого поколения СССР сменили эрлифтом (разновидность струйного насоса). Он вообще не повреждал рыбу. Затем, в конце 1960-х годах, на смену «Дружбам» на Каспий пришли куда более совершенные суда с насосами, которые так и назвали – РМС (рыболовное морозильное судно)  типа «Каспий». Они предназначались для ловли рыбы на электрический свет посредством рыбонасоса и замораживания улова.

В период с 1968-70 годы было построено всего 23 рыболовных судна. Также с 1970 по 1971 год удалось построить ещё 11 производственных рефрижераторов этого типа. Рыболовные суда строились в основном для эксплуатации на Каспийском море.

Спустя 10 лет в тогдашней советской Клайпеде (Литва) для этого уникального моря начали строить самые современные в мире на тот момент рыбодобывающие обрабатывающие суда (РДОС – плавучий завод, проект ГДР) типа «Моряна». Они не просто поднимали рыбу насосами на борт, но сразу её там же закатывали в консервы.

Наконец, под самую перестройку из Клайпеды по каспийскую кильку пришли новейшие корабли типа «Волга», которые ухитрялись закатывать до 30 тонн консервов за сутки. До перестройки «золотая рыбка» советской эпохи  была повсюду: от Ташкента до Магадана, 240-граммовая банка стоила 33 копеек, и эта цена не менялась, держалась 35 лет.

Сколько миллионов хороших людей вскормлено этой невероятно вкусной килькой, в которой вдобавок в отличие от балтийской (больше известной как шпроты) и черноморской особо много белка и море полезнейших микроэлементов. Сейчас этой кильки нет. Осталось только светлое воспоминание. Специалисты утверждают, что рыба на Каспии есть, но организовать лов в полном объеме некому.

 

Гаджи Мирзаев,

почетный член Дагохотрыболовобщества