КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Буквально перед Новым годом, 30 декабря 2021 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России», где сказано, что «В целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации …провести в 2022 году в Российской Федерации Год культурного наследия народов России…».

Данный Указ — очередная забота нашего государства о том, чтобы народы России (а их более 180) не прерывали преемственность поколений, преемственность нравственных идеалов, чтобы не разрушалась вера в идеи добра, красоты и справедливости, для чего следует сохранить и приумножить те достижения, которые непосредственно входят в понятие «культура» и, следовательно, составляют содержание современной цивилизации.

 

Прежде всего следует иметь в виду, что решение любой проблемы требует системного подхода. Проблемы культуры также нельзя решать без системы образования, ибо ценности культуры воспринимаются человеком только через образование.

Система — это комплекс элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство. Нарушение этих связей приводит к разрыву тех или иных элементов, бессистемности, что, в конечном счете, грозит хаосом в данной сфере жизнедеятельности людей, или в данной области науки или практики. Свидетельством очевидной бессистемности – являются достаточно не апробированные и бесконечно меняющиеся в последние годы стандарты образования.

Подготовка подрастающего поколения к жизни и деятельности, как известно, также немыслима без сответствующих образовательных систем, которые в истории народного образования появлялись постепенно. Они объединяли все лучшие элементы, извлекали передовой опыт обучения и воспитания, вбирали в себя самое рациональное, самое архиважное для обеспечения достойной смены подрастающих поколений. Сегодня история образования знает различные образовательные системы. Не вдаваясь в тонкости, отмечу лишь, что в разрезе наук они известны как: система гуманитарного образования; система математического образования; система экономического образования; система экологического, физического, политического образования и т.д. В зависимости от уровня сложились система дошкольного образования; система общего образования; система высшего образования; система дополнительного образования. Все это еще раз говорит не только о широте и многогранности образовательных задач, но и о целесообразности системного подхода к их решению.

Что же представлюют собой системообразующие элементы образования? Сегодня система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих государственных образовательных стандартов; образовательных программ; сети образовательных учреждений; органов управления образованием. Каждые из этих элементов неразрывно связаны друг с другом, имеют существенное значение для целостного обеспечения результативности образования. Более того, при всех изменениях, дополнениях в содержании образования, указанные элементы должны быть обеспечены непременно. Иначе нет смысла говорить о какой-либо стабилизации, обновлении, совершенствовании образования.

Как же выглядит реальная ситуация в решении проблемы обеспечения системообразующих элементов образования? Не претендуя на освещение проблемы во всех сферах образования, в связи с вышеназванным Указом В. Путина коснемся лишь культурологического образования, начатого с недавних пор в учебных заведениях России.

Настоящая статья есть лишь попытка осветить состояние обеспечения элементов системы культурологического образования в Дагестане. Известно, что в школах, коледжах и некоторых вузах республики начиная с 1991-1992 учебного года изучались предметы культурологического цикла, в их числе: «Мировая культура», «Русская национальная культура», «Культура и традиции народов Дагестана». Как будто уже была создана система культурологического образования в республике. Однако изучение состояния преподавания предметов в школах, содержание программно- инструктивных документов, учебно-методических материалов, многочисленные беседы с руководителями, учителями, учащимися, опросы и тестирование студентов, бывших выпускников дагестанских школ показывали, что общеобразовательные учебные заведения далеки еще от слаженной системы культурологического образования.

Попробуем раскрыть состоятельность элементов регионального культурологического образования по порядку.

Одними из главных составляющих культурологического образования являются образовательные программы и учебные пособия по культуре. Начиная с 1991-1992 учебного года в республике разработаны, изданы и рекомендованы для учебных заведений около десятка общеобразовательных программ, учебных и методических пособий по мировой культуре (Омаров М.М., Казилов Г.Н., Юсупова Г.И), по русской национальной культуре (Коган Л.М.), по культуре и традициям народов Дагестана (Мирзоев Ш.А., Саидов Т.Г., Магомедова М.А., Магомедова З.М.) Главным достоинством этих программ, учебных и методических пособий являлось то, что составители и авторы, в силу своих знаний, умений и возможностей, включали в содержание образования самые разные сферы развития культуры, разные эпохи историко-культурного становления народов, разные типы и виды культуры и т.д. Но мало кто из них сумел очевидно показать крайне важный сегодня для общества воспитательный потенциал историко-культурного наследия народов, в том числе и народов Дагестана, мало кто пытался по настоящему акцентировать внимание учителей и учащихся на прогрессивные человеческие традиции, поведенческие нормы и правила национальной, региональной, отечественной и мировой культуры. Причиной тому стала, прежде всего, обособленность авторов и составителей, недостаток согласованности, вызванный отсутствием единого координационного центра. Ведь совершенно ясно, что культура, как предмет изучается сегодня в школе не столько для констатации и запоминания культурологических фактов, явлений, событий и др.(и это, канечно, важно), сколько как единственная надежда духовно-нравственного, правового, трудового, художественно-эстетического, героико-патриотического и физического воспитания учащихся. Ведь именно эти установки в свое время заложены в Законах Республики Дагестан «О культуре», «О защите личной и общественной нравственности в государственных программах «О патриотическом воспитании», принятых как в Российской Федерации, так и в Республике Дагестан. Именно состояние воспитания и воспитанности детей и молодежи больше всего беспокоило и сегодня беспокоит общество.

Но для выполнения государственных законодательно-программных установок и восполнения духовных потребностей общества мало знать только историю и этнографию народа, мало быть титулованным ученым. Нужно иметь четко вычерченные функциональные педагогические, психологические и культурологические знания, умения и навыки, нужно точно нацелить их на формирование общественно значимой личности, для чего нужно иметь хорошую научно-методическую подготовку, и наконец, нужно бескорыстно стремиться к объединению народов через общие черты, качества и ценности национальных культур. В этой связи, кстати хочется напомнить читателю весьма актуальное интервью журналистки Айшат Тажудиновой с министром образования М.З. Азизовым, в свое время опубликованное в газете Дагестанская правда под названием «Учебники должны писать талантливые люди».

Заметьте, мы не случайно отмечаем здесь приоритетность педагогической, психологической и методической подготовки составителей программ и учебников, учителей и воспитателей в культурологическом образовании учащихся. Педагогическая культура (Народная педагогика) является веками апробированной в житейской практике, ключевой составляющей во всей культуре народа, именно она, и только она более всего способствовала развитию и становлению историко-культурологического наследия народов. Об этом нельзя забывать и при организации культурологического образования учащихся в современных условиях. Отсюда следует, что в республике давно назрела необходимость объединения всех авторов под единым началом опытных ученых педагогов для создания стабильных учебных программ, учебников, учебно-методических пособий, разумеется и для разработки стандартов регионального культурологического образования учащихся, студентов, а может быть и всей общественности.

Непосредственную роль в системе культурологического образования играют образовательные учреждения. Нельзя сказать, что данный элемент отсутствует в региональном культурологическом образовании учащихся. Но то, что он достаточно не срабатывает, говорят сами факты. Так, например, анкетирование выпускников школ республики показывает, что часть из них изучали культурологические предметы только в начальных классах, часть в средних классах, часть в старших классах. Очень мало выпускников, в соответствии с своевременным приказом Министерства образования РД изучивших предметы культуры в 4, 8,9,10, 11 классах, то есть на всех этапах обучения, согласно действующих программ культурологического образования. Есть и такие выпускники дагестанских школ, которые совершенно не изучали вышеназванные предметы культурологического цикла.

В беседах с руководителями школ и учителями выявляются причины, в числе которых называют: отсутствие в школах подготовленных учителей-культурологов, необходимость более пристального внимания к профилирующим предметам в некоторых школах, лицеях, гимназиях и колледжах, нехватка учебно-методической базе по предметам культуры и др. Во всех случаях, нарушая последовательность преподавания культуры в указанных классах, школы как бы снимают с себе ответственность и не ощущают себя элементом целостной системы культурологического образования.

В этой ситуации напрашивается необходимость повышения статуса школы, и не только как центра образования, а как единственного на сегодня в селении, районе и городе центра культурологического образования. Для этого первоочередная необходимость — начать в Дагестанском государственном педагогическом университете подготовку высококвалифицированных учителей культуры. Именно данное учебное заведение более всего располагает соответствующей базой, этнографическим парком, квалифицированными кадрами для подготовки педагогов с высшей квалификацией «Учитель культурологии». Мы убеждены, что функционально подготовленные учителя культуры могут стать духовно-нравственной опорой не только школы, но и всей сельской, районной, городской и республиканской общественности.

Высокий статус школы в обществе можно обеспечить при условии ежедневного непосредственного внимания руководителей и учителей школ к содержанию предметов культурологического цикла. Ведь именно правильное восприятие, осмысление, понимание и применение содержания данных дисциплин могут создать в школе доброжелательные межличностные и деловые отношения. Такой статус возможен при максимально ответственном отношении к выбору и назначению грамотного, авторитетного среди учителей и учащихся педагога-культуролога. Такой статус возможен при тщательно продуманном художественно-эстетическом оформлении всей школы, и, прежде всего, кабинета культуры, на ценностях историко-культурного наследия народов республики и Отечества. Если в мононациональных школах эту проблему можно решить с учетом традиционной культуры родного и нескольких близких народов, то в многонациональных городских школах в максимально равной мере следует непременно учитывать ценности историко-культурного наследия всех народов, чьи дети учатся в данной школе или же в данном классе. Подобным образом поступают педагоги-культурологи передовых школ республики, например, №11, №35, №38 г. Махачкалы и многие другие.

И, наконец, главная ответственность за культурологическое образование поколений несут органы управления образованием. При включении в учебные планы навых дисциплин, казалось бы, органы управления образованием должны пополняться штатами, для лиц, кто мог бы профессионально компетентно оказывать соответствующую помощь учебным заведениям в оптимальной реализации содержания образования.

Находясь у истоков создания программного обеспечения культурологических дисциплин в республике, нам не удавалось видеть какого-либо чиновника районного или городского управления образованиям, кто-бы достаточно глубоко вникся в цели, задачи и методику изучения культуроведческих дисциплин в школе. Многие распоряжения тогдашнего министра образования Б.С. Гаджиева организовать повышение квалификации сотрудников Дагестанского ИПКПК, специалистов министерства образования, районных и городских управлений образования, курирующих предметы культурологического цикла, оказались невыполненными. В результате, как и тогда тридцать лет назад, так и сегодня управление культурологическим образованием проходит неэффективно.

Из года в год в школах республики повторяются одни и те же, ставшие уже типичными, недостатки: во многих школах постоянно наблюдается текучесть учителей-культуроведов, зачастую предметы культуры ведут совсем не компетентные в вопросах культуры учителя, часы предметов культуры распределяются в качестве догрузки, многие учителя из-за низкой функциональной подготовленности оказались не способны выявлять, воспринимать и передавать детям богатый воспитательный потенциал не только учебных программ, но даже и учебников культуры.

И вот, что весьма печально, с 2016-2017 учебного года Министерство образования совсем отстранилось от управления культурологическим образованием учащихся, оно как и многое другое оставлено на усмотрение директоров школ. В результате предмет «Культура и традиции народов Дагестана» изучается в школ разрознено, то в 4, то в 8, то в 9 классах. В большинстве школах, при составлении учебных планов, директора школ забыли о данном предмете.

А ведь культура – явление не столь простое. Неосторожное, неаккуратное, небрежное отношение к какому-либо элементу родной культуры, может привести к формированию у учащихся отрицательных качеств и эмоций, может складывать неприязненные отношения между учащимися и к учителю. И наоборот, максимально понимающее, внимательное, бережное и уважительное отношение к культурным ценностям того или иного народа формируют у учащихся патриотические, гражданские, интернациональные чувства и глубокое уважение друг к другу, педагогу и всему педагогическому коллективу.

Все это еще и еще раз вызывает настоятельную необходимость повышения ответственности органов управления образованием за качество и эффективность культурологического образования учащихся; за повышение квалификации учителей-культуроведов, за востребование от высших учебных заведений планомерной подготовки учителей-культуроведов высшей квалификации.

Система культурологического образования при достаточно полной реализации ее составных элементов есть надежная гарантия воспитания и воспитанности, обучения и обученности, а в целом всего образования и образованности подрастающих поколений. Более того, именно культурологическое образование, построенное на прогрессивном опыте народной педагогики, может стать надежным заслоном всякому экстремизму и национализму.

Вот в чем своевременность и чрезвычайная актуальность Указа Президента РФ Владимира Путина «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России». Думаю, не только 2022 год должен быть Годом Культуры, а все года развития и становления человека, как носителя родной культуры, как гражданина и патриота своего многонационального Отечества России.

 

Шайдабег Мирзоев,

отличник народного просвещения РФ, профессор ДГПУ