Историческое беспамятство, потеря чувства традиции, ответственности за сохранение и развитие культурного наследия оборачиваются, как показывает жизнь, неисчислимыми бедами.
ОБЩЕСТВО наше сегодня как никогда испытывает духовное голодание, оно упорно и беспрестанно запрашивает общечеловеческие ценности, видит в них, и только в них единственно верную, исторически оправданную надежную опору духовно-нравственного оздоровления и благополучия человека во всем его природно-географическом и национально-региональном и всероссийском масштабе.
Глубоко осознавая состояние общества внесены существенные поправки в Конституцию РФ (ст.67.1), где отмечается, что «…Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим», Президент России Владимир Путин рекомендовал Законопроект о воспитательной составляющей образования (принят Государственной Думой), где «предлагается определить воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде».
Практически трудно найти сегодня здравомыслящего человека, кто не призывает к безотлагательному возрождению, сохранению и достойной оценки исторического наследия, материальной и духовной культуры, самобытных прогрессивных традиций, обычаев родного и дагестанских народов. Все это, конечно, радует. Есть еще надежда к возрождению народной культуры, к сохранению родных языков, исконных ценностей, присущих нашим отцам и дедам. Есть еще опора, способная быть ориентиром духовности.
Однако в то же время очевидно, что многие смутно представляют себе как национально специфические, так и общечеловеческие ценности, не испытывают к ним необходимых положительных чувств, не знают их ни по форме, ни по содержанию. Как следствие, не в силах хоть как-то использовать их в своей интеллектуальной, трудовой, общественной, научной и даже педагогической деятельности.
Простейший пример. Всеми признается такая общечеловеческая ценность, как уважение. Но лишь немногим удается его осуществлять в строгом соответствии с жизнедеятельными нормами и требованиями народа. Уважать словом, мимикой, намеком и, наконец, добрым и бережливым отношением к людям, ценностям духовной и материальной культуры. Ощущается острая нехватка чувств, сознания и поведения, необходимых для уважения знаний, умений и навыков. Как следствие всего этого, в обществе появляются заброшенные дети, старики, участившиеся в последние годы разводы, постоянные эксцессы в общении с родными, близкими, да и с людьми в быту, в учебных заведениях, на производстве и т д. Оказывается, нужна незамедлительная специальная целенаправленная подготовка детей к уважению и почитанию близких в семье, учителей и учащихся в школе, окружающих людей в дагестанском, и разумеется, российском многонациональной обществе.
Чтобы решить сегодня эту предельно назревшую, архиважную задачу — повсеместно восстановить и вернуть в обиход общечеловеческие ценности, многообразие национальной и общенародной культуры, чтобы восстановить естественные, исторически праведные функции прогрессивных народных традиций и обычаев, нужно серьезно работать всем, кому небезразлична дальнейшая судьба детей, родных и близких, своего народа, республики, государства. Необходима глубоко продуманная, тщательно и всесторонне взвешенная программа по оживлению, осмыслению и повсеместному внедрению конкретных аспектов народной культуры межличностного, половозрастного, межнационального общения.
КУЛЬТУРА народов Дагестана уникальна. Она у нас, как и у многих народов страны и мира, имеет различные аспекты и многогранна: интеллектуальная, нравственная, правовая, эстетическая, художественная, физическая, экономическая, экологическая и др. культуры. Не берусь судить о том, кому в какой области культуры и как целесообразно решать назревшие проблемы. Попытаюсь лишь высказать некоторые соображения относительно педагогической культуры народов Дагестана — неотъемлемой и, на наш взгляд, самой важнейшей части культурного наследия дагестанцев.
Мне представляется, что педагогическая культура не только стимулировала, веками регулировала становление и развитие всей национальной культуры, но и выполняла свою естественную функцию — формировала конкретное национальное сознание, чувства и поведение подрастающего поколения, создавала психологию образцовой личности, семьи, общества (джамаата) и всего народа. В своем развитии народная педагогика по крупицам собирала прогрессивные идеи, вырабатывала взгляды, средства, формы и методы побуждения у человека гуманного отношения к людям, растительному и животному миру, к обществу. Она создавала педагогическую память народа, подкрепляя ее надежным регулятором — здоровым общественным мнением.
Без осмысления богатого наследия народной педагогики нельзя представить совершенного гражданина, а тем более родителя, воспитателя, учителя. Между тем многолетние наблюдения над воспитательной деятельностью показывают, что наши педагогические кадры в своем подавляющем большинстве не имеют даже маломальских знании, умений и навыков по народной педагогике. Более того, мы годами недооценивали традиционный опыт умудренных жизнью старожилов, благополучных многодетных семей, джамаатов, пытались навязывать народу все новые и новые, не подкрепленные практикой, не приспособленные к местным условиям и национальной психологии, рекомендации. Как следствие, повсеместно падал престиж учителей и воспитателей.
В этой годами, ощущаемой печальной ситуации как искра надежды прозвучали слова одного из бывших министров образования Дагестана в газете «Учитель Дагестана»: «Мы хотим вернуться к народной педагогике и вернуть ее нашему обществу как ту редкостную траву, что растет высоко в горах и может исцелить человека от многих болезней».
Условия, в которых нынче министерство предпринимает попытку обеспечить должное воспитание учащихся республики, действительно, нелегкие. Настоящих знатоков воспитания, да и народной педагогики в аулах Дагестане остались единицы. Несмотря на свой преклонный возраст, думаю, они еще ждут своих слушателей, добрых ценителей, собирателей и распространителей мудрых заповедей народной педагогики. Советы старожилов в селе, кабинеты и кружки народной педагогики в школах могли бы стать добрым началом большой работы.
Возрождение народной педагогической культуры трудно представить без глубокого осмысления и использования на практике трудов дагестанских историков, археологов, этнографов, фольклористов и, конечно же, педагогов. Мудрейшую методику обучения и воспитания, сконцентрированную в дагестанской народной педагогике в определенной степени можно познать из трудов дагестанских ученых А. Алиева, Б. Алиевой, М. Асельдерова, М. Дибирова, Б. Шейховой, С. Омарова, Т. Саидова, З. Якубова и других. Автор данных строк также подготовил и преподнес в свое время читателям такие работы, как: «Народная педагогика: словесные средства воспитания».- Махачкала, Дагучпедгиз, 1984; «Народная педагогика: содержание, формы и методы воспитания» ».- Махачкала, Дагучпедгиз, 1986; «Народная педагогика Дагестана».- Махачкала, Дагучпедгиз, 1992 и другие. К сожалению, эти работы изданы мизерным тиражом, в большинстве своем носят сугубо научный характер и нынче трудно доступны. Тем не менее, на наш взгляд, их оперативное переиздание могло бы сыграть значительную роль в совершенствовании воспитания и образовании современных учащихся на духовно- нравственных ценностях народов Дагестана.
Наличие в республике исследователей народной педагогики, на мой взгляд, позволяет Министерству науки и образования РД рационально использовать их потенциальные возможности, координировать и направлять их научные силы в возрождении педагогического наследия всех без исключения народов Дагестана. Мне представляется, что таким координирующим педагогическим центром мог бы стать сектор этнической культуры, педагогики и психологии народов Дагестана при Дагестанском НИИ педагогики имени А. А. Тахо-Годи. Такие центры функционируют в отдельных регионах страны и успешно возвращают семье, национальным школам и вузам опыт народной педагогической культуры. Создание такого центра как нельзя лучше отвечает коренным интересам народов Дагестана, ожидающих от ученых не столько теоретического освещения народной педагогики, сколько конкретных практических рекомендаций.
Сектор мог бы сконцентрировать вокруг себя настоящих знатоков-практиков народной педагогики, создать поисковые, исследовательские и авторские группы, определить ближайшие и перспективные темы, составить развернутую, всесторонне продуманную карту-проспект возрождения целостной системы народного воспитания и образования. Сектор мог бы решить и такие неотложные задачи, как подготовка учебников по культуре, литературе и истории родного края, создание учебно-методических пособий по этнической культуре, педагогике и психологии, разработка факультативов, спецкурсов, спец семинаров, просвещение родителей, учителей, населения и многое другое.
В перспективе на базе сектора можно открыть лабораторию, где бы апробировались народные традиции, обычаи, проводились открытые воспитательные сценарии, накапливались передовой опыт, средства, формы и приемы воспитания. В будущем все это могло бы стать благоприятной основой для создания музея народной педагогики Дагестана.
НАРОД изрядно устал от истории в цифрах и хронологии, ему нужна живая история духовного становления и развития конкретных личностей, семей, родов и народов. Ему нужны не сиюминутные показатели количественного роста и эпизодической работы учреждений культуры, а самобытная культура как единое целое, ощутимое и сознанием, и слухом, и зрением.
Без возрождения народной педагогической культуры не может быть полного народного образования, духовного становления, социально- экономического, идейно-политического обновления республики и страны.
Народная педагогическая культура — веками испытанная тропа к очеловечиванию людей.
Шайдабег Мирзоев,
отличник народного просвещения России, профессор