ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ ДАГЕСТАНА

Историческое беспамятство, потеря чувства традиции, ответственности за сохранение и развитие культурного наследия оборачиваются, как показывает жизнь, неисчислимыми бедами.

ОБЩЕСТВО наше сегодня как никогда испытывает духов­ное голодание, оно упорно и беспрестанно запрашивает общечеловеческие ценности, видит в них, и только в них единственно верную, исторически оправданную надежную опору духовно-нравственного оздоровления и благополучия человека во всем его природно-географическом и национально-региональном и всероссийском масштабе.

Глубоко осознавая состояние общества внесены существенные поправки в Конституцию РФ (ст.67.1), где отмечается, что «…Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим», Президент России Владимир Путин рекомендовал Законопроект о воспитательной составляющей образования (принят Государственной Думой), где «предлагается определить воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде».

Практически трудно найти сегодня здравомыслящего человека, кто не призывает к безотлагательному возрождению, сохранению и достойной оценки исторического наследия, материальной и духовной культуры, самобытных прогрессивных традиций, обычаев родного и дагестанских народов. Все это, конечно, радует. Есть еще надежда к возрождению народной культуры, к сохранению родных языков, исконных ценностей, присущих нашим отцам и дедам. Есть еще опора, способная быть ориентиром духовности.

Однако в то же время очевидно, что многие смутно представляют себе как нацио­нально специфические, так и общечеловеческие ценности, не испытывают к ним необхо­димых положительных чувств, не знают их ни по форме, ни по содержанию. Как следст­вие, не в силах хоть как-то использовать их в своей интеллектуальной, трудовой, общественной, научной и даже педагогической деятельности.

Простейший пример. Всеми признается такая общечеловече­ская ценность, как уважение. Но лишь немногим удается его осуществлять в строгом соответствии с жизнедеятельными нормами и требования­ми народа. Уважать словом, мимикой, намеком и, наконец, добрым и бережливым отношением к людям, ценностям духовной и материальной культуры. Ощущается острая нехватка чувств, сознания и поведения, необходимых для уважения знаний, уме­ний и навыков. Как следствие всего этого, в обществе появляются заброшенные дети, старики, участившиеся в последние годы разводы, постоянные эксцессы в общении с родными, близкими, да и с людьми в быту, в учебных заведениях, на производстве и т д. Оказывается, нужна незамедлительная специальная целенаправленная подготовка детей к уважению и почитанию близких в семье, учителей и учащихся в школе, окружающих людей в дагестанском, и разумеется, российском многонациональной обществе.

Чтобы решить сегодня эту предельно назревшую, архиважную задачу — повсеместно восстановить и вернуть в обиход общечеловеческие ценности, многообразие национальной и общенародной культуры, чтобы восстановить естественные, исторически праведные функции прогрессивных народных традиций и обычаев, нужно серьезно работать всем, кому небезраз­лична дальнейшая судьба детей, родных и близких, своего народа, республики, государства. Необходима глубоко продуманная, тщательно и всесторонне взвешенная программа по оживлению, осмыслению и повсеместному внедрению конкретных аспектов народ­ной культуры межличностного, половозрастного, межнационального общения.

КУЛЬТУРА народов Дагестана уникальна. Она у нас, как и у многих народов страны и мира, имеет различные аспекты и многогранна: интеллектуальная, нравственная, правовая, эстетическая, художественная, физическая, экономическая, экологическая и др. культуры. Не берусь судить о том, ко­му в какой области культуры и как целесообразно решать назревшие проблемы. Попыта­юсь лишь высказать некоторые соображения отно­сительно педагогической культуры народов Дагестана — неотъемлемой и, на наш взгляд, самой важнейшей части культурного наследия дагестанцев.

Мне представляется, что педагогическая культура не только стимулировала, веками регулировала становление и развитие всей национальной культуры, но и выполняла свою естественную функцию — формировала конкретное национальное сознание, чувства и поведение подрастающего поколения, создавала психологию образцовой личности, семьи, общества (джамаата) и всего народа. В своем развитии народная педагогика по крупицам собирала прогрессивные идеи, вырабатывала взгляды, средства, формы и методы побуждения у чело­века гуманного отношения к людям, растительному и животному миру, к обществу. Она создавала педагогическую память народа, подкрепляя ее надежным регулято­ром — здоровым обществен­ным мнением.

Без осмысления богатого наследия народной педагогики нельзя представить совер­шенного гражданина, а тем более родителя, воспитателя, учителя. Между тем многолетние наблюдения над воспитательной деятельностью показывают, что наши педагогические кадры в своем по­давляющем большинстве не имеют даже маломальских знании, умений и навыков по народной педагогике. Более того, мы годами недооцени­вали традиционный опыт умудренных жизнью старожилов, благополучных многодетных семей, джамаатов, пытались навязывать народу все новые и новые, не подкрепленные практикой, не приспособленные к местным условиям и национальной психологии, рекомендации. Как следствие, повсеместно падал престиж учителей и воспитателей.

В этой годами, ощущаемой печальной ситуации как искра надежды прозвучали слова одного из бывших министров образования Дагестана в газете «Учитель Да­гестана»: «Мы хотим вернуться к народной педагогике и вернуть ее нашему обществу как ту редкостную траву, что растет высоко в горах и мо­жет исцелить человека от многих болезней».

Условия, в которых нынче минис­терство предпринимает по­пытку обеспечить должное воспитание учащихся республики, действительно, не­легкие. Настоящих знатоков воспитания, да и народной педагогики в аулах Дагестане остались единицы. Несмотря на свой преклон­ный возраст, думаю, они еще ждут своих слушателей, добрых ценителей, собирателей и распространителей мудрых заповедей народной педагогики. Советы старожилов в селе, кабинеты и кружки народной педагогики в школах могли бы стать добрым началом большой работы.

Возрождение народной пе­дагогической культуры трудно представить без глубокого осмысления и использования на практике трудов дагестанских истори­ков, археологов, этнографов, фольклористов и, конечно же, педагогов. Мудрейшую методику обучения и воспитания, сконцентрированную в да­гестанской народной педагогике в определенной степени можно познать из трудов дагестанских ученых А. Алиева, Б. Алиевой, М. Асельдерова, М. Дибирова, Б. Шейховой, С. Омарова, Т. Саидова, З. Якубова и других. Автор данных строк также подготовил и преподнес в свое время читателям такие работы, как: «Народная педагогика: словесные средства воспитания».- Махачкала, Дагучпедгиз, 1984; «Народная педагогика: содержание, формы и методы воспитания» ».- Махачкала, Дагучпедгиз, 1986; «Народная педагогика Дагестана».- Махачкала, Дагучпедгиз, 1992 и другие. К сожале­нию, эти работы изданы мизерным тиражом, в большинстве своем носят сугубо научный характер и нынче трудно доступны. Тем не менее, на наш взгляд, их оперативное переиздание могло бы сыграть значительную роль в совершенствовании воспитания и образовании современных учащихся на духовно- нравственных ценностях народов Дагестана.

Наличие в республике исследователей народной педа­гогики, на мой взгляд, позво­ляет Министерству науки и образования РД рационально использовать их по­тенциальные возможности, ко­ординировать и направлять их научные силы в возрождении педагогического наследия всех без исключения на­родов Дагестана. Мне представляется, что таким коор­динирующим педагогическим центром мог бы стать сектор этнической культуры, педаго­гики и психологии народов Дагестана при Дагестанском НИИ педагогики имени А. А. Тахо-Годи. Такие центры функционируют в отдельных регионах страны и успешно возвраща­ют семье, национальным школам и вузам опыт народной педагогической культуры. Создание та­кого центра как нельзя лучше отвечает коренным интере­сам народов Дагестана, ожидающих от ученых не столько теоретического освещения народной педагогики, сколько конкретных практических рекомендаций.

Сектор мог бы сконцентрировать вокруг себя настоящих знатоков-практиков народной педагогики, создать поисковые, исследовательские и ав­торские группы, определить ближайшие и перспективные темы, составить развернутую, всесторонне продуманную карту-проспект возрождения це­лостной системы народного воспитания и образования. Сектор мог бы решить и такие неотложные задачи, как подготовка учебников по культуре, лите­ратуре и истории родного края, создание учебно-методических пособий по эт­нической культуре, педагогике и психологии, разработка факультативов, спецкурсов, спец семинаров, просвещение родителей, учителей, населе­ния и многое другое.

В перспективе на базе сектора можно открыть лабораторию, где бы апробировались народные традиции, обычаи, проводились открытые воспитательные сценарии, накапливались передовой опыт, средства, формы и приемы воспитания. В будущем все это могло бы стать благоприятной основой для создания музея народной педагогики Дагестана.

НАРОД изрядно устал от истории в цифрах и хронологии, ему нужна живая история духовного становления и развития конкретных личностей, семей, родов и народов. Ему нужны не сиюминутные показатели количественного роста и эпизодической работы учреждений культуры, а самобытная культура как единое целое, ощутимое и сознанием, и слухом, и зрением.

Без возрождения народной педагогической культуры не может быть полного народного образова­ния, духовного становления, социально- экономического, идей­но-политического обновления республики и страны.

Народная педагогическая культура — веками испытанная тропа к оче­ловечиванию людей.

 

Шайдабег Мирзоев,

отличник народного просвещения России, профессор