На заре нового дня

«Лишь тот достоин жизни и свободы,

кто каждый день за них идет на бой»

В. Гёте.

Новый роман в стихах талантливого и самобытного табасаранского поэта, писателя, заслуженного юриста РД Багира Раджабова «На заре нового дня» посвящен славному триумвирату, пламенным революционерам – Тарикули Юзбекову, ДадашуРаджабову и талантливому просветителю и учителю, табасаранскому – Темирхану Шалбузову.

Воспитание чувств — такова сюжетная канва и идейный лейтмотив романа. Читая его, мы надолго запомним и восхитимся непоколебимым мужеством и отвагой, строгостью и добротой, преданностью делу революции и воинствующим патриотизмом и простотой триумвирата, трех главных героев романа, стойких бойцов и страстных энтузиастов новой жизни за счастье своего народа.

Нас покорит душевная чистота и обаяние, рыцарская доблесть и преданность делу революции табасаранского Робен Гуда и табасаранского Зорге – Тарикули Юзбекова, одухотворит высокая порядочность, нравственная чистота и энциклопедические знания просветителя и мецената народного просвещения – Темирхана Шалбузова и воодушевит мужество и отвага рыцаря революции и трех освободительных войн – Дадаша Раджабова.

Как многие юные дагестанцы, Тарикули Юзбеков и Дадаш Раджабов также, как и Некрасовские герои, искавшие «Кому на Руси жить хорошо?», в поисках счастливой, лучшей доли, 16-летними юнцами приезжают в пролетарский Баку.

Работая на нефтяных промыслах крупных нефтепромышленников, у юношей начинается новый период жизни. Смелые и наблюдательные юноши, окунувшись в рабочую среду Бакинского пролетариата, сразу становятся вовлеченными в активную борьбу за права рабочего класса и участниками революционного движения Бакинского пролетариата.

Тарикули Юзбеков, став членом революционной организации «Фарук», выполняет самые сложные и трудные поручения Бакинской Коммуны. Он стал ближайшим соратником К. Агасиева, Н. Нариманова, С. Шаумяна и др. За активную революционную деятельность неоднократно был арестован, но бежал из тюрем невредимым. Он от природы был смелым и находчивым, неукротимым и неуловимым. Он, отбирая что можно у богатых бакинских вельмож, выручал обездоленных, немощных и нуждающихся, освобождал заложников из тюрем.

После падения Бакинской Коммуны Тарикули Юзбеков и другие рабочие, вовлеченные в революционную борьбу, возвращаются в Дагестан.

Подпольный Дагобком ВКП (б) поручает Юзбекову поднять бедноту Юждага против окопавшихся там банд Деникина, штаб которого находился в селении Касумкент во главе с деникинским генералом Схиртладзе и его помощником полковником Умашевым. Тарикули срочно созывает и проводит на урочище под названием «Арат» съезд табасаранского народа. Вооруженные отряды Табасарана, прямо со съезда двинулись в сторону Касумкента и в садах Куркента соединившись с вооруженными отрядами кюринцев, возглавляемых А. Мурсаловым неодолимой лавиной внезапно вторглись в Касумкент и в страшном сражении с деникинцами очищают Касумкент и весь Кюринский округ от этой нечисти.

Гомер XX века Сулейман Стальский тогда воспел:

Пришел на помощь наш Табасаран,

Стал свободным Юждаг и Кюристан…

Тарикули Юзбеков, с подошедшими на помощь отрядами легендарной XI Красной Армии, продвигает свои отряды красных партизан на помощь столице Юждага — древнему Дербенту. Главнокомандующим Дербентским фронтом был знаменитый Аллахверди Акимов.

Весной 1920 года была полностью ликвидирована группировка Деникина а также освобожден Дербент.

В 21-30 годы триумвират во главе с Тарикули Юзбековым отважно боролся с бандитизмом и терроризмом, занимался ликвидацией мятежей. При активном участии отрядов Юзбекова было ликвидировано в Юждаге восстание, поднятое антисоветскими силами  в 1930 году.

После окончания гражданской войны они активно участвовали в, строительстве новой жизни, создании дагестанской народной милиции, учреждений культуры и образования. Тарикули Юзбеков в разные годы занимал высокие должности в милиции в Кюринском и Дербентском округах, Табасаранском и Курахском районах.

Среди множества актуальных проблем романа на первом месте автор сознательно ставит воспитание чувств нового  человека, формирование его духовно нравственного и культурного облика, ибо эти ценности и нравственный идеал входят неотъемлемой частью в процесс формирования целостной, гармонично развитой личности, сочетающей духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Главные герои романа, зная о том, что новый человек может быть результатом и продуктом новых, преобразованных обстоятельств человеческого бытия, рьяно создавали эти условия, чтобы в них человек мог бы стать и ощутить себя человеком в полном и глубоком смысле этого слова.

Первоначально у героев романа по-разному складывались личные судьбы. Разновелик был масштаб волнующих их проблем, но революционная борьба и идейная убежденность сближает и сплачивает их. Они становятся борцами за новую жизнь. И мы, читатели, убеждаемся в величии духа людей, объединившихся идейной нравственностью, общностью и убежденностью. Героями романа Раджабова являются не только его персонажи, но и мы читатели, для которых сближение и соприкосновение с чужим благословенным жизненным опытом не может пройти бесследно, не отразившись эхом в собственной душе. Сила примера, преемственная связь поколений — эта великая созидающая сила.

В романе нет бесстрастно и равнодушно написанных страниц, ибо он весь пронизан идеей, высвечивающей страдания и борьбу дагестанского народа за светлое будущее. И автор романа предстает перед нами как беллетристик — историк, показывающий ее нам всеми своими гранями. И эта манера повествования романа дает явную достоверность, непреходящую значимость и актуальность описываемому прошлому. Он со страстностью очевидца оценивает и воспроизводит проходивших в тех исторических условиях людей во имя борьбы против невежества и безнравственности.

При этом автор исходит из того, что история, какая бы она далекая ни была, она всегда современна и Раджабов в романе, как бы озаряя, проверяя прошлым настоящее, приходит к своей цели. Именно с исторических позиций становится более понятными многие проблемы нашей нынешней реальной жизни, которые уходят своими корнями в глубь прошлого.

Автор, следуя правилам античного философа Платона, который говорил: «Когда ты говоришь неправильно, это не только само по себе скверно, но и душе причиняет зло», события прошлого описывает в достоверной тональности предельно объективно.

Тот же философ говорил: «… мне кажется, всякий, кто в здравом уме,- всегда стремится быть подле того, кто лучше его самого». И в романе Багир Раджабов, как бы сознательно собрал вокруг главных героев, людей им похожих и полагает, разумеется, что и его потенциальные читатели также будут им похожими.

Для революционера Тарикули Юзбекова высшая цель и благо всей жизни — это борьба за счастье своего народа. Он — человек народа и для народа. Самоотверженное, жертвенное служение ему — нравственный идеал и критерий его жизни. Это тот человек, которому состояние духа не давало демобилизоваться даже на мгновение. Для ученого просветителя, мыслителя и мецената народного образования, Темирхана Шалбузова, как и для самого автора романа, полуобразованность кичлива и опасна, а лукавая псевдоученность хуже невежества. И он всю свою яркую, многогранную и кипучую жизнь, души прекрасные порывы, посвящает народному просвещению и целиком отдает себя гуманитарной сфере: культуре и просвещению, полагая, что именно эти ценности составляют стратегический ресурс безопасности и благополучия государства. А Дадаш Раджабов, воспитанный в предсмертных назиданиях своего отца — Аба — человек слова, дела, долга и чести. Он рыцарь трех освободительных войн — гражданской, экономической и отечественной.

Ярко выражены и обаятельны, индивидуальны и изящны в романе образы Раджаб Гасанова, Ашуг Раджаба, Карчугая, кузнеца Рамазана, сельского старшины Тагира, Кравчука, Чавчавадзе и Артюняна.

Особый интерес вызывает встреча и знакомства Тарикули Юзбекова с присланными из центра на помощь Красному Дагестану — большевиками Тучиным, Фадеевым, Тутушкиным и др.

Язык романа Раджабова колоритен, богат и изящен. В этом отношении в табасаранской литературе нет сочинений равных произведениям Багира Раджабова. Стихи романа полны лиризма и мелодичности. Они по своей художественной силе афористичны и метафоричны. Страстные стихи романа блещут своей гордой гражданственностью. Автор передает свои восприятия читателю, соткав свой словесный узор посредством сильных художественных средств. В романе удивительным образом сочетаются лучшие традиции дагестанских классиков и фольклорные мотивы, а также наилучшим образом пропагандируются основы дагестанской культуры в гармоничном сочетании с духовно-нравственными ценностями страны.

На словесном узоре романа, как яркая звезда в ночном небосклоне, рассыпаны пословицы и поговорки, эпитеты, афоризмы и аллегории, крылатые слова и обороты речи.

Все это придает повествовательной речи романа роскошную красоту и обаяние.

Роман Раджабова вышел в юбилейном году 100-летия Автономии Дагестана.

Одной из главных задач романа является сохранение в памяти  благодарных потомков героических революционных, ратных и трудовых подвигов наших мужественных и мудрых отцов и дедов, живших в эпоху, овеянную огромной созидательной, животворной романтикой XX столетия. «… Моя судьба, я помню, с детских лет чудного искала… Там стонет человек от рабства и цепей! Друг! Этот край — моя отчизна!» — писал с досадной горечью Лермонтов. Повторяя его идеи, автор романа во весь голос рьяно и призывно, как набат, призывает, что мысли о красоте «старой», не утрачивающей со временем своей прелести, может быть с пользой применена и в нашей практике, которой многие уроки прошлого вовсе не вредно применять и усвоить.

Книга не зря названа «На заре нового дня». Ведь все рождается, оживляется со светом нового дня. И жизнь начинается с этого чудного мгновения и цветы раскрывают свои лепестки, обнажая величавую роскошь красоты со светом нового дня.

Важность и актуальность романа определяет сам автор, для которого история всегда современна. Вне истории нельзя понять современность, где будущее встречается, пересекается с прошлым. Отказ от истории или потеря интереса к ней, для автора книги — это забвение своего родства, потеря памяти.

По его мнению, история оставила нам не одни лишь готовые плоды былых цивилизаций, но и не мало загадок, белых пятен, которые надо разгадать.

После революции, гражданской и Великой Отечественной войн положение страны и Дагестана было гораздо худшее, нежели чем сейчас. Но благодаря целенаправленной, мудрой и дальновидной политике властей в короткий срок положение было изменено к лучшему. Революционным энтузиазмом народа страна росла и процветала. Строили новые города и поселки, фабрики и заводы, дороги и каналы, электростанции, колхозы и совхозы, школы и детсады.

Страна выиграла самую страшную войну. Лига наций, обозревая панораму разрушений страны, злорадно изрекала, что она излечит свои раны лишь за 100 лет. Страна Советов за две пятилетки залечила раны, нанесенные войной. За 4 года войны, когда вся Европейская часть страны была оккупирована, она потеряла 23 процента своего народнохозяйственного потенциала, а за годы новой демократической России, она потеряла почти половину своего национального достояния.

Ныне велика потребность в критическом осмыслении происходящего в общественном сознании и поведении людей. И эту немаловажную задачу автор романа решает великолепно, показывая социально-экономические метаморфозы нынешней жизни страны на фоне происходящих негативных перемен.

 

Магомед Гасанов,

почетный гражданин Табасаранского района