ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ
Традиционная праздничная культура дагестанских горцев в конце 19- начале 20 в. была пронизана определенными обрядовыми действиями, к которым и была приурочена выпечка праздничных обрядовых хлебцев. Даргинцы- цудахарцы готовили их к аграрным, семейно-бытовым, религиозным и другим праздникам.
Наиболее важным и богатым в обрядовом отношении праздником был «обряд вспашки поля» — «хъубуркъе», который служил толчком для начала посевных работ. После проведения символической первой борозды старшим пахарем (хула хъубцар) проводились спортивные игры и состязания с участием как сельчан, так и гостей праздника. Победителей награждали особыми ритуальными хлебцами – «кьярква» — хлеб кольцеобразной формы больших размеров. А для девочек- победительниц пекли хлеба в форме куклы «начи». Перед тем, как хлебцы испечь, в них втыкали несколько яиц, орехи, абрикосовые косточки, горох.
Круглыми баранками «кьярква» награждали победителей, вешая их на шею, а победителям скачек «кьярква» вешали на шею лошади, как и быку с помощью которого провели первую борозду. Все праздничные хлебцы пекли по количеству ожидаемых победителей состязаний (15- 20 штук) с небольшим запасом. Следует заметить, что для победителя основного забега в состязаниях пекли большой, пирог – «чутту» в единственном экземпляре, начиненный яйцами, орехами, абрикосовыми косточками и т.д., а сверху украшали узорами из теста и смазывали яичным желтком для образования румяной корочки. На этом празднике люди угощались особым ритуальным блюдом «хъяя» (панспермия) из зерен злаковых и бобовых культур, пирогами «чутне» с разнообразными начинками, все эти блюда и печеные мучные изделия, несли большую магическую нагрузку. Во- первых, пироги и баранки имели форму солярных знаков, что связано с культом солнца. Во- вторых, вкушая кусочки хлеба, умилостивляли солнце и приобщались к таинству воспроизводства, к духу, божеству хлеба. Зерновая каша- «хъяя» из многих видов зерна и пироги- «чутту» преследовали ту же цель: вызвать обильный урожай в новом году.
Кукла — «начи» на наш взгляд подчеркивает женский облик божества и суть – воспроизводство, плодородие. А все компоненты, из которых изготовлена кукла (хлеб, яйца, орехи, фасоль и т.д.) символизируют изобилие и плодородие.
Те же самые хлебцы – «кьярква» цудахарцы дарили при обрядах детского цикла, в частности при совершении обрезания – «суннат» у мальчиков. Данный обряд был одним из ответственных моментов в жизни ребенка и ему придавалось большое значение. После проведения обряда «суннат» мальчика навещают родственники, соседи и друзья его родителей. По этому случаю женщины пекли для подарка «кьярква» и дарили мальчику, поздравив его с тем, что он стал «мужчиной». Хлебцы, принесенные мальчику, вешали на видном месте (защитная магия), и были они точно такие же, как на празднике первой борозды. В некоторых цудахарских селениях по этому поводу мальчикам дарили хлебцы другой формы. Хлеб был шириной в три пальца и удлиненный в виде початка кукурузы, который начиняли двумя яйцами, орехами и абрикосовыми косточками. На верхней части добавляли два тонких хлебных рожка, которые расходились в стороны подобно бараньим рогам. Видимо, из-за своей вытянутой и продолговатой формы данный хлеб получил свое название «ссулкъа» и следует отметить, что его пекли только при обрядах обрезания у мальчиков.
В данном случае назначение обряда, название («ссулкъа») и форма («удлиненная») хлебца имеют глубокую символику, которая подчеркивает мужское начало, плодородящую силу и т.д.
Хлеб другого вида- «мучари», который состоял из кукурузной муки, а изначально – просяной, без всяких начинок пекли при обряде детского цикла, сопровождая магический прием, который должен был способствовать ускорению процесса развития ребенка в отношении первых шагов. При желании родителей видеть своего ребенка ходячим цудахарцы пользовались приемом «прокатывания» («руккур-балтни») «мучари» между его ногами вперед с благопожеланием, чтобы ребенок подобно хлебу пошел по правильному пути.
Назначение хлеба можно еще передать как пожелание родителей ребенку благополучия в жизни (в кисти проса очень много зерен) и т.д.
Не менее торжественным в жизни цудахарцев являлось и проведение традиционных свадеб, которые проходили ярко, зрелищно. Каждый этап свадебного обряда цудахарцев сопровождался использованием обрядовых пирогов – «чутне». Заметим, что данные пироги в конце 19 – нач. 20 в. изготовлялись во всех цудахарских селениях. Приведём список существовавших у цудахарцев в изучаемый период обрядовых пирогов и селения, в которых мы зафиксировали их выпекание: Пирог для друзей жениха, в честь начала свадьбы (с. Цудахар, с. Буртани, с. Карекадани); Большой пирог для подноса к столу тамады (с. Алиханмахи, с. Буртани, с. Аметерк); Пирог для тех, кто будет расчесывать голову невесты (с. Алиханмахи, с. Куппа); Пирог для тех, кто будет охранять дверь в комнату новобрачных (с. Алиханмахи, с. Куппа); Пирог зятя (с. Карекадани, с. Куппа); Пирог для тех, кто будет преграждать дорогу свадебному поезду (с. Алиханмахи, с. Куппа); Пирог для тех, кто не будет подпускать к воде во время вывода невесты к роднику (с. Алиханмахи); Пирог для тех, кто будет снимать кувшин со спины невесты во время ее вывода к роднику (с. Куппа); Пирог, который раздают во время вывода невесты к роднику (с. Алиханмахи, с. Буртани, с. Аметерк).
Приурочение каждого праздничного пирога – к определенному свадебному обряду имело свое значение и магическую силу.
Такие же пироги – «чутту» цудахарцы пекли при проведении мусульманских праздничных мероприятий в дни Ураза Байрам и Курбан Байрам. В этом случае пироги пекли и других видов из творог, из орехов, кураги, мяса, трав. Этими пирогами и другими сладостями и яствами в е праздничные дни цудахарцы украшали свои столы.
В общем цудахарцы имели весьма богатый состав праздничных хлебцев- «кьярква», «начи», «ссулкъа», «мучари», «чутту», которые имели магическую символику, призванную обеспечивать обилие урожая, усиление воспроизводства, плодовитости и т.п.
До наших дней дошли лишь некоторые виды обрядовых хлебов: «кьярква», «начи» и «чутту».
Шамиль Омаров,
кандидат исторических наук