Считается, что наша жизнь «течет», «проходит». Но это не совсем так. Именно люди направляют ее, они главные двигатели этого процесса. Но, конечно, речь идет о людях активных, о людях-новаторах, о тех, кто имеет свою гражданскую позицию. Именно к таким людям можно по праву отнести Ларису Валентиновну Тананыкину, замдиректора научной библиотеки ДГУ имени Абилова.
Думаю, что встреча с таким человеком, как Лариса Тананыкина, — это событие. Ведь настоящие личности на журналистском пути встречаются не каждый день. Без всяких оговорок и излишней комплиментарности. Инициативность, благородство, человечность, умная прагматичность и дальновидность – эти качества, на мой взгляд, отличают мою героиню.
У них, таких как она, непростая жизнь. Они иногда вызывают зависть, недоверие, а то и откровенную злобу у тех, кто не смог состояться в профессии, у кого не хватает перечисленных выше качеств. Их записывают в «карьеристы», «выскочки». Но видно на таких людях наша земля и держится. Но все это будет потом…
Становление Ларисы Тананыкиной как профессионала пришлось на 90- е годы прошлого века. Она работает в кабинетах библиотековедения при крупных библиотеках Москвы и С-Петербурга. Это насыщает ее лекции (она работала на профильной кафедре ДГУ) новым материалом. Позже она закрепляется соискателем на кафедре детской литературы и библиотечной работе с детьми и юношеством МГУКа (Московский государственный университет культуры и искусства). Ее научным руководителем становится прекрасный человек, большая умница Иванова Галина Александровна, которая долгое время заведовала кафедрой, была проректором по вечерней работе института. И начались ее научные изыскания… Тананыкина представляла дагестанскую школу и на ней лежала большая ответственность — не ударить лицом в грязь. Отсутствие необходимой информации, неукомплектованность спецлитературой фондов махачкалинских библиотек затянули ее работу над диссертацией на долгих 10 лет.
И вот наконец наступил тот долгожданный день. 27 мая 1998 года, во Всероссийский день библиотек … она успешно защищает диссертацию. Этот волнительный день незабываем. В комиссии Московского государственного университета культуры при сдаче ее кандидатских минимумов были все главные специалисты библиотечного дела России: Абрамов К.И., Столяров Ю.Н., Зубов Ю.С., Коршунов О.П. Практически все авторы вузовских учебников для студентов библиотечных отделений. Прессинг был колоссальный. Но именно эта школа сформировала Тананыкину окончательно как профессионала. Ученым секретарем диссертационного совета тоже был легендарный Ученый Айзенберг Аркадий Яковлевич. Его собеседование с соискателем было решающим — если он давал добро, то можно было считать себя уже кандидатом.
Каково же было удивление соискателя, когда он не только очень положительно отозвался о ее работе, но даже предложил остаться в МГУКи преподавать. Грандами от библиотечного дела отмечены ее грамотная, хорошо поставленная речь, умение вести диалог, привлекательная внешность — все играло на имидж. Но у нее была старенькая мама дома и нельзя было надолго уезжать.
К ней подходит Константин Иванович Абрамов и говорит: «Ну дети это хорошо, а когда же мы займёмся историей библиотечного дела?» Он был автор учебников « Общее библиотековедение» и « История библиотечного дела СССР». Это очень известный учёный. После его смерти в честь него назвали кафедру библиотековедения во МГУКи. Да, была смешная история с Айзенбергом. У Ларисы длинная и не совсем обычная фамилия. Он ее несколько раз громко произнёс, похмыкал и сказал: « Ничего, можно привыкнуть». Она долго вспоминала эти слова с улыбкой. Тем более, что во МГУКИ была ученая Ольга Талалакина. Она автор учебника « История библиотечного дела за рубежом.
Беседовать с Тананыкиной безумно интересно, особенно, когда речь идет о ее специальности. На ее взгляд, не случайно в материалах Всемирного саммита по информационному обществу, библиотеки поставлены на первое место, опережая архивы, музеи, собрания культурных ценностей и другие коллективные пункты доступа. Отсюда можно сделать вывод о том, что библиотека – это необходимое условие формирования гражданского общества, и что такое общество не может развиваться без эффективно действующих библиотек.
Тананыкина была активным разработчиком Концепции развития Научной библиотеки ДГУ. С 2009 года она сотрудничает с Дагестанским институтом развития образования , ведя занятия на курсах повышения квалификации школьных библиотек, где работают около 1500 сотрудников. Не без участия Тананыкиной библиотека ДГУ стала методическим центром для этих библиотек. А чтобы быть в теме и не отставать от веяний времени она активно сотрудничала с РШБА (Русской школьной библиотечной ассоциацией), непосредственно с ее руководителем — Жуковой Т. А. В рамках этого сотрудничества помогала чеченским коллегам повысить квалификацию. За что получила благодарность от их министра образования республики.
— Почему именно библиотеки выделяются среди множества других информационных институтов? — задается вопросом Тананыкина. И сама же отвечает: «В них личность является не объектом информационного воздействия, как, например, в средствах массмедиа, а субъектом, свободно осуществляющим свой выбор. В этом огромном мире знаний библиотеки не должны быть просто учреждениями по книговыдаче, а навигаторами, то есть показывать направление, а человек вправе его выбрать сам. Библиотека, как общественный институт, представляет собой срез современного общества. В этом плане пребывание человека в библиотеке способствует его социализации…».
-Какими качествами должен обладать библиотекарь?- спрашиваю Тананыкину. На ее взгляд, библиотекарь, прежде всего, это грамотный, высокообразованный человек. Эта профессия требует универсальных знаний во многих областях. Это должен быть воспитанный, культурный человек, очень коммуникабельный. Это должен быть человек приятный в общении, умеющий строить диалог с людьми разного уровня образования и культуры…
Современная библиотека должна быть нужна и интересна человеку, т. е., соответствовать его ожиданиям и интересам. Это место, куда человек приходит и получает знания (информацию) — оперативно и проверенную, не фейковую.
Что же касается противопоставления Интернета и библиотеки, то у нее такое мнение: «Я не вижу тут противоречия. Интернет — это тоже информационная среда современного человека. Это реальность, данность сегодняшнего мира. Интернет — это не библиотека. Это огромная копилка разной информации. Библиотека же формирует локальную информационную среду каждого отдельного пользователя. При формировании подобной среды библиотека, используя все свои средства, формы и методы для выбора проверенной, нефейковой информации, беря на себя ответственность за качество отбора информации. При подобном подходе Интернет можно рассматривать как основу для оперативного доступа к информации, возможности с любой точки мира иметь доступ к нужной информации…».
По ее мнению, библиотекарь ориентирует в мире информации, делает подборку из публикаций, обзор. Это не просто книговыдача. Компетентный консультант, тонкий психолог, специалист, умеющий выбирать из потока информацию нужную, анализировать ее, компоновать под запрос отдельного пользователя.
Важно, чтобы читатель понял другое: путь, который избрала и которым шла по жизни Лариса Тананыкина извлечен не только из методик, инструкций, но из опыта, раздумий, наблюдений. А это доступно настоящим талантам, используя шахматный сленг, гроссмейстерам, а не просто перворазрядникам.
Тананыкина экспериментатор по жизни, а в эксперименте по теме исследования Организационно- методические основы совместной работы школы и детской библиотеки по воспитанию культуры чтения младших школьников» должна была участвовать школа.
И она знакомится с тогдашним директором детской библиотеки ( ныне покойной ) Султановой Куброй, Умной, красивой женщиной. Лариса благодарна судьбе, которая сводит ее и с другой прекраснейшей женщиной, директором школы 11 города Махачкалы, а ныне — художественным руководителем Центра эстетического воспитания « Радуга» Хорошевской Александрой Павловной. Это очень грамотный, творческий, талантливый человек, педагог от Бога. Но она выдвигает своё требование — ей, как руководителю, не интересен эксперимент Тананыкиной только в начальных классах. Она выдвигает условия — либо с 1 по 11, либо никак. И начинается ее марафон на долгие годы. Плодотворный марафон. Он приносит ей награды республиканские и федеральные. Разрабатывается авторская программа по информационной культуре школьника.
Детскую библиотеку ей пришлось оставить, трудно было совмещать кафедру, библиотеку и школу. А в школе с каждым годом нагрузка увеличивалась, прибавлялись новые классы. К работе были привлечены ее выпускники, в том числе дочь Хорошевской — Побежимова Ирина Владимировна. В 2003 году одну из своих учениц по имени Раисат Тананыкина готовит на конкурс «БиблиОбраз». Успешно проходит республиканский уровень и выходят на федеральный. По Гранту школьная библиотека выигрывает 600 тысяч рублей. По тому времени это огромные деньги. А что касается грантовых заявок, то даже, если бы они не победили в конкурсах, все равно воплотились бы в жизнь. Сказался тот самый импульс, который и заставляет работать по-новому, творчески.
В 2017 году она в качестве руководителя разработала и реализовала целевой проект по программе стратегического развития «Расширение системы доступа к мировым информационным ресурсам, базам данных и расширение ресурсов научной электронной библиотеки университета на базе Научной библиотеки ДГУ».
Ларису Тананыкину всегда волновал вопрос состояния школьных библиотек. По ее мнению, школа, где нет библиотеки или к ней относятся пренебрежительно, лишена души. Поэтому каждый школьный библиотекарь знает: наша вечная задача – собирать и хранить школьную библиотеку как аптеку души и дарить нашим детям вечную радость чтения хороших книг.
В 2017 году она принимает активное участие в Х юбилейном форуме школьных библиотекарей «Михайловское 2017».
На «круглом столе» выделили значение педагога – библиотекаря как эколога ноосферной интеллигентности». И именно эти качества Ларисы Валентиновны отметила в беседе Солтанат Загидова, директор Республиканской детской библиотеки: «Когда Тананыкина была назначена директором научной библиотеки ДГУ, она инициировала приезд к нам председателя Ассоциации школьных библиотек Татьяны Жуковой. Был резонанс большой, много представителей школьных библиотек присутствовало на этой встрече. Речь шла о межведомственном взаимодействии, создании привлекательного имиджа школьных библиотек. Мы вместе с Ларисой объездили пол-Дагестана, проводя встречи с коллегами, на конференциях, круглых столах по теме развития детского чтения, по проектной деятельности. Она истинный фанат своего дела, умеющая логически выстраивать свою речь. Она еще и прекрасный педагог, особенно она проявила эти качества, работая в Центре эстетического воспитания. И еще. Об ее осведомленности и профессионализме говорит и такой факт. У нас была конференция в одном из горных районов, и наша коллега, выступавшая с докладом, видимо, скачала текст из Интернета, и Лариса, поняв это, корректно попросила выступающую говорить от себя, то есть рассказывать о проблемах и достижениях своей библиотеки, ведь для присутствующих важно и полезно послушать опыт ее работы в библиотечной системе. «
А вот как отзывается о Тананыкиной легенда библиотечного дела Дагестана Лилия Сергеевна Удалова, в прошлом зав.методотделом РДБ:
«Жизнь Ларисы Сергеевны полна глубокого смысла. Она все время в делах, она генератор идей, которые сама же претворяет в жизнь. Тананыкина умеет передавать свой опыт, знания другим, делая это тактично и корректно. Она ученый – исследователь, автор многих научных работ. Все, кто сталкивался с ней по работе, отмечают ее эрудицию, высокую культуру и трудолюбие. Она одной из первых в республике защитила диссертацию в Московском институте культуры в области библиотековедения. Она работала в республиканской детской библиотеке на полставки, помогая коллективу перейти от простого планирования работы к проектной деятельности исследовательской работе.
Первый проект, который был разработан под ее руководством, был представлен на конкурс в Российский гуманитарный научный фонд и получил грант, такая финансовая поддержка позволила РДБ развиваться в то трудное время 90 х годов прошлого века. К примеру, был разработан и реализован проект «Дети Дагестана» за мир в Дагестане». Затем разработаны проекты Министерства культуры РФ, что дало возможность участия в сессиях ИФЛА ( Международной Ассоциации библиотек — в Израиле, Швеции, Японии. Много она сделала для создания Ассоциации библиотечных работников РД.
Восхищаюсь ее живым умом, отношением к коллегам, студентам, читателям, стремлением помочь им. Поздравляю ее с юбилеем, желаю, чтобы она и дальше радовала нас своими благородными делами…»
Венера Мусаева, директор библиотеки Дагмедуниверситета познакомилась с Ларисой еще в стенах ДГУ, когда обе учились на библиотечном отделении филологического факультета. ДГУ. По ее словам, Лариса выделялась среди сверстников, была очень яркой студенткой. После окончания вуза она была распределена в библиотеку Мединститута сразу на должность главного библиографа. Сказалась ее успешная учеба.
Венера Мусаева продолжает: « С Ларисой мы стали общаться более тесно, когда обе возглавляли коллективы библиотек, я — в ДГМУ, она — в ДГУ. К примеру, недавно мы встретились на международной научной конференции «Электронный век науки».
В каких-то вопросах мы можем и поспорить, но во многом наши взгляды совпадают, мы едины во мнении, что необходимо полнее и эффективнее удовлетворить запросы наших читателей. Она человек с широким кругозором, своевременным взглядом на библиотечное дело. У нее отсутствует кичливость, показ превосходства над другими. Хочу подчеркнуть ее стремление к самосовершенствованию…»
… Она меньше всего искала в жизни славы. И все-же личный триумф к ней пришел, потому что мало быть квалифицированным специалистом, надо еще заслужить уважение и авторитет своих коллег. А это Ларисе удалось. Она является не только признанным экспертом в своей области знаний, которая всегда доводит начатое дело до совершенства, но и внимательна к чужому мнению. Какие бы посты и должности она ни занимала, никогда не пользовалась своим положением для своей личной выгоды. Сослуживцы, с которыми пришлось беседовать, отмечают ее доступность и скромность. Когда к ней приходили сотрудники с различными просьбами, она не откладывала решение проблемы на потом, несмотря на свою сильную загруженность. У Тананыкиной есть правило: «Чтобы порадовать человека, достаточно доброго слова и соучастия в его проблеме».
К практике применения административных наказаний у нее свой подход. Она считает, что важнее любого приказа об увольнении или лишении премии, это личная беседа, разговор с глазу на глаз. Человеку всегда надо давать шанс!
Хан Баширов,
профессор ДГПУ