МОИ УЧИТЕЛЯ

«Учитель! Пред именем твоим
позволь смиренно преклонить колени…»
Н. А. Некрасов

Основой человеческой жизни: его поведения, характера, увлечений и интересов является воспитание. Родители, бабушки и дедушки, родные и близкие – все, окружающие нас взрослые закладывают в нас какие-то определенные качества и преподают определенные уроки каждому из нас с самого раннего детства. Но, помимо родственников и знакомых, существуют также люди, труд которых также важен и неоценим как труд родителей. Я думаю, все согласятся со мной, что они вкладывают в нас многое и именно от них зависит наше и всей страны будущее, эти люди – учителя.

В современном мире существует огромное количество разнообразных профессий. Некоторые из них появились совсем недавно, а другие – много лет назад. Одной из старейших профессий является профессия учителя – человека, который необходим всем и каждому. Без учителя не будет ни врача, ни инженера, ни агронома, ни экономиста, ни юриста и т.д.

Задумайтесь! Какую огромную роль в нашей жизни играют учителя. Будучи еще маленькими детьми в возрасте шести-семи лет мы приходим в школу, где нас встречает именно и только он – Учитель.

Следующие десять-одинадцать лет с нами рядом постоянно находятся учителя и педагоги. Они вкладывают в нас знания. Причем учат нас учителя не только математике, литературе и прочим предметам, но и знакомят нас с такими важными понятиями, становления человека, формирования у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Наши педагоги вкладывают все свои силы и старания в своих учеников, стремятся научить их многому, подготовить к взрослой, самостоятельной жизни и подарить знания, обеспечивающие здоровую жизнедеятельность человека. Труд учителя безвозмездный. Именно потому, что нельзя описать словами и оплатить душевные переживания, моральные силы и тот вклад, который учителя делают по зову своего сердца. Учитель – это не работа, это призвание.

Каждый человек, покинув стены школы, несет в своем сердце образ учителя, который дал ему наилучшие знания. Вот и я, прожив на свете несколько десятков лет, задумался над тем, кто же помог мне определить жизненный путь, чтобы он был благотворным не только для себя, но и для общества, выбрать профессию учителя, а затем исследователя народного образования и ученого педагога, способного созидать и только созидать на благо родного народа, республики и Отечества.

Еще в начальных классах мне посчастливилось иметь заботливых учителей — профессионалов. Ими были учителя начальных классов Шихикентской средней школы Сулейман-Стальского района, настоящие мудрецы-самородки Абдулафис Казанбеков и Бедуллах Фейзулаев. Каждое их слово, мимика, улыбка и движение веяло невероятной теплотой и любовью к ученикам. Они, опираясь на малейшие старания детей, четко и своевременно замечая малейшие их успехи в учебе, уместным намеком и отеческим одобрением подсказывали учащимся пути и тропинки к человечности и гражданственности, закладывали истоки нашей будущей профессии. А как они мастерски поясняли детям значение и функции падежей, особенности природы родного края, правила счета и умножения, специфику и жизнедеятельное значение родной и русской речи и многое, многое другое. Они были не только высоко признанными учителями в школе, но и безмерно уважаемыми педагогами для всей сельской и районной общественности.

Профессия учителя – очень трудная и ответственная. Как это благородно, давать другим знания, быть помощником в созидании жизни и деятельности молодого поколения. Конечно, далеко не каждый может стать настоящим учителем. Я считаю, что им нужно родиться. Но и обязательно много работать, постоянно заниматься самообразованием, чтобы уроки были полезными и интересными для учащихся будущих граждан-созидателей страны. Такими были мои учителя и в средних, и в старших классах.

Любовь к родной истории и культуре привили нам историки Алиев Зейнудин (директор школы) и Ахмед Ахмедов, уважению к русскому языку, литературе и культуре обучали опытные учителя-гуманисты Шихкерим Магамдаров, Магомедсаид Чергесов, Джалалдин Ханбалаев. Интереса к естественно-математическим наукам добивались географ Владимир Скяев, физик Магомедгусейн Дадашев, химик Гаджибуба Казанбеков, математики Будуллах Нежведилов и Шахимерден Муслимов. «Не смейте забывать учителей», – призывает нас стихотворение Андрея Дементьева. Хочется несколько возразить: забыть их нельзя! Самое лучшее, вечное, доброе привито учащимся именно этими учителями. Потому, мало кто из выпускников 1966 года Шихикентской средней школы не получил высшее образование. Более того они выбрали социально востребованные, остродефицитные по тем временам профессии учителя, врача, экономиста, агронома, инженера, технолога, строителя, юриста и т.д.

Что касается меня, именно мои школьные учителя сыграли первостепенную роль в становлении меня как личности и специалиста. Мой отец-фронтовик Мирзоев Айдабег Мусаевич, награжденный орденами и медалями за участие в Великой Отечественной войне, с 1945 года рабочий (токарь, слесарь и фрезеровщик в одном лице), как стахановец, бессменно находившийся на доске почета Трубопрокатного завода г. Сумгаит, затем с 1955 года успешный сельский труженик, к сожалению, не умел ни читать, ни писать.

Именно учителя добросовестно восполняли пробел родителей, относилась к ученикам с добротой и пониманием, заботилась о нас, как о собственных детях. Я их всегда помню и безмерно уважаю. В книге великого древнего мыслителя Аль-Хусри «Цветы литературы» есть замечательная притча. Спросили Александра Великого: – Почему ты уважаешь своего учителя больше, чем родного отца? – Отец подарил мне жизнь бренную, – ответил Александр, – а учитель – вечную. И действительно, на учителя в нашем обществе возлагается серьезная и сложная задача: вырастить из ребенка настоящего человека.

Сколько еще хороших учителей, преданных своей профессии педагогов-профессионалов встретилось мне на моем жизненном пути. На филологическом факультете Дагестанского государственного университета весьма целенаправленно, доступно и содержательно основы родного, дагестанского и Кавказского языкознания и литературы освещали студентам профессора: Гайдаров Раджидин Идаятович, Гюльмагомедов Ахмедуллах Гюльмагомедович, Алиев Салав Магомедсалихович, Абдулатипов Абдул-Кадыр Юсупович, Мусаев Магомед-Саид Мусаевич, доценты: Алипулатов Максим Абдулбариевич, Абдулжамалов Надир Абдурашидович, Беримбеков Зибиуллах Гамзабекович, Микаилов Эльдар Шигабудинович, Раджабов Малик Мамедович. Теорию и методику преподавания русского языка и литературы мастерски заботливо раскрывали настоящие ученые-методисты — Назаревич Александр Федорович, Сивриди Георгий Николаевич, Судакова Нина Яковлевна, Прик Ольга Яковлена, Лихтман Рашелье Иосифовна, Никонова Галина Александровна, Ханмурзаев Герей Гамидович, Лира Ивановна Мегаева, Алиева Раиса Раджабовна, Бройтман Самсон Наумович. Общественно-политические дисциплины социально значимо и граждански целенаправленно освещали студентам известные общественники и ученые педагоги Вагабов Михаил Вагабович, Авшалумова Людмила Хизгиловна, Габуния Гела Романович. Нам необходимо уметь благодарить своих учителей-педагогов-наставников, благодарить их за знания, за труд и нервы, потраченные на нас, за то, что сейчас мы именно такие, какие мы есть.

Для того, чтобы стать настоящим педагогом необходимо этого хотеть, уметь находить подход к детям и быть готовым безвозмездно отдавать частичку себя другим. Задумайтесь, как много нас – детей, выросших хорошими и порядочными благодаря учителям. Все знания и любовь к учебе воспитаны в нас именно преподавателями. Нужно уметь не только получить знания, но и направить их на благо общества, нужно вернуть знания подрастающему поколению. Это – аксиома жизни!

Поэтому приобретенные в вузе знания, умения и навыки получили у меня практическое благотворное применение в процессе моей работы учителем русского языка и литературы в Гурбукинской школе Карабудахкентского района, методистом кабинета русского родных языков и литературы Дагестанского института усовершенствования учителей, научным сотрудником, зав. сектором этнопедагогики, заместителем директора ДНИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи, учителем педагогики Лицея №5 г. Махачкалы, старшим преподавателем, доцентом, профессором кафедры педагогики ДГПУ.

Знания, умения и навыки имеют свои особенности воспроизводства и применения, они специфичны в зависимости от деятельности человека. Работая в качестве научного сотрудника, а затем и зав. сектором этнопедагогики Дагестанского НИИ педагогики, я многому научился у таких замечательных, преданных дагестанскому образованию ученых – ветеранов ВОВ и труда Сагидова Абдурагима Гилатовича, Юсуфова Рамазана Юсуфовича, педагогов — исследователей, авторов ряда программ, учебников и методик по русскому, родным языкам и литературам Цурмилова Мухтара Магомедовича, Аликберова Калабега Алиметовича, Акимова Курбана Халиковича, Магомедова Гамидуллаха Исмаиловича, Шурпаевой Миседу Идрисовны. Именно они направили и поддержали меня в выборе и исследовании архиважной для дагестанского социума научной темы, приведшая меня к разработке и изданию монографий: «Народная педагогика: словесные средства воспитания» (1984г.), «Народная педагогика: содержание, формы и методы воспитания» (1986г.), «Народная педагогика Дагестана» (1992г.).

Один намек доброго учителя, а тем более ответственного руководителя – патриота образования был для меня достаточен для продолжения благородного дела. Видя наши научно-педагогические результаты, направленные на возрождение и сохранение историко-педагогической культуры, тогдашний министр народного образования Дагестана Бадави Саидович Гаджиев поручил мне разработать общеобразовательные программы и учебники по культуре и традициям народов Дагестана.

«Дорогу осилит идущий», — говорят в народе. Идя по благородному социально значимому пути, прилагая многолетние невероятные усилия, сегодня мне удалось быть единоличным автором 10 программ (на русском, аварском, даргинском, кумыкском, лезгинском, лакском, азербайджанском, ногайском, чеченском, табасаранском языках) и учебников по предмету «Культура и традиции народов Дагестана» для 4, 5, 8, 9 классов. Это не мой труд. Это труд всех моих учителей, начиная с начальной до высшей школы. Это труд всех тех, кто чисто по-человечески поддерживал меня все эти годы.

Именно учителя предоставили нам знания, учили нас находить истину, осмысливать, понимать, сравнивать, сопоставлять верное и ошибочное, делали все возможное, чтобы мы усвоили социально значимые знания, заботились о нашем физическом и душевном состоянии, по каким-то ведомым только им признакам помогали раскрыть скрытые, неведомые нам резервы нашей памяти, помогли быть общественно полезной индивидуальностью и достойным патриотом своей страны и республики. Быть Учителем не так уж просто, и дано не всем. Именно поэтому очень важно ценить этих людей и быть им благодарными.

Спасибо и низкий поклон вам, мои незабвенные учителя! Кого-то уже нет в живых, им вечная память! Кто еще на ниве просвещения, им здоровья, бодрого долголетия и новых плодотворных успехов на радость их учеников, родных, близких и благодарных народов Дагестана!

Обращаясь к тем студентам и молодым педагогам, находящимся в начале благородного пути к учительству, хочется сказать: Если вы хотите видеть позитивные результаты своего ежедневного труда, быть уважаемыми и почитаемыми, будьте достойными преемниками и продолжателями традиций российского и дагестанского учительства и просветительства. Только добрые дела дают добрые всходы. Удачи вам! С Днем учителя вас читатель и все учителя многонационального Дагестана!

Шайдабег Мирзоев,

отличник народного просвещения России, профессор