Поэту Сергею Есенину принадлежат следующие строки:

Лицом к лицу, лица не увидать,

Большое видится на расстоянье,

Когда кипит морская гладь,

Корабль в плачевном состоянье…

 

Эти строчки из его стихотворения «Письмо к женщине» можно соотнести с познанием истины, его относительного и абсолютного характера. Расстояние открывает глаза на настоящие ценности, которые вблизи просто не замечаются. Хорошо, что есть время расстояния и трудности. Именно они дают понять, кто любит, кто дружит, а кто вовсе не нужен.

Известную фразу «большое видится на расстоянии» употребляют, как правило, когда хотят уйти от действительного обсуждения тех или иных событий или личностей из сравнительно недавней истории, либо в попытках придать ложную значимость и раздуть фигуру какого-нибудь современного пигмея (в значении никто, пешка, пустое место, песчинка, ноль без палочки), которого сумеют оценить только потомки.

Видимо, автор данного произведения имел в виду, что о прошлом мы часто знаем больше, чем о настоящем. Почему? И прошлое, и настоящее трудно изучить: из-за недостатка информации или из-за её искажения. Поэт говорит, что БОЛЬШОЕ, чтобы рассмотреть хорошо целиком, нужно отойти на расстояние.

Например, корабль, город или событие. Должно пройти время (расстояние), чтобы можно было с высоты прожитых лет понять и правильно оценить то или иное событие в жизни. Чтобы охватить взглядом что-то большое, нужно смотреть издалека. Если ты будешь близко, то сможешь рассмотреть только фрагменты. Но не увидишь картину целиком.

К сожалению, в наше время всё еще встречаются люди, которые к прошлому и настоящему относятся с равнодушием, у таких вряд ли будет нормальное будущее. Бернард Шоу по этому поводу сказал: «Только действия человека говорят о его личности и его отношении к вам. Не верьте словам. Просто наблюдайте. И вы увидите истину».

Так вот, в течение продолжительного времени мы пристально наблюдаем за успешной деятельностью специальной (коррекционной) школы-интерната I вида для глухих и детей с расстройством аутистического спектра, расположенного в поселке Ленинкент города Махачкалы. Свою основную задачу общеобразовательное учреждение видит в создании максимальных условий учащимся для адаптации к нормальной жизни.

Первоначально, в 1938 году, школа для глухонемых располагалась в селе Казанище Буйнакского района. После землетрясения 1970 года её перевели в Махачкалу, в приспособленную к условиям интерната СОШ № 26. Но в 2003 году случилась страшная трагедия: в результате ночного пожара погибли 30 детей. В течение следующего года было построено новое типовое 3-этажное здание интерната в поселке Ленинкент с семью корпусами.

Сотрудники со стажем хорошо помнят, на территории школы росли одни колючки и никакой инфраструктуры здесь не было. Благодаря умелым действиям Зайнаб Ахмедовны Магомедмирзаевой, назначенной в том же году новым директором, жизнь в образовательном учреждении заметно оживилась, дети-инвалиды реально почувствовали её заботу и внимание.

С письмами и просьбами руководитель учреждения стала обращаться в различные инстанции с целью улучшить материально-техническую базу школы. Они дали свою отдачу. За короткое время она нашла спонсоров и меценатов, привлекла неравнодушных людей к дальнейшей судьбе интерната.

Первым делом пришлось сменить деревянные окна на пластиковые. В этом вопросе оказал неоценимую помощь школе министр внутренних дел по Республике Дагестан Абдурашид Магомедов. Сейчас у интерната совсем другой вид: красочный, современный и благоустроенный.

Отреагировал на просьбу директора установить освещение вокруг периметра интерната и спортивного зала и глава Кировского района Махачкалы Салих Сагидов, который во Всемирный день ребенка посетил школу для глухих детей. Он отметил: «В данной школе обучаются больше двухсот учеников из многих регионов России, а интересы детей-инвалидов для нас имеют первостепенное значение».

Работники администрации муниципалитета в указанный срок завершили все работы. Были заменены прожектора старого образца на новые светодиодные, которые имеют высокую степень защиты от пыли и влаги, что делает их долговечными и надежными в использовании.

Не остался в стороне и известный предприниматель из Дагестана, живущий в Москве, председатель Совета директоров хозяйственного рынка на Хованском Пирмагомед Балакеримов, который подарил для нужд школы новую автомашину ГАЗель. Другой меценат тоже выделил семиместный микроавтобус.

Конкретную помощь школе-интернату в рамках благотворительного фонда «Чистое сердце» оказывают первый вице-президент Федерации спортивной борьбы России, заслуженный тренер РФ, бизнесмен Омар Муртазалиев и глава администрации Ахвахского района Магомед Муртазалиев.

Председатель профкома Мадина Идрисова, выступая перед коллективом школы-интерната сказала, желательно чтобы такую помощь детям оказывали и другие организации и учреждения города. «Делать доброе дело, и увидеть детскую улыбку в ответ – это величайшая радость. И вдвойне приятно, помочь детям с ОВЗ для того, чтобы сделать их жизнь легче, интереснее, светлее, чтобы они чувствовали себя полноценными членами нашего общества».

Большую поддержку интернату оказывали и оказывают руководство республики, администрация столицы, а также благотворительные фонды. Благодаря им он полностью оснащен новой мебелью, инвентарем, вплоть до постельного белья. Учебные классы также оборудованы слуховыми аппаратами, компьютерами, интерактивными досками.

Сегодня в интернате установлены современная пожарная сигнализация, дымовые извещатели, пожарные краны. Есть мастерские для трудового обучения. Кабинеты коррекции, психолога, дефектолога, массажный, игровые комнаты, в которых много всяких игрушек. Здесь также оборудованы прекрасные тренажерный и спортивный залы. На территории школы создан опытный участок, где учащиеся занимаются трудотерапией.

В настоящее время здесь обучаются 260 детей в возрасте от 6 до 18 лет. Образовательный процесс в школе проходит по специальным коррекционным планам, утвержденным министерством образования России, в щадящем режиме. Занятия начинаются в 8:30 и продолжаются до обеда, после чего дети идут на прогулку. В течение дня учащиеся занимаются в различных кружках, делают уроки и так далее.

В образовательном учреждении построена целостная система, обеспечивающая оптимальные условия для адаптации, социализации, обучения, воспитания и полного достижения развития личности учащегося, создана единая психологически комфортная образовательная среда для детей, имеющих разные стартовые возможности с целью сохранения и укрепления их здоровья.

В дружном сплоченном коллективе интерната трудятся более 150 педагогов, в числе их и 13 сурдопедагогов, специалистов особого профиля, технический персонал составляет 72 человека. Все они в свое время получили образование в университетах страны. В основном в интернат устраиваются преподаватели, окончившие ДГПУ по специальности дефектологии и логопедии.

По поручению министерства образования и науки Дагестана школа-интернат приняла детей V вида, тех, которые слышат, но не говорят. Проблемы возникают, если они имеют какие-нибудь сопутствующие болезни, глубокую умственную отсталость, аутичность, задержку психического развития. Эта категория обучается по специальной программе.

Однако не всё в этой школе хорошо и гладко. Есть одна проблема, связанная с проверками контролирующих органов, которые по мнению коллектива не дают нормально заниматься уставной деятельностью, отвлекают преподавателей от основной работы, держа их в постоянном напряжении.

Их причина сводится к тому, что инициатором этих бесчисленных проверок является Заира Казавгаджиева, работавшая здесь до недавнего времени воспитателем, которая считает, что якобы её директор школы-интерната уволила из-за конфликта, связанного с незаконными поборами. Сошлемся на имеющиеся в нашем распоряжении факты.

Мы, будучи в школе-интернате, выяснили, что все пожертвования педагогов были на самом деле добровольными и никогда деньги с родителей детей здесь не собирали. По этому поводу Управление образования города ответило: «Любой работник коллектива может инициировать начало добрых дел на благотворительной основе, лишь бы оно не носило принудительный характер».

На основании приказа № 624 –к Заира Казавгаджиева была принята на работу временно в школу-интернат I вида на должность воспитателя с 10 марта 2020 года на время декретного отпуска Багират Махаевой, с нагрузкой 31 час. в 0 «ж» класс. В тот же день с ней был составлен срочный Трудовой договор № 217.

По истечении срока указанного трудового договора пункт 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ приказом директора школы-интерната № 876-к Заира Казавгаджиева 7 июля нынешнего года была уволена. Основанием послужило заявление о выходе из отпуска по уходу за ребенком воспитателя Багират Махаевой от 06.07.2021 г.

В Уведомлении № 1, подписанном и.о. директора образовательного учреждения Пайзутдином Юсуппаевым, говорится: «Уведомляем Вас об истечении срока Вашего трудового договора № 217 от 10.03.2020 г. 7 июля 2021 года Вы будете уволены по пункту 2 ч. 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ (выход основного работника). Прошу явиться для ознакомления с приказом и забрать трудовую книжку».

Казалось бы, что тут не так, соблюдены правовые нормы, всё соответствует букве закона, и выносить сор из избы не следует, потому что нет оснований для этого. Но несмотря на эти факты воспитатель (бывший) Заира Казавгаджиева, затаив личную обиду, начала писать во все инстанции, чтобы директора школы Зайнаб Магомедмирзаеву привлечь к ответственности.

В беседе с нами завуч школы Заидат Темирбекова отметила: «Дети попадают к нам в шестилетнем возрасте. Наша задача – создать им максимальные условия для адаптации к нормальной жизни, чтобы они не чувствовали себя в чем-то ущемленными. Ведь здесь им предстоит прожить одиннадцать лет. Интернат – второй дом для них.

В этом отношении нам повезло с директором. Зайнаб Ахмедовна – опытный специалист, прошла несколько специализаций, она педагог-дефектолог, педагог по дошкольному образованию. Интернатом успешно руководит более 18 лет, благодаря ей в 2020 году наше учреждение стало победителем Всероссийского конкурса «Доброшкола». Именно под руководством много чего здесь сделано, как говорят большое видится на расстоянии. Только слепой не заметит, какие положительные перемены произошли у нас».

Но вдруг начались проверки. В течение полгода школу проверяли одиннадцать раз: ОМВД по Кировскому району г. Махачкалы, прокуратура того же района, УФСБ по Республике Дагестан, Следственное управление Следственного комитета России по РД, Управление по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП), МВД по РД, министерство образования и науки республики, Управление образования города, администрация Махачкалы.

Проверяющие изымали документы, брали объяснительные не только у директора школы, но и у многих преподавателей. Всё это время коллектив трясло, почему из-за одного воспитателя должны страдать все остальные, работать в стрессовом состоянии, которое в конечном итоге может сказаться на детях-инвалидах. А этого ни в коем случае недопустимо.

Итогом этих «внеплановых проверок» явилось то, что в составленном ими документах говорится: «факты не подтвердились, нет оснований для реагирования». Слава Богу, что обошлось так мирно. А сколько нервов это стоило коллективу, где работают опытные, прекрасные педагоги, душой болеющие за детей, которые ежедневно проявляют доброту и сострадание.

Сейчас педагоги и техперсонал школы-интерната готовят открытое письмо на имя Сергея Меликова, в котором они настоятельно просят Главу Дагестана оградить их от жалоб Заиры Казавгаджиевой, которая мешает работе всего коллектива образовательного учреждения.

Редакция нашей газеты будет следить за дальнейшим ходом событий специальной (коррекционной) школы-интерната в поселке Ленинкент, одного из лучших учебных заведений на Северном Кавказе.

 Гаджи Мирзаев,

член Союза журналистов России