О добрых намерениях

(публикация 2013г.)

 

1 марта в Махачкале открыли завод по производству газобетонных блоков. В церемонии открытия принял участие глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Он особо отметил, что очередное открытие крупного предприятия в Махачкале является нормой для столицы республики. Махачкала работает и создает все новые рабочие места.

«Столица, — сказал глава, — выдерживает огромную нагрузку, огромный наплыв дагестанцев, которые едут сюда в поисках работы. У Дагестана богатая история. Но народ, который не хочет работать, не имеет будущего. И поэтому, сегодня надо созидать, надо работать. Пусть смутные времена останутся в прошлом».

Глава тепло и доброжелательно отозвался о городе в присутствии Саида Амирова. Он не мог не оценить острый аналитический ум Саида Амирова, умение доводить любимое дело до совершенства.

Махачкала – это мини-Дагестан, мощный политический центр, позволяющий существенно влиять на развитие всей республики. В Махачкале проживает треть всего голосующего населения республики.

…Богатство и величие города заключается в людях, в человеческом потенциале.

А то как-то странно получается: Абдулатипов не всегда говорит то, что думает, и, оказывается, держит камень за пазухой. Через короткое время, а именно 17 июня, он как флюгер кардинально изменил свое мнение о мэре, о городе.

При проведении рабочей встречи с исполняющим обязанности мэра Махачкалы Муртазали Рабадановым Рамазан Абдулатипов отметил, что в столице республики сделано много, но в то же время практически нет места для отдыха горожан… Речь идет о побережье Каспийского моря, а он, как будто, не знает историю строительства города.

Освоение побережья шло уже с 18 века. До рождения Саида Джапаровича были построены порты, заводы, фабрики и мелкие промысловые предприятия… По всему побережью находятся разные предприятия: рыбный завод, консервный завод, хлебозавод, мясокомбинат, завод лакокрасочных изделий, Махачкалинский международный морской торговый порт, Махачкалинский морской рыбный порт, махачкалинское отделение Северо-Кавказской железной дороги и др.

В советское время огромные территории побережья моря были загорожены, у каждого солидного предприятия имелась своя зона отдыха для работников.

Уже в бытность главы города Магомеда Абдуллаевича эти охранные территории побережья были распределены и проданы. Этими вопросами занимались Госсовет, Правительство, Народное Собрание РД, разные ведомства, учреждения и силовые структуры республики.

Надо вещи называть своими именами. Для того, чтобы поднять свой рейтинг, необязательно говорить неправду и прикрывать голую правду дешевыми словами. Прирожденный оратор, Абдулатипов понимает, что сказанное им находит отклик у обывателей и молодежи. Его фразы иногда уходят в массы и не всегда запоминаются, как он хотел бы. И это бумерангом бьет по его голове. Пока не весь народ одурманен его речами. Он так занят самолюбованием… Превратился в Нарцисса – я, я, я – уже не знаешь, и в конце же начнется – мы, вы…

Если «Вы», то обязательно язвительно-оскорбительно… Наши предки говорили, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Сегодняшний человек видит мир глазами средств массовой информации. И они – СМИ — сознательно искажают нашу реальность. Людей пытаются подогнать в один пустой чемодан, чтоб были более ручными.

Слушая Абдулатипова, можно подумать – какой он эрудированный человек. Он легко имитирует добро, создает себе имидж благотворителя, легко соря чужими деньгами. Такие поступки совершает при полном зале, на официальных мероприятиях республики.

Моя мама говорила, если правая рука делает добро нуждающимся, то левая рука не должна знать об этом, ведь афишировать свои богоугодные дела большой грех. Истинное добро не демонстрируется и не озвучивается. Для человека, который не привык оказывать помощь бедным и нуждающимся систематически, один раз, когда оказал, конечно, для него – это большое дело. И когда у бедного человека появляются копейки, то их звон слышен далеко… Человек, привыкший жить в достатке, всегда будет держаться степенно.

Абдулатипов знает, что он главный человек в республике. Он хочет стать солнцем, чтобы вокруг него крутилась челядь. Так поступил и с прессой, и с российскими каналами…

Думаю, чтобы отличить родниковую воду от водопроводной, достаточно попробовать одну каплю. А иногда и это необязательно. Понюхаешь — и все ясно. Скоро дагестанский народ поймет, какую линию он гнет. У нас все говорят о том, что надо разобраться, навести порядок. Но речь не идет о настоящем порядке, такой порядок никто наводить не хочет.

Видимо, наша республика еще не созрела для того, чтобы жить по четким законам, перед которыми были бы все равны.

На бытовом уровне там, где обитает простой человек, «манны небесной» дождутся не скоро. Едва проснувшись, человек сталкивается с массой неудобств, проблем и унижений. Думая о том, каким бы мы хотели видеть Дагестан в будущем, мы, как правило, рассуждаем о качестве власти. Про качество народа мы говорим не так охотно.

Удивил разговор, который состоялся у Рамазана Гаджимурадовича с мэром Махачкалы Муртазали Хулатаевичем. Абдулатипов предлагает дагестанцам подготовить ответ на вопрос: «Какие три задачи нужно в первую очередь решить в Махачкале?! Ответы будут проанализированы, а самые сметливые (3-5 человек), которые наиболее объемно раскроют тему, будут приглашены на обед с Рамазаном Гаджимурадовичем и Муртазали Рабадановым. Это звучит неприлично по отношению к городу и горожанам. Почему не заглянуть в план развития Махачкалы?

Ведь есть стратегия социально-экономического развития территориальной зоны г. Махачкалы до 2025г. И этими планами и задачами должны заниматься специалисты-профессионалы. Мы же не колхозный двор строим внутри города. Какое пренебрежительное отношение к Генплану застройки Махачкалы.

Владимир Познер в своей программе, обращаясь к Абдулатипову, говорит: «В 90-х годах для вас это было время назначений, отставок, за три года вы трижды входили в правительство, трижды уходили в отставку».

Он участвовал потом в предвыборной кампании на пост вице-президента, занял шестое — последнее место. Другой на его месте давно ушел бы из политики, но только не Рамазан Абдулатипов. Идя к своей цели, он применял любые средства и шел по трупам. И сегодня все делает, чтоб Саида Амирова сгубить в СИЗО. Думаю, что они за большие деньги купили всех работников следственных органов. Иначе быть не могло, они пошли ва-банк.

Доверие Рамазану Абдулатипову оказал только бывший Президент РД Магомедсалам Магомедов. Когда Абдулатипов пришел на прием к президенту с просьбой помочь другу баллотироваться кандидатом в депутаты ГД, Магомедсалам Магомедов шутки ради сказал: «Зачем за других просишь, лучше тебя поддержим, ты станешь депутатом Госдумы от республики». Наверное, Магомедсалам Магомедалиевич хотел его «красноречие» на благо республики использовать. Благодарность за это не заставила себя долго ждать. Это была его большая ошибка, потому что дагестанский народ давно уже подзабыл о его существовании, хотя он говорит – все время поддерживал связь с республикой. Да, поддерживал как «свадебный генерал».

На бывшего ректора Московского университета культуры и искусств студенты и выпускники написали обращение к Владимиру Путину с просьбой остановить процесс уничтожения одного из старейших вузов России. В своем обращении студенты пишут: «…МГУКИ сегодня – это потемкинские деревни, за красочно размалеванными стенами которых творится произвол… создана и активно функционирует дагестанская организованная преступная группировка, цели которой по-видимому, несколько шире, чем просто захват недвижимости и преступное обогащение. Идет последовательное и настойчивое, омусульманивание университета, криминализация всего образа жизни Левобережья».

Отчаянный крик студентов был услышан. Отставка. Абдулатипов приехал в Дагестан и началось запугивание всех руководителей городской администрации. Каждого заместителя главы города приглашают в силовые органы и предлагают добровольно уйти, находят на них компроматы и используются угрозы в отношении детей, близких родственников и друзей. Не все могут такое выдержать: одни добровольно уходят, другие попадают в больницы, иные в очередной отпуск с последующим увольнением. Идет настоящий геноцид.

Дагестан вернулся в 1937 год с известными всем последствиями. Наверное, тогда было больше человечности, чем сейчас. В основном, туго приходится ближнему окружению Саида Амирова. За время работы Абдулатипов, действительно, сколотил сильнейшую команду, которая все сметает, нагоняет страх на людей.

Многие специалисты не выдерживают издевательств и угроз и сами уходят с должностей, многие, чтобы содержать семьи, кормить детей, готовы выполнять все указания и команды Абдулатипова. У него инквизиционные методы работы. Порядочность человека видна в том, как он общается с маленькими людьми. Сидя на высоком кресле, легче издеваться над маленькими человечками. Когда все властные структуры находятся в твоих руках, твоя власть решает, кого наказать, а кого миловать. Жаль, что человеческая жизнь зависит от таких личностей.

Давно отменили крепостное право, но многие до сих пор рабы, хотя говорят, что рабства в Дагестане не было (Абдулатипов хвастался, что освободил дагестанцев от рабства). Никто не знает, что будет с нами, что будет с республикой. Многие горожане придерживаются принципа – моя хата с краю, я ничего не знаю.

Такое равнодушие — хуже предательства. Сегодня беда коснулась моей семьи, а завтра? Не спрашивай, по кому звонит колокол…

Все Абдулатипов совершает с благими намерениями, а в итоге получается то, что мы видим и слышим. Говорят, что он даже дал указание Главпочтамту и телеграфным агентствам на площади, пр. Гамидова, пр. Ярагского, чтобы не принимали ни телеграммы, ни писем в поддержку мэра Махачкалы от жителей республики. Поток писем, телеграмм в Москву их испугал. Боятся народного гнева, не хотят, чтоб Москва видела, какая большая поддержка у Саида Амирова.

Идти вперед с повернутой назад головой невозможно. Надо смотреть вперед, надо думать о будущем Дагестана, с угрозами, контрмерами, железом и кровью демократичную республику не построить. В городе настоящая катастрофа.

Аристотель сказал: «Человек, который не знает своего народа, не знает своей истории и культуры, всегда готов к войне, а не к созидательной деятельности». А на память невольно приходит общеизвестное: «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Как об этом не вспомнить, когда узнаешь, что столько лет находясь вдали от родной республики, новый глава не знает свой народ и его потенциал.

Проблема Рамазана Абдулатипова в том, что он не может побороть комплекс неполноценности и стать нормальным человеком. Проблема еще и в том, что критиковать сам себя он не может. А лучше него критика не найти.

Неужели вам непонятно: у вашей команды нет меры ни в чем, а беспределу должен быть предел.

Сегодня у меня нет рецепта для объединения всех дагестанцев. Боюсь его сейчас нет ни у кого. Но это не позволяет опускать руки. Надо обязательно что-то делать: искать тот клей, который склеил бы разбитую чашку. Важно не то, каким будет политическое устройство республики, важно, каково будет качество нашего народа и качество его жизни.

Да, есть люди разрушители, а есть созидатели. Сегодня разрушители активны. Но я уверена, что для объединения все-таки еще есть потенциал. Трагедия заключается в том, что в республике уничтожается элита, мыслящая государственными категориями. Уроки своей истории надо помнить. А ошибки исправлять, а не наказывать, даже если это раздражает многих.

Как писал Булат Окуджава: «Может быть, кто и осудит сначала, но не забудет потом». Сейчас опять пойдет отток русских и других национальных меньшинств. Саид Амиров поддерживал малочисленные нации. Русских в Махачкале проживает – 5,4%, при 3,6 % по Дагестану в целом.

Сегодня только новая команда чувствует себя вольготно. Из-за дагестанских бандитов в 90-е годы уехали русские и евреи. Особенно помнятся Ульяновский переулок, городок нефтяников, в городе Махачкале, в которых в основном жили русские, опустели в одночасье.

Лихие 90-е годы — забыть вас невозможно. А сейчас ждет угроза со стороны близких и друзей главы, надо же для родни, для земляков и для всех, кто примазался к команде, освободить рабочие места, должности.

Нет такой государственной структуры власти в республике, которой бы ни коснулись щупальцы команды нового руководителя. Дагестан загипнотизирован красивыми речами.

Но и это пройдет.

Материал написан в 2013 году, но и сегодня не потерял актуальности.

 

P.S. Когда за взятки попал в тюрьму Раджаб Абдулатипов, я тоже не смеялась и не плакала.

 

 

Патимат Тазаева

2013г.